Украина. Былое, настоящее и думы

Зиновий Бекман
Украина. Былое, настоящее и думы

    Трагические события, как следствие, происшедших на Украине политических катаклизмов, многих из нас, в том числе в самой Украине, застали врасплох. Все задаются вопросом. Как такое могло произойти, чтобы в первой четверти XXI века возродилась "бандеровщина"?
    На самом деле её идеи в Западной Украине, передаваясь с молоком матери из поколения в поколение, никогда  не умирали.
   На протяжении нескольких столетий, находясь в составе Австро-Венгерской империи, затем Польско-Литовского государства, Западная Украина не имела своего государственного суверенитета. Правящая элита этих стран, особенно  Польши, относилась к украинцам, как к холопам, людям второго сорта. В украинском обществе зрело недовольство унизительным положением своего народа и ещё в середине XIXвека рождается идея "незалежности" Украины, которая становится основополагающим стержнем в идеологии Общества Украинских Националистов (ОУН)
   Стремление  к независимости-это законное право любого народа. В нем заложено рациональное зерно патриотического национального движения на пути к самоопределению. Однако, когда лидером  ОУН стал Степан Бандера, оно приобрело черты крайне радикального национализма, замешанного на терроре, крови и предательстве.
   Особенно это проявилось в период Великой Отечественной войны, когда образованная по заданию Вермахта, при непосредственным участием Степана Бендеры  УПА(Украинская повстанческая армия), в т.ч. дивизия СС Галичина , воевала на стороне фашистской Германии, принимая самое активное участие в карательных акциях против мирного населения на оккупированных территориях. С этого момента, вплотную состыковавшись с фашистским режимом гитлеровской Германии, ОУН  наследует её фашистскую идеологию.
   Своими кровавыми злодеяниями против мирного населения собственной страны и боевыми действиями против Красной  Армии," бендеровцы" скомпрометировали  основную идею , возникшего ещё в Х1Х в. ОУН , а само понятие "бендеровщина"  после войны стало нарицательным и ненавистным, в том числе в Украине.
   Однако, идея получения Украиной независимости  ещё многие годы продолжала  будоражить умы, особенно на Западной Украине.
   В пятидесятые годы прошлого века во время службы в армии в  Севастополе в армейском ансамбле песни и пляски был у меня сослуживец Слава Полищук. Родом  он был  из города Луцка, центра Волыни, интеллигентный и художественно одаренный молодой человек( обладал приятным тенором и хорошо играл на гитаре).  К  неполным 24 годам  успел 6 лет провести за решеткой только за то, что мечтал, как он говорил, о "незалежной Украине".  Его судьбу в то время разделили тысячи его сверстников, живших в  Западной Украине.
  Я думаю, что эту свою мечту он передал своим детям и внукам.  На  руках  моего друга Славы Полищука не было крови. Но мне становится страшно за его внуков, которые лелея в душе заветную мечту деда, оболваненные современными "бендеровскими" вожаками, типа Яроша, могли взять в руки оружие…
    В 1963 году, став студентом Львовской Государственной  консерватории им. Лысенко, я впервые оказался в городе Львове. Город меня поразил  необыкновенной красотой, архитектурным великолепием , европейской средневековой готикой и живописными парками. До этого я читал в путеводителях о том, что Львов называют  "Маленьким Парижем" или "Маленькой Веной". Теперь, когда мне посчастливилось побывать во многих европейских городах, в том числе в Париже и Вене, мне легко согласиться с этими сравнениями. А тогда?
  А тогда мне казалось, что о я попал  заграницу: настолько все в нем было необычно,
  Львов впитал  в себя черты украинской, польской и австрийской культуры. И все-таки он остается украинским городом, основанным в XVIIIв. русским князем Даниилом Галицким. До сих пор на его улицах звучит преимущественно украинская речь. Но она  отличается от языка, на котором разговаривают в Полтаве или в Чернигове. В ней много  элементов польского языка, что придает украинскому сленгу львовян особый шарм.
  Они гордятся самобытностью своей культуры, европейским лоском и несколько свысока смотрят на своих собратьев, живущих в Левобережной Украине.
