Начало

Галина Санорова
                «Водка создана для того, чтобы русские не правили миром»

   Прочитала очень интересную книгу В.Иванова «И будет вечная музыка». Читала быстро, все мне знакомо, сама я тоже из Академгородка. И учились мы с ним в одно время, и работали в НИИ тоже одновременно, но жили в параллельных мирах, проживая в соседних квартирах. Все в книге основано на реальных фактах. Валентин Иванов талантливый, волевой, смог без репетиторов и помощи поступить в университет, защититься через год после его окончания. Но  его восприятие алкоголя побудило меня написать эту заметку, хотя сам Иванов подчеркивает, что он не пил тогда совсем. В юности Валентин учился в мореходном училище. Разный народ собрался там, но пили много. Через весь рассказ об училище и о флоте проходит фраза –« мы все пропьем, но флот не опозорим». Возможно ли это? Нет, конечно – или пить, или честь хранить. И в книге много доказательств тому. Вот студент перепился, пошел на танцы и избил преподавателя, получил срок, и его выгнали из училища. Это называется – не опозорил, как тогда еще можно опозорить? Вот другой по пьяни выбросился за борт и утонул… Но самая страшная трагедия произошла, когда Иванов плавал на рыболовецком судне. Зашли в Магадан, простояли там неделю, все «не просыхали», да еще и на борт взяли несколько ящиков водки. Когда поплыли в море, начало штормить. Температура чуть ниже нуля, вода не замерзает, так как все время в движении. А вот, когда волна накатывается на палубу, то на палубе остается тонюсенький слой льда, этот слой нарастает, так как волны накатывают одна за одной. И вот уже гора льда на палубе, нарушается равновесие, и корабль переворачивается, почти все при этом погибают. Капитан на судне Иванова был здравомыслящим человеком, приказал всех спящих после пьянки  разбудить и откалывать лед на палубе. И его корабль не перевернулся. А 4 корабля перевернулись, и 4 экипажа погибли. Чья это вина? Только водка виновата в этой трагедии.   

   И я вспоминаю не безоблачную жизнь моих односельчан. Вот бедолага – тетя Клава. Красивая, умная. Начала работать подростком в колхозе в войну. Голодала, ела пропастину. Не было обуви, ходила босиком до самого снега. Глубокой осенью отогревала ноги в горячих коровьих “лепешках”. После войны работала в колхозе дояркой. Вышла замуж за любимого, но война выкосила деревенских мужиков, разбитная вдовушка соблазнила ее мужа. Клава поехала в военкомат и попросила, чтобы мужа забрали в армию, думала так оторвать его от вдовушки. Муж в армии, а тут в ее стаде пропадают 3 коровы и по тем суровым законам или нужно заплатить, или тюрьма. А где деньги у бедной колхозницы, даже официально зарегистрироваться с мужем в сельсовете, денег не нашлось. Но в соседнем селе работает геолого-разведочная партия и работал там мужик Ефим из их краев. Мужик под 2 метра ростом, хромоногий, со свернутым набок носом, заприметил красавицу Клаву и предложил заплатить за коров, если она выйдет за него. Тюрьмы Клава боялась и вышла 2-й раз замуж, помня о своем любимом. Сначала ее тошнило при одном виде Ефима, но потом привыкла. Но вот беда – Ефим пил, а когда выпьет, избивал Клаву до полусмерти. Однажды ее еле выходили. Клава была из кержаков и не пила. Но проповедуемое равноправие мужчин и женщин в их деревне поняли по-своему. Уж если нельзя защититься от побоев, то можно пить вместе с мужиками, а там будь, что будет. И вот лучшая доярка, у которой спорилось в руках любое дело, она и шила, и вязала, и ткала, и вышивала, сначала понемногу выпивала, было противно, но потом чувства притупились и она напивалась до бесчувствия. А Ефим ее еще и подпаивал, когда она была пьяной, он делал с ней все, что хотел. И вот к 65 годам Клава стала алкоголичкой. Только ее трудолюбие спасло от того, что она не стала алкоголиком раньше. И вот в замызганной, грязной избе она умерла, никому не нужная, всем в тягость, страдая сама, но вылечиться от этой привычки уже не смогла. «Вином горя не зальешь, а нового наживешь».

   Платонида – мать 18 детей. Та же самая история. Никифор – ее муж мог ее избить и беременную. Вечно в заботах и трудах, работа в колхозе и дома, а тут еще такой муж, вот и  решила тоже попробовать выпить. Сначала понемногу, потом понравилось. Жизнь уже не кажется такой безысходной, воспринимаются даже побои мужа иначе, стала пить все больше и больше. Когда я увидела Платониду в последний раз, это было жалкое озлобленное существо, которое и человеком-то трудно назвать.  И это Платонида – добрейший человек, красавица и трудяжка. Что делает алкоголь с людьми! Из 18 ее детей только двое дожили до старости. Остальные умерли или в детстве, или в подростковом возрасте, или уже в 30 – 40 лет…

   И таких историй можно привести миллионы. И какое горе, что обычно спиваются самые добрые, трудолюбивые люди. В наше время детские дома наполнены детьми таких алкоголиков при живых родителях. Нигде в мире нет столько детских домов.
 
   Но вот что интересно. Водка – горький очень противный на вкус алкогольный напиток. И производителям алкоголя (а в мире так: на первом месте по прибыльности – наркотики – астрономические прибыли, но наркотики – нелегальный бизнес, на втором – алкоголь и табак, на третьем – лекарства) и производителям надо заставить пить людей. Но как? Как заставить начать пить.  Очень просто. Тут вперед выдвигается пиво и вино. При 8-градусном пиве (градусы - это проценты чистого алкоголя в спиртном напитке), выпивая бутылку пива, выпивают как бы 100 граммов водки. Посчитаем- 500г пива (бутылка) – это  5*8 =40 граммов чистого спирта, умножаем на 2,5, чтобы получить 40-градусную, т.е. 40- процентную водку, вот и получится 100 граммов водки. Такое вот оно безобидное пиво, особенно для детей и подростков. Лиха беда – начало. А конец всем известен. Кто не стал пивным или винным алкоголиком, тот часто переходит к водке. Согласна, что много умеренно пьющих людей совсем не алкоголиков, но где гарантия, что они рано или поздно не сопьются. Да, и даже в умеренных дозах алкоголь приносит один вред. Только тот, кто никогда не брал в руки рюмку, никогда и алкоголиком не станет. Часто слышу, вот говоришь, говоришь, а сама-то. Сама не пью ничего, ни шампанского, ни вина, ни пива, ни водки уже более 25 лет, после того, как прочитала профессора Попова «Алкоголь и человек конца 20-го века». И поняла, что «был Иван, а стал Болван, а все винцо виновато».