Художественный свист

Вячеслав Вьюнов
                ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ   СВИСТ
      Случилось  это  в  самом  начале  восьмидесятых  во  время  литературного  праздника   «Забайкальская  осень».  Праздники  эти   ещё  оставались  популярными,  ёщё  собирали  много  гостей  со  всей  страны,  ещё  вызывали  интерес  у  читателей,  но  уже  не  достигали   размаха  шестидесятых.  Поэтому   и  планка   уровня   стала  пониже,  и  писатели  приезжали  пожиже.
      Москва   уже  не  присылала  в  качестве  руководителей  семинаров   больших  писателей  и  поэтов,  отправляла   литераторов   второго  или  даже  третьего  эшелона.
      По  обыкновению,  ставшему  традицией,  в  гостинице  «Забайкалье»  за  писательской  организацией   был  зарезервирован  номер  из  двух  комнат  -  то  ли  221,  то  ли  218.
      Собрались  гости,  хозяева  и  мы,  начинающие  поэты  и  писатели,  члены  литературного  объединения  «Надежда»,  руководимого   Василием  Григорьевичем  Никоновым.  Народу  -  битком,  дым  коромыслом.  Принесли  портвейн,  приличное  количество,  купленный  на  общественные  деньги.  Покупать  спиртное  входило в обязанности  литературной  молодёжи.  И  ничего  в  этом  не  было  ни   зазорного,  ни  постыдного.
        Разлили  в  гранёные  стаканы  вино.  Евгений  Евстафьевич  Куренной  на  правах  ответственного   секретаря  Читинской  писательской  организации  и  хозяина  праздника  произнёс  тост.  Выпили.  Поэты  по  кругу  стали  читать  стихи,  прозаики  что-то  говорили  или  произносили  тосты.  Мы,  начинающие,  читали  наравне  со  всеми.  А  надо  сказать,  что  на  то  время  состав  «Надежды»  был  сильным,  каждый  был  непохож  на  другого. Елена  Стефанович,  Николай   Ярославцев,   Анатолий  Дуров,  Леонид  Хазанов  с  его  бессмертным  «Всего  лишь   пни  -  попробуй  пни!»,  Сергей  Куц   и  много   других.  Московский поэт  Владимир,  фамилию  не  помню,   приглашённый  как  один  из  руководителей  поэтического  семинара,   как-то  очень  уж  внимательно  слушал  стихи  молодежи.  Потом  поведение   его  стало  странным   -  по  приближении    к  нему   очереди   прочитать  стихотворение,  он  начал  отодвигаться  от  неё,  а  потом  и  вовсе  унырнул  в  туалет.  А  когда  вернулся,  очередь  благополучно  его  миновала  и  ушла  дальше  по  кругу.  Однако  все  были  немного  раздосадованы   -  интересно  было  послушать  москвича.
       Опять   пошли  стихи,  тосты,  гранёные  стаканы.   И   чем   ближе   очередь  подходила  к  Владимиру,  тем  больше  он  беспокоился  и  напрягался.  И  вот  его  черед.  Он,  волнуясь,  берёт  свой  стакан,  встаёт  и  говорит    что-то  несусветное:
       -  А  можно  я  посвищу?
       В  номере   зависла  тишина.  Первым   понял  ситуацию   Евгений  Евстафьевич,  и  уже  хотел  было  прийти  на  помощь,  но  москвич  сам  пояснил,  что  серьёзно  занимался  художественным  свистом  и  просит   послушать  его.  А  тут  и  до  всех  дошло,  что  поэт-то  из  него   так  себе.  К  его  чести  он  оказался  умным  человеком  и  понял,  что   после  Ростислава  Филиппова,  Вильяма  Озолина,   Бориса  Макарова,   Михаила  Вишнякова,  даже  наших  начинающих  стихи  ему  читать  нельзя.
       Так  дальше  и  было:  доходила  до  него  очередь,  он  вставал,  давал  слабину  галстуку  и  начинал  свистеть.  Свистел  он  замечательно!  Такого  изумительного  свиста  больше  мне  слышать  не  доводилось.  И  потом,  когда  ездили  с  выступлениями  по  области,  он  стихов  не  читал,  а  свистел,  чем  срывал  оглушительный  аплодисмент  зала.
     И  на  семинарах  он  стихи  не  читал,  он  объяснял,  как  их  надо  писать.
     А  с  теорией  стихосложения  у  него  было  всё  в  порядке.