     К Советскому Союзу, в составе которого оказались не по своей воле в 1939 году, относились  с плохо скрываемой неприязнью. Я помню, как во время  телевизионных трансляций игр чемпионата мира по хоккею, когда фаворитами были сборные  команды СССР и  Чехословакии, в просмотровом зале студенческого общежития, большинство дружно болели за чехов.
   Всех русских презрительно называли "москалями". Меня, приехавшего во Львов из Крыма, русофобия местного населения удивляла больше, чем проявления антисемитизма.
   На вступительных экзаменах в консерваторию накануне экзамена по сочинению  консультацию по русскому языку педагог проводил на украинском языке. Когда я сказал ему, что плохо понимаю украинский язык, он задал мне вопрос(на украинском языке): "Как ты относишься вообще к украинскому языку?" Я ответил вопросом на вопрос: "А как я могу относиться к языку Тараса Шевченко, Ивана Франко и Леси Украинки"? Педагог удовлетворенно кивнул и продолжил консультацию на русском языке.
   На самом деле я не слукавил. Мне,действительно, нравятся украинский литературный язык и украинские народные песни, мелодии которых, по эмоциональному восприятию, близки итальянским песням.
    Во время учебы в консерватории большинство лекций приходилось слушать на украинском языке, и поэтому к концу обучения я практически овладел языком и свободно без словаря мог читать книги. А вот свободно говорить и писать мне было сложно, поэтому все устные экзамены я отвечал на русском. Проблемы возникли, когда начали изучать курс "История украинской музыки." Педагог курса доцент Мария Леонтьевна Белинская поставила условие – отвечать только на украинской мове и когда я не подчинился её требованию, невзирая на то, что  отлично знал материал, в зачетной книжке за первый семестр появилась "тройка", То же самое случилось через пол года в следующем семестре. Когда я попытался  протестовать и говорить, что по курсам зарубежной, русской и советской музыке у меня все "пятерки", она полистала зачетную, удостоверилась и снова поставила "тройку." И вот последний третий семестр. Мария Леонтьевна спрашивает: " Ну, як товаришу Бэкман, якой мовою будэтеэ видповидаты?"  Я буквально вскипел и в сердцах проговорил: "Мария Леонтьевна, меня же историю немецкой музыки не заставляли отвечать на немецком, итальянской – на итальянском. Кстати, моя жена учится в Киевской  консерватории и у них курс истории украинской музыки вообще читали на русском. Мария Леонтьевна покрылась испариной, вскочила со стула и буквально прокричала: "Вот это гарно хлопец подмитив, в столици радянскои Украины не разумиют риднои мовы".! Открыла мою зачетную книжку,  пробежала глазами вопросы в экзаменационном билете и, не требуя  моих ответов, поставила "четвёрку", которая и вошла в диплом…
   Меня, в то время молодого человека, воспитанного на коммунистических идеалах и патриотизме, многое в мировоззрении моих консерваторских сверстников удивляло. Часто, особенно, длинными, зимними вечерами, засиживаясь в комнате общежития допоздна, мы довольно откровенно дискуссировали. Их высказывания меня не только шокировали, но и пугали: отрицание значения Великой Октябрьской революции и Великой Победы. Я им доказывал, что если бы не было этих двух величайших событий ХХ века, то они бы сегодня не учились в консерватории, а на хуторах, где батрачили их деды и отцы, как и они, крутили бы волам хвосты.
   По сути своей я человек достаточно общительный и доброжелательный и потому со всеми  людьми в различных коллективах: школьных, студенческих, армейских и трудовых у меня всегда складывались хорошие отношения.
   Так было и в комнате консерваторского общежития. В нашей комнате жил студент  дирижерско-хорового факультета, родом из какого-то райцентра в Закарпатье. Звали его Ваня Легкий, который довольно часто позволял себе антисемитские высказывания. Как-то я одернул его и спросил:
    - Ваня, объясни мне, за что ты так не любишь евреев?.
    - Они распяли Христа.
