Бумажный город

Виктор Пашинский
«Одинокая капля крови бесшумно упала в умывальник, расплескавшись отвратительной кляксой…» Мужчина скривился. Он уже и не помнил, когда в последний раз резался при бритье, хотя брился всегда опасной бритвой. В мире, где почти все свихнулись на безопасности, именно это доставляло ему какое-то изощренное удовольствие. День был довольно привычным, казалось бы, доведенным до автоматизма. Одни и те же скупые движения: побриться, надеть деловой костюм, дойти до работы. Даже такой маленький эпизод, как порез, уже выделял его из потока остальных.

Мужчина шел автоматически, думая о чем-то своем. «Бумажный город», где практически ничего не производили, а только перекладывали бесконечные бумажки из стопки в стопку, в абсолютно одинаковых серых бетонных офисах, казался какой-то отвратительной пародией на человеческую жизнь. Поразительно знакомая кошка перебежала улицу. Где-то он ее уже видел… А затем за спиной громко каркнула ворона. Мелочь, но она вывела его из состояния задумчивости – ничего подобного с ним никогда не происходило. Вообще он впервые видел живую ворону. Но от навязчивого чувства дежавю избавиться не удавалось еще долго. «Это было, - кричало ему подсознание, - это происходило с тобой уже десятки раз!».

До офиса он добрался в смешанных чувствах, но однообразная монотонная работа быстро вытеснила все лишние мысли из его головы. Бумажки, цифры, подписи. И так каждый день. От звонка до звонка…

Мужчина протянул руку за очередной распечаткой, как снова накатило это чувство. Оно появлялось регулярно и бороться с ним было бесполезно. Во рту появился вкус железа, он практически ощутил запах, который никак не мог разобрать. Пахло то ли лопнувшим воздушным шариком, то ли стопкой старой, пыльной бумаги…

Он смотрел в пространство потерянным взглядом и никак не мог сосредоточиться. Минуту, две, может быть час. Именно в таком состоянии его и застал коллега. Говорили не долго. Мужчина пожаловался на это временами накатывающее на него отвратительное ощущение чужой памяти. Сказал, что психолог не в силах ему помочь, а врачи просто разводят руками. Коллега, еще не старый солидный мужчина, считал, что это от нервов и переутомления и посоветовал пройти курс «виртуального отдыха». Это когда тебя запихивают в специальный контейнер, поразительно напоминающий гроб и погружают в сон. Он и сам не так давно пробовал. Участвовал в покорении Америки, сплавлял лес и строил лесопилку. Сейчас, когда всё делают машины, такой простой работы и не осталось вовсе…

***

Темнота. Он заперт в какую-то тесную продолговатую ячейку. На лице одет респиратор, пахнущий резиной и старой бумагой. Металлический мундштук оставляет во рту неприятный привкус. От рук тянутся какие-то непонятные проводки на присосках.

Мужчина избавился от респиратора и выпутался из проводов. Крышка откинулась на удивление легко. Он сидел в зале, забитом подобными странными ящиками из непонятного материала. Напоминали они именно гробы с мелькающими сенсорными дисплеями. В правом верхнем углу отображалась иконка батарейки. Где-то она мелькала желтым, где-то красным. На том «гробу», где лежал мужчина, дисплей и вовсе не работал. Сел похоже…

Зал вокруг был полуразрушен. Потолок обвалился в нескольких местах. Судя по огромных сугробах из листья и мусора, здание заброшено уже не первый год. Тот уголок неба, что удалось разглядеть сквозь выбитое окно, был мутным и неестественно черным. Такого он никогда не видел. Даже воздух был каким-то не таким. Слишком густой, тяжелый.

За спиной раздался тихий шорох. Мужчина только и успел, что обернуться, чтобы увидеть отвратительное человекоподобное чудовище, бросившееся на него из темноты…

***

Проснулся он в холодном поту. Да, именно так – стандартное клише из дешевых романов. Пот был липким, неприятным. Его следовало как можно быстрее смыть.

Жуткий, отвратительный, нереально реалистичный сон. Так и поседеть недолго. Вот и слушай теперь чужие советы. В жизни не пойду на этот идиотский «виртуальный отдых», - думал он, принимая душ.

Стандартный по утрам душ, затем бритье. Привычно открыв опасную бритву, он сделал несколько уверенных движений.

«Одинокая капля крови бесшумно упала в умывальник, расплескавшись отвратительной кляксой…». Бесконечно повторяющийся день начался заново.

***

Рассказ напоминает Матрицу, но все же суть у него совсем другая. Не будет никакого восстания машин. Человечество и так отлично справляется с самоуничтожением. Мы ушли из деревень в города и перешли на синтетическую пищу и ткани, ушли из реальности в интернет и заменили настоящие чувства и общение бесцветной синтетикой… Я не говорю, что стало хуже. Стало иначе.

Задумайтесь о том, что вскоре человечество окунется в вихрь виртуальной реальности и заменит настоящую жизнь на синтетическую. Ведь зачем развиваться, чего-то добиваться, если в виртуальности все можно получить даром? Хочешь быть гениальным певцом, героем или миллиардером? Нет проблем. Заплати и погружайся в свой личный рай!

Но не заменим ли мы настоящую, полноценную жизнь, на бесцветную поделку горе-программистов? Ведь никто не узнает, что там внутри. Не боитесь, как этот мужчина из рассказа бесконечно проживать унылый, кое-как стелепанный дизайнерами день?

И остается один важный вопрос. Кто и как будет кормить виртуальное человечество? И нужны ли миру такие люди?