Полет над гнездом нерки - резюме

Виктор Бугаев
А.В. Маслов, В.Ф. Бугаев. 2011. Полет над гнездом нерки // Петропавловск- Камчатский: Изд-во "Камчтпресс". - 72 с. Табл. - 7, ил. - 72 , библ. - 53 назв., тираж - 1000 экз.


Заключение - резюме

Организация рационального промысла тихоокеанских лососей в значительной мере определяется возможностью надежного прогнозирования численности их подходов и уловов. Разработка точных промысловых прогнозов невозможна без ежегодных сведений о вылове (морским и береговым промыслами) и численности пропущенных на нерест производителей. С 1957 г. и по настоящее время, авиаучет лососей в Камчатском крае стал базовым методом оценки численности рыб, пропущенных на нерестилища.

Авиаучетами многие годы были охвачены все основные речные и озерные системы Камчатки и южной части Корякского нагорья. Ежегодно обследовали порядка 200 речных систем с общей протяженностью водотоков более 80000 км. До настоящего времени, аналогов такой полномасштабной и долговременной оценки степени заполнения нерестилищ лососями ни в отечественной, ни в мировой практике не существовало. Но реалии жизни меняются.
 
До 2003 г. на учетные работы традиционно выделялось до 650 часов, что позволяло осуществлять полный учет производителей и получать детальную информацию об их численности не только по отдельным районам, но и по сезонным расам, т. к. в большинстве случаев по срокам анадромной миграции и срокам нереста у лососей выделяют ранние и поздние формы.

Для проведения авиаучетов,  многие годы применяли комбинацию летательных аппаратов: вертолет МИ-4 (по югу и центральной Камчатке) и самолет АН-2 (по северу Камчатки и Корякскому нагорью).
 С 1978 г. и по настоящее время КамчатНИРО использует вертолет МИ-8, стоимость полетного времени которого с начала 1990-х годов начала непрерывно расти и в летнее-осенний сезон 2009 г. составила порядка 90 тыс. рублей за один час полета.

Одним из выходов, по снижению затрат на авиаучеты, могло бы стать вновь применение самолетов, но подходящих по типу летательных аппаратов в Камчатском крае пока нет. Другой путь, – вместо тотальных авиаучетов, попытаться перейти на выборочные стандартные маршруты, которые бы в целом характеризовали картину заполнения водоемов производителями лососей. Затем,  с помощью переводных коэффициентов, выборочные результаты позволяли бы получать  интегрированное представление о численности пропущенных на нерест производителей тихоокеанских лососей.

Заблаговременно, в ожидании снижения объемов обследований, еще в 2000 г. сотрудники КамчатНИРО уже подготовили предложения по сокращенному стандартному учету нерки в бассейне р. Камчатки (Бугаев и др., 2000). Но до недавнего времени это был единичный пример, но на практике, до настоящего времени, его еще ни разу не реализовывали.
 
С 2003 г. началось снижение объемов финансирования до 300 часов в 2006 г. и даже до 150 часов в 2009 г. Финансирование полетов в 2009 г. осуществили рыбфирмы, добывающие тихоокеанских лососей Камчатского края, но в этом году наблюдались очень высокие подходы лососей. Смогут ли данные работы финансировать своевременно рыбаки в годы менее обильных подходов лососей, сейчас сказать определенно нельзя. Не исключено, что без помощи государства в некоторые годы здесь не обойтись.

В связи со сложившейся ситуацией, сотрудники КамчатНИРО – Е. А. Шевляков и А. В. Маслов, в пределах всей зоны авиаучетов (Камчатском полуострове и Корякском нагорье), разработали методы выборочного учета тихоокеанских лососей на основе их проведения только в самых важных по уровню воспроизводства водоемах. При этом они выполнили условие: получаемые результаты были максимально приближены к тем, какие могут быть получены при тотальных облетах.

Из всего перечня нерестовых водоемов Камчатского края, методом пошагового исключения, они выявили список рек, определяющих основной вклад в воспроизводство каждого вида в каждом конкретном рыбопромысловом районе. В итоге, получилось, что общий необходимый объем полетного времени для ежегодного сокращенного обследования нерестилищ всех видов тихоокеанских лососей в пределах Камчатского края может составлять 220, а с учетом форс-мажорных обстоятельств – до 270 часов.

Дальнейшие перспективы авиаучетов в Камчатском крае в настоящее время пока однозначно не определены. Они слишком дороги, но альтернативы им пока нет и не предвидится.