МНЕ БЫЛ ДОБРый пример заразИтелен а БРАТ кумиром!

Владимир Крыленко
ДЛЯ МЕНЯ БЫЛ хорОший пример заразИтелен, а БРАТец - КононЕнко БОРя - кумиром!
На ФОТО (Кононенко Бориса Николаевича): НАШи братики (в Августе 1953-го)
                и НАШ ставОк-пруд -
                в НАШих "ВИЛЬХах"-ОЛЬХах -
                на речУшке КамышевАхе -
                убИтый "НОВою ВЛАДою-ВЛАСТЬю")

                Кононенко Борису Николаевичу -
                к 60-ЛЕТию последнего звонка
                НАШего класса 10-А СШ №53
                городкА КАДиевка ЛугАнская

КононЕнко БОРя - мне (КрылЕнко) = ДВАЖды троЮродный брат.
Без сомнений можно сказать, что Боря был моим ЕДИНСТВенным кумиром -
в 1949-1959-е ГОДы (в старшем детстве и в студенчестве):
я пытался брать с БОРи пример во всём!
Правда - и БОРЯ тоже кое-ЧТО <БРАЛ> у нас:
я БОРю от гибели СПАС (в 1953-м):
Боря залез на дерево КЛЁНа ВиргИнского (мягкая хрупкая древесина),
навИсшее над ВИЛЬХовым переулком и каменным ТЫНом,
а на высоте "6-7 м под БОРей обломалась ВЕТКа,
но я успел ухватИть БОРю за шиворот свитера - и удержал,
пока БОРя САМ успел ухватИться за ВЕТКу поКРЕПЧе...

И БОРя даже <мужчиной СТАЛ> в хатёночке, пострОенной моей МАМой -
вместе со мной,
и собственно <мужчиной СТАЛ> - вместе с МарИей ОЛЭКСэнко,
ЖИВШей вместе со мной (вместе во ВСЁМ - окрОме жизни половОй!)!
 Боря. Увидев у нас помост-ночлежку (сооруженный мной
(для спасения и защИты от бандИтов - в летние месяцы, когда МЫ спали в садУ ) -
на высоте 5 м от земли) -
на дереве дикой лесной груши, Боря соорудил помост и у себя в саду,
но не на дереве (не было подходящего), а на столбах (тоже в 5м от земли).
Но там никто не спал! А я прыгал с него 3 раза -
очень <сущило-простреливало> БОЛЬю ноги при ударе о твёрдую землю!

БОРя ВСЕГДА выделЯлся быстрой сообразИтельностью и умЕнием!
             Вот Этому примеры:

6 ноября 1949-го Боря, Виня (двоЮродный брат БОРи), Вова Страхов
(квартирАнт БОРи) и я (сосед БОРи через Луганскую дорОгу)
пошли в урочище "ВИльхы" и только залезли (через дыру в заборе)
к карусЕлям пионерского ЛАгеря (на ней перед этим оторвало руку мальчику),
как тут к нам по аллее идёт сторож с двумя бабами;
его собака молча - НЕ бежит - МЧИТСя к Боре,
но Боря спокойно (словно мяч!) бъёт ЕЁ кирзовым сапогом в челюсть,
собака совершает кувырок-сальто и молча - НЕ бежит -
МЧИТСя - назАд к сторожу, а мы все молча вылезли через ТУ же дыру в заборе,
перебрались через речУшку КамышевАху и залезли по крутому склону наверх.
Там много ворОнок (4-5 метров в диаметре) -
от взрывов НАШих бомб (бомбИли электроСТАНцию, а МЕТили сюдА -
на плато горЫ!), заполненных тающим снегом.
ТУТ МЫ побросались снежками, но в БОРю НИ РАЗа НЕ попАли,
а я попал Вове под ЕГО коленку сзади,
ОН заплакал и мы пошли в посЁлок Семь-и-ВОСемь (шахты №7-8) -
на <концерт> в школу №37 - располОженную в половИнке казАрмы (4 комнаты),
остАвшейся от взрывов НАШих бомб (бомбИли врагов,
а МЕТили и МЕТКо попадАли сюдА - в жилища НАШих пролетАриев!)...