    -  А тебе, Ваня, известно, что сам Иисус Христос был евреем и распяли его не евреи, а прокуратор Иудеи римлянин Понтий Пилат ( Незадолго до этого я прочел опубликованный в журнале "Москва" роман Н.Булгакова "Мастер и Маргарита") По глазам видел, что Ваня этого не знал. Он недоверчиво смотрел на меня и не мог ни чем возразить. Потом нашелся:
    - У нас в райцентре все бояться лечиться у евреев- врачей, потому что они хотят уничтожить украинскую нацию. Я читал, что еврейские ученые хотят уничтожить историю Украины.
     - Где ты, Ваня, набрался этих бредней. Во-первых дело врачей было
сфальсифицировано и закрыто. Их всех реабилитировали. Во-вторых, как можно уничтожить историю страны. Это же не книжка, которую можно взять и сжечь. Как ты студент ВУЗа можешь верить таким глупостям. С такими мыслями, как у тебя люди попроще участвуют в погромах  и убийствах, как это делали в ваших краях беандеровцы.
    -Бандеровцы воевали за Украину, за идею.
      - А что за идею можно убивать? А ты бы мог убить?. Например, меня?
      - Ты, Зиновий, хороший парень, хотя еврей и москаль. Ты же знаешь я тебя уважаю, но если бы в борьбе за высокую идею ты стал на моем пути, то, наверное, смог.
    Тогда в его откровенность я не очень поверил. А теперь на фоне происходящих на Украине событий, думаю, он был честен..
    Я пытался докопаться до сути их неприязни  не только к России, но и  к украинцам, живущим на Левобережье. Россию они олицетворяли с Советским Союзом, который их насильственно присоединил к Советской Украине, а Левобережье за то, что в свое время Богдан Хмельницкий добровольно продался  "москалям".
    -  Послушайте,- старался я парировать,- войдя в состав Советской Украины, образовалось единое мощное индустриально развитое европейское государство, но в составе Советского Союза. Что Вас не устраивает? Вы же так долго мечтали о своем государстве. Если бы этого не произошло, то всю Западную Украину после войны по частям разделили бы между Польшей, Венгрией и Румынией.
   И тут, вдруг, заговорил баянист Миша Лавринец из Ивано-Франковска, до этого, не проронивший за весь вечер ни одного слова ( к сожалению через несколько лет после окончания консерватории он погиб в автокатастрофе):
   - Понимаешь, Зиновий. Все народы, как и мы , входившие в составы Австро-Венгерской империи и Польского государства в конце концов получили независимость: Австрия, Венгрия, Польша, Чехословакия, Румыния... И только народы Западной Украины так и не дожили до полной"незалежности". Нам очень обидно!
    С того памятного для меня разговора прошло всего пять десятилетий. Распался Советский Союз. Украина получила, наконец, столь вожделенную и долгожданную "незалежность". Но как она ею распорядилась?
    За прошедших 23 года не нашлось ни лидера, ни силы, ни национального движения, способных консолидировать украинское общество по пути прогресса и строительства процветающего государства.
   Напротив, его разрывали националистические противоречия, оранжевые революции, рожденные на "майданах" государственные перевороты, фашистский бандеровский шабаш.
    Страну нещадно грабили коррупционеры всех рангов и мастей, Януковичи, Тимошенки, Коломойские, Порошенки и Ахметовы.
   Сегодня  в стране  под названием Украина нет единства: на Западе Галиция и Прикарпатье смотрят в сторону Польши, Закарпатье в сторону Венгрии, а Буковина традиционно в Румынию.
    На Юго-Востоке взоры устремлены в сторону России.
    А куда смотреть Центральной, Левобережной Украине? Разве что в Евросоюз. А там глядишь и до Стокгольма недалеко, учитывая заслуги гетмана Мазепы перед шведским королем Карлом XII во время Полтавской битвы.
   Но сегодня не до шуток. На Юго-Востоке  Украины идет Гражданская война: проливается кровь и гибнут люди, граждане независимой Украины.
   И, как это ни прискорбно, но на сегодня, именно ЭТО, главный итог её "НЕЗАЛЕЖНОСТИ".
Думаю, не о такой "незалежной" Украине мечтали мой армейский сослуживец Слава Полищук и консерваторский сокурсник Миша Лавринец.

              Опубликовано: Газета "Новости недели" (Израиль)05.06.2014