Тривиальный капитализм

Олег Алексеев
Прежде чем мы начнем рассуждать о социализме, нам необходимо понимать капитализм, условия его возникновения и существования. Капиталистические условия гениально и научно точно описаны в «Капитале» К. Марксом. До сих пор при наступлении экономических кризисов, последний яркое тому подтверждение, экономисты оглядываются на советы К. Маркса и действуют по его рекомендациям, при этом стыдливо об этом умалчивают. Вообще при исследовании какого-либо вопроса в политической экономии, скромно именуемой сегодня экономикой, создается ощущение, что К. Маркс это уже описал. Поэтому воспользуемся авторитетом К. Маркса и сообщим условия, при которых общественные отношения становятся капиталистическими отношениями. Капиталистическими они становятся тогда, когда крестьянин лишается возможности использовать средства производства, и прежде всего землю, для воспроизводства своего существования и становится свободным рабочим, т.е. не имеет никакого другого способа, чтобы обеспечить воспроизводство своей жизни, как продать на рынке то, чем он реально владеет — свою рабочую силу.

«Таким образом, владелец денег лишь в том случае может превратить свои деньги в капитал, если найдет на товарном рынке свободного рабочего, свободного в двояком смысле: в том смысле, что рабочий — свободная личность и располагает своей рабочей силой как товаром и что, с другой стороны, он не имеет для продажи никакого другого товара, гол, как сокол, свободен от всех предметов, необходимых для осуществления своей рабочей силы»[1].

Условиям, когда рабочий может продать свою рабочую силу, предшествуют ряд эпох развития и повышения производительности труда, до такого уровня, что становится возможным с определенного времени большей части населения оторваться от земли.

Было бы наивно предполагать, имея опыт всей предшествующей истории, что рабочая сила как, в сущности, и капитал, оставались неизменными со времен своего зарождения до настоящего времени. Изменились средства производства, изменилась производительность труда. Отражая уровень производительных сил, рабочий класс претерпел исторические метаморфозы от пролетариата через рабочего до наемного работника, когда рабочий превратился в «синего воротничка», а «белый воротничок» имеет возможность самому стать капиталистом и использовать накопленные или полученные от собственника средств производства ресурсы в виде капитала. Со второй половины ХХ века стала явно видна тенденция сокращения рабочих в материальном производстве, подтверждая идеи К. Маркса об «органическом строении капитала», и опровергая его идею о «революционном классе». Россия не исключение в глобальном процессе развития, как впрочем, она не была исключением и при полукапиталистическом развитии советского периода, когда запрет на свободную торговлю добавлялся иными вполне феодальными запретами и ограничениями в экономической и политической жизни советского общества, и сегодня даже при недостаточно высокой производительности труда численность работников занятых в материальном производстве составляет уже менее 30% от всего населения страны.      

Изменения коснулись не только рабочего класса, но и самого капитала. Он достиг той концентрации, когда в кооперации производственного процесса участвуют целые государства, при этом производство и технологии «морально» устаревают уже через 10 лет эксплуатации, при этом инновационный процесс становится для капитала перманентным кошмаром, когда для извлечения прибыли ему все чаще приходит идея отдавать средства производства всему человечеству. Первые признаки указанных подходов обозначились с возникновением интернета и облачных технологий. Продолжая эксплуатировать человечество, капитал уверенно увеличивает разрыв между заработной платой совокупного рабочего и доходами совокупного капиталиста, при этом совокупный капиталист численно прирастает за счет акционерной формы капитала. Но сущность капитализма остается неизменной — капитал по прежнему ищет на рынке свободного рабочего или работника и находит его.  Здесь необходимо отметить, что как рабочий, занятый в материальном производстве, так и работник сферы обращения уже через два глобальных мировых кризиса перепроизводства приобрели новое свойство — мобильность рабочей силы, позволяющей им без потери жизненного уровня за счет сбережений или социальных страховок некоторое время искать новое ей применение. Пока это время чрезвычайно мало и не превышает времени кризиса, который при идеальных условиях длится в течении трех лет.

Капитализм, задача которого объединить все человечество, обобществить производительные силы, в реальности прошел лишь половину этого пути. Капитализму еще предстоит разрушить национальные границы и национальные государства, которые достались ему от феодальных эпох, и создать независимое местное самоуправление. Ему еще предстоит превратить общину в корпорацию, а корпорацию в общину, но главное  — создать такие средства производства, которые смогут быть доступны для любого человека, независимо от того в каком уголке земного шара он находится. Для этого в материальном производстве доля умственного человеческого труда должна стать доминирующей, а умственный труд вообще — тривиальностью. В противоположность этому физический труд должен превратиться в удел избранных.

Диалектика капитализма, которую открыл нам К. Маркс, показывает реальный путь к социализму. Тем экономическим отношениям, в основе которых лежит высокопроизводительная организация труда и, скорее всего, в этом диалектическом движении капитализма мы можем увидеть уже сейчас тот революционный бесклассовый класс, который и совершит тот самый социальный переворот.


_____________
1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Второе издание. Т. 23 / Капитал. — М.: ГИПЛ,  1960. — С. 179.