В последний день учёбы в 7 классе, УЖЕ ПОСЛе последнего звонкА -
перед самым последним уроком - Боря и я зашли с перемены в класс,
а вокруг нашей парты (в 7-мом классе появИлись парты - и Боря и я сидели рядом) -
стоит толпа учителей и учеников, директор школы №37
(Полосин Сергей Гаврилович - низенький, кругленький, учтивый математик)
и наш клас-рук (БеспАлов Ал-р Львович - учитель немецкого, истории и физики;
бывший лётчик с багровыми шрамами от ожогов по всему приЯтному
улыбчивому лицу); все осуждающе глядят на нас и говорят нам:
<- Вы исключены из школы!>
(за то, что за 10 минут, что мы не были в классе, -
кто-то что-то (я так и не узнал - что) написал на нашей парте)!
А ни Боря, ни я - не только не писАли,
но и ни разу не произносили <нецензуру>!
В 7-мом классе Боря даже придумал <химическое> (мы изучали химию) ругательство:
<- АнгидрИт твою ПЕРекись МАРганца!>
(похОжее - <- А йядрИть твою МАТушку!> -
говорила БОРина Бабушка Евдокия Тарасовна!
На меня наПАли злость, апатия и безразличие от такого
идиотизма взрослых, уважаемых людей;
я ушёл домой - с САМого последнего урока...
А БОРя - нашёл нахОдчивый ВЫход -
и ... - и <инцидент был "испЕчен>, испЕрчен и исЧЕРпан"!

В 1-3 классах Боря уже хорошо рисовал, используя приём свето-тени.
Мне нравился его наклонный напрАво (а поПОЗЖе - БОРя начал поХАЖивать -
и "наЛЕво"!) почерк с параллельными линиями букв  И вскоре -
и я тоже начал так писать и отучил себя от него на более разборчивый -
уже при учёбе в институте...

    В 1950-том Боре ПАПа-МАМа (ОБА в ВойнУ сохранИлись!) -
МЯЧ купили - настоящий (надувной) - волейбольный мяч
(а играли им - и в футбол!)! ТогдА Это было для меня ЧУДом!
И БОРя - и в ЭТом - с-ХОДу преуспЕл!

А в 1952-ом БОРе купили велосипед, фотоаппарат <Зоркий> (за 800 рублей)
и гитару. Боря всё быстро освоил. Он хорошо и много ездил на велосипеде,
но, в отличие от небрежного братика ВИни, -
не швырял его безЖАЛостно на землю после ездЫ,
а бережно протирал, чинил, выпрямлял погнутые спицы, центровал колЁса, заклЕивал порваные камеры...
     Боря фотографировал пейзажи, людей и собак, печатал фотографии
(у меня есть много ЕГО снимков).
     Боря по самоучителю сам освоил гитару, сам настраивал её и сносно играл
(для меня это было непостижимо).
    Еще весной 1949-го я увидел, как Боря (по-пути из школы) разговорился
и играл в шахматы со встреченным - почти взрослым парнем ТарАсом
(жившим на посёлке "7 и 8" в хате-СОТах (на 7-8 семей!) - над Ручьём).
А для меня всё это казалось непостижимым -
и разговор с незнакОмцем, и игра в шахматы!
 Но в 1950 я, увидев у Бори красивые лакированные фабричные
шахматы - и себе ВЫрезал (из мягкой молодой вербы) шахматные фигурки
и покрасил их акварелью в чёрное и красное.
      В августе 1950-го Боря с кем-то доплыл (на автомобильной камере)
до середины нашего СтавкА и оттуда - УЖЕ САМ доплыл до берега ("50 м).
Узнав об этом - на другой день - и я сам переплыл Ставок -
в ТОМ же МЕСТе ("100 м)! И с того же дня мы с Борей вместе по 2-3 часа подрЯд
(до посинЕния от ХОЛода!) переплывали Ставок вдоль и поперЁк - по много раз.
Не зря Виня говорил в 1951-ом, что я многому научился у них...

МОИ братцы Виня и Боря выдрессировали меня для спора -
спорить с Ними (возражать и огрызаться на словесные напАдки).
Виня и Боря по пути в школу или из школы (а это - около часа
неспешной ходьбы в один конЕц) провоцировали меня на спор с Ними
и мне приходилось искать аргументы и доказывать Им что-либо -
по самым разным вопросам и ТЕМам (хотя я тогда говорил с трудом,
а с мало знакомыми или чужими - вообще не умел говорить).
      Тогда же я научился цепляться и залазить на-ходу -
в кузов грузовых авто-машин и слазить на-ходу.
     Осенью и зимой (когда в 7 часов утра ещё темно) -
я цеплялся почтИ вслепУю - ориентируясь на тёмный силуэт бортов -
на светлом фоне воздуха - от света фар.
В школу мы нередко ездили на попутных (ехавших иэ Алчевского метал-завода -
на  <ПодземГаз> в город Лисичанск за кислородом) грузвых машинах.
Домой мы тоже часто ходили вместе (Боря и я с Виней), за что городские звали нас <Три мушкетёра>).
     И в кино (1 рубль за 1 билет) после школы заходили вместе.
     В 8-10 классах в СШ №53 я сидел с Борей на последней парте.

В 1949-том дома, в своей комнате Боря показал, как ОН почти без разгОна -
перепрыгивает через высокую спинку стула; я сам никогда бы не осмелился
на этот УЖАСный ТРЮК, но увидев - попробовал - и я сразу смог тоже перепрыгнуть!
     Так же и тогда же - летом 1949-го я осмелился лазить по крутым голым
скалам над водосливом из нашего СтавкА-прудА.
      А в сентябре 1949-го Боря в ихнем огороде бросил в меня копьё
(надеясь, что я успею отскочить), но я растерялся, не сдвинулся
с места и наконечник ударил сверху в подъём моей левой стопЫ.
Сначала было не очень больно, но через 15-20 минут стало очень больно -
во всей ноге и я в тот день в школу не пошёл...
     Тогда же - осенью 1949-го я увидел, КАК Боря с шестом -
перепрыгнул - с крыльца их веранды - через двор - на штабель досок;
я попробовал - и у меня тоже получилось!
после этого я дома в огороде много прыгал с шестом:
в высоту, а потом попробовал прыгнуть в длину -
с крыши сортира (около 2,5м высоты), но в прыжке -
шест переломИлся, я грохнулся спиной (с высоты около 3,5 м) -
об утоптанную землю и чуть не задохнулся - долго не мог вдохнуть воздух!
После этого я уже не прыгал с шестом...
А Боре пришлось прыгнуть ещё. 16 мая 1954-го
(на другой день после <последнего звонка> в 10-м классе школы) -
нас послали на стадион <Победа> выступать (без подготовки) -
за ЧЕСТЬ СШ №53 в легкоатлетическом первенстве школ города Кадиевка...

 Боря и Юра Субботин окончили 10 классов с медалью (серебро):
по 2 четвёрки; а у меня вдруг оказалось 3 <четвёрки>, хотя меня никогда не считали отличником.
     Боря хотел пойти учиться в Одесский гидро-технический институт
(тогда строили много ГЭС и Каналов (в том числе - Канал "ДнепрО-КРЫМ"
и "Северо-КРЫМский Канал") и туда поступила влюблённая в Борю Вера Верёвкина).
Но Мама-Папа отговорили Борю и в июне 1954-го я провожал Борю -
в Киев сдавать документы для поступления в ПолиТех институт (без экзаменов)...
    И тогда же - в июне 1954-го Боря остАвил (БРОСил, поКИНул!) меня одного -
в селЕ КРЫМское (Шестая РОТа): пока я покупал там в лавчОнке -
2 городмкие булочки - авто-грузовик, в котором нас привезли туда -
купаться в речке Донец - поЕхал дальше, а Боря и ЕГО МАМа -
даже НЕ сказали, чтоб меня подождали!
И я нашёл ИХ САМ - пройдя по лесной тропке 4 км.
И ТАМ - на поляне за Донцом, увидев буровую вышку геолого-разведки,
Боря отговаривал меня: <- Не стОит идти в геолого-разведчики,
чтобы увидеть красивые места!> -
И УЖЕ ТУТ я засомневАлся в без-оговОрочной правотЕ моего куМИРа...
ТЕМ более, что к нам домой - Борю старались не пускать -
ЕГО Бабушка и Мама, считавшие нашу хату и Двор -
БордЭлем и притоном бандитов, ббб_ЯДЕй и пьяниц.
В некоторой мере - так оно и было: и Виня, и Боря впервые <познали женщину> -
именнно в нашем Дворе (я же - по-неумЕнию и к моемУ сожалЕнию -
никогда не участвовал: ни в <флирте-СЕКСе>
(о чем я всегда сожалел), ни в пьянках (о чем я никогда не сожалел)).

В 1955-58-х Боре нравилась Вера Бахтина
(ЕГО троюродная и моя двоюродная сестра);
Он с Верой слегка заигрывал и Ей это тоже нравилось.
Но об этом доложили ЕГО Маме в Магадан;
Вера Ивановна была резко против Веры и из Магадана -
последовала строгая команда: <- ОтстАвить и больше НЕ сметь! -
Вера Тебе не пара!>.
    А ПОзже Вера Ивановна сильно сожалела об этом,
сравнивая работящую, красивую, улыбчивую, спокойную, приветливую,
общительную, добрую Веру со своей невесткой Ниной - не так красивой,
неулыбчивой и откровенно враждебно настроенной
(к Вере Ивановне) женой Бори. -
       С Ниной я тогда - в 1984-том - поговорил по телефону;
Нина была недовольна и Верой Ивановной, и Борей:
"- У Бори золотая головА, только дураку досталась и данА! -
   Боря = неудачник - не смог ВЫбиться ни в руководители, ни в учёные!"
                и ТэДэ - в ТОМ же ДУХе!
Но, КАК бы Нина ни злилась, но Боря создал хороший Сад с Домом,
имеет автомобиль, в ?1990 купил 3-комнатную квартиру, а 2-комнатную отдал
дочке. У Бори постоянно толпилась очередь Его поклонниц, желающих побыть с
ним в интимном (самом глубоком, внутреннем, задушевном) контакте. Боря
нечасто, но регулярно ездил на Хутор к Маме и к троюродной сестре Галине
Петровне Калинченко-Шекиной (влюблённой и преданной Ему, как собачка - Она
всегда задавала мне два вопроса: <- Почему ты не привёз Мне Борю?>
и <- Когда ты привезёшь Мне Борю?>).

Боря с ЕГО 180 см РОСТа и 16х16 см ПЕНиса - был выше Вини и меня (166 см).
По привлекательности у девиц Боря был на втором месте (после Вини).
Наша квартирантка Мария ОЛЭксэнко летом 1955 (Боря приехал на каникулы)
долго - около часа заИгрывала с Борей (бЕгая вокруг моей Большой (6*3 м2)
Копаки с проточной водой), потом <среди бела дня> (и я был там) -
за РУКу затащила слегкА упирАщегося Борю в хатку над Копанкой
(где Она тогда жила), а там - в свою постель и сделала из Бори <мужчину>.
Как мне казалось, Боря <Этим> не увлёкся, но мне Он сказал, что ЕМУ -
<Это с Марией> очень понравилось (в отличие от Вини 15 месяцев назад)
и что не зря очень многие сами себя <Этим> развлекают.
         А меня, к сожалению, ни Мария, ни кто-либо другой до сего дня
(24.05.2014) так и не затащили к себе. Так что женившись в 26 лет,
я был полным болваном, да и теперь такой. А после смерти Жены,
мне пришлось самому <таскаться> за сверх-переборчивыми <не-ДАМ-ами>,
воротящими от меня носы и прочие причиндалы-атрибуты <неДАМ>...
    ТАК ЧТО БОРя - коль и НЕ для ВСЕГО МИРа, -
ТО для меня - ТАК и остАлся кумиром!
   Крыленко Bлядимира  24 мая 2014