Тополя, тополя...

Владимир Невярович
 ТОПОЛЯ, ТОПОЛЯ…
Из литературного дневника

Весна условно делится на несколько чудесных, но легкокрылых и почти мимолетных периодов. Особенно прекрасна пора цветения, когда дружно зацветают маленькими солнышками одуванчики, затем, как-то робко и даже таинственно являют себя на обозрение зрителям первые тюльпаны. Абрикосы начинают цвести раньше всех других деревьев,они пионеры цветения. Их крупные, притаившиеся словно бабочки, цветы появляются как-то неожиданно и вдруг на ещё совершенно голых ветвях, лишенных  листвы. Быстро начинают догонять абрикосы, лишь днями отставая от них,вишни и черешни. Цветущая вишня, что может быть восхитительнее этого необыкновенного зрелища! Нежные белые лепестки вишни составляют в совокупности роскошное легкое белое одеяние, - такое чистое и невинно красивое, что невольно вспоминаются подвенечные наряды невест, юность, молодость, нерастраченные жизненные силы, вешние мечты, грёзы, очарования и разочарования…  Но вот, вскоре вспыхивает распустившимися гроздями сирень: белая, лиловая, сиреневато-сероватая, сиреневая, обычная и махровая, растущая небольшими кустами и высокими шатровыми зарослями, возвышающимися над стенами оград. Гроздья сирени испускают приятный терпкий и душистый, ни с чем не сравнимый, запах. Ко дню Победы в наших местах цветение сирени достигает почти всегда своего максимума. По городу в праздник можно увидеть море букетов сирени. Сирень дарят влюбленным, возлагают на могилы погибших защитников Отечества, ставят в домах. Сирень придаёт особый колорит в дни шествия весны к своему зениту. 
     В молодости мне очень нравился романс А.Волошина на слова М.Гальперина: «Ветка сирени». Это были звуки иного времени, передававшие искренность чувств и чистоту отношений влюблённых. Там были, в частности,  такие слова: «Резкий голос звонка нас от дум оторвал, налетели минуты сомнений. И, тебе глядя вслед, весь в слезах целовал я прощальную ветку сирени…». В медицинском институте, на младшем курсе, на концертах я аккомпанировал неоднократно этот трогательный романс старшекурснику - Валерию Шапкину.  У Валеры был небольшой, но очень приятный тенор. На мой взгляд, "Ветка сирени", была лучшей песней в его вокальном репертуаре...
       Почти синхронно с  сиренью, а иногда и раньше, зацветают яблони и груши, сливы, каштаны («над пальцами зелёных лап упруго распустились скипетрами гроздья. Каштан в цвету»), ландыши («ландыши, ландыши, белого мая привет»), потом, почти всегда  к похолоданию, просыпается от зимней спячки черёмуха. Да как же чудно она цветёт; а запах-то, запах какой! Невольно шаг замедляешь, дабы подольше насладиться этим удивительным райским ароматом… Наконец, расцветает повсеместно белая акация. Вы, конечно же, помните чистые и душевные романсы, в честь неё написанные нашими композиторами и поэтами. Во-первых, конечно, это старинный романс, который начинается словами:
Белой акации гроздья душистые
Вновь ароматом полны.
Вновь разливается песнь соловьиная
В тихом сиянии чудной луны.

   Романс этот, в своём первоначальном виде, - живой, он словно дышит, благоухает, озаряет душу каким-то заоблачным дуновением неги и отрады. Какое удивительное, ещё неразгаданное чудо – эти старинные русские романсы! Как Вас не хватает моей вечно тоскующей по вешней красоте душе, в это не романсовое, не поэтическое, да и не песенное время!


 В годы Первой Мiровой войны романс отчего-то переделали под патриотическую песню:
Слышали братья,
Война началась!
Бросай своё дело,
В поход снаряжайся.
Припев:
Смело мы в бой пойдём
За Русь Святую
И, как один, прольём
Кровь молодую!
    Позже, в гражданскую, большевики изменили слова, и получился общеизвестный красноармейский вариант: «Мы смело в бой пойдём за власть советов…».
Идею «Белой акации» заимствовали и весьма удачно воплотили уже в недавнем прошлом   Михаил Матусовский и Вениамин Баснер. Песня «Целую ночь соловей нам насвистывал…» стала очень популярной у нас, особенно после исполнения её Людмилой Сенчиной…
Наряду с белой акацией начинают цвести пионы, чуть позже - садовые ромашки и прочие, уже летние цветы, всех не перечесть.
Но вместе с карнавальным калейдоскопом цветений родимой природы есть и очень неприятный майский отрезок времени, который, конечно же, все знают. Это время массового полёта тополиного пуха. И тогда эти проклятые пушинки тоннами обрушиваются на город, невинно кружась и мелькая, точно снег, добираются до людей, забивают нос, попадают под воротник, щекочут ноздри, уши, щёки, ухитряются проникнуть порой даже в горло. У многих чувствительных людей тотчас начинаются: кашель, слезотечения, насморк и некоторые другие неприятные явления. 
    История массового культивирования тополей в российских городах ведёт своё начало с советских времён. Вместо традиционных лип, вязов, берёз в массовом количестве, часто в самых неподходящих местах, стали сажать пухоносные тополя. В те времена мотивировали приоритетность тополей тем, что эти деревья дают много кислорода, быстро растут и неприхотливы. Теперь утверждают, что тополя поглощают много пыли, а также служат источником некоторых лекарственных средств, таких как аспирин (тополь, как и осина – родственник иве, из коры которой некогда и была впервые выделена ацетилсалициловая кислота, она же аспирин)
     Вспоминаются хорошая  песня молодости, воспевающая тополя. Она так и называлась: «Тополя» (муз. Г.Пономаренко, слова Г.Колесникова). Исполнял эту песню, среди прочих певцов и певиц, очень популярный в те годы грузинский ансамбль«Ореро». Особо трогали людей в песне о тополях такие слова слова:
Тополя, тополя, мы растём и старимся,
Но душою, любя, юными останемся;,
И как в юности вдруг вы уроните пух
На ресницы и плечи подруг…

 Слова, конечно, красивые, но почему-то с невольной злой иронией  ныне нередко  вспоминаются они в периоды  тополиных бурь и метелей; когда пух, роняемый «на ресницы и плечи подруг», вызывает далеко не романтические ощущения. И тут и там только и слышишь: «Да когда же он отлетает, хотя бы дождик прибил!» А дождика, как правило, и не бывает, а пух всё летит и летит! Мальчишки с радостью поджигают тополиную вату, что приводит иногда к возгораниям и даже серьёзным пожарам, были такие случаи на моей памяти.
     Впрочем, тополя-то, собственно и не виноваты ни в чем, а виноваты люди, бездумно насадившие их в таком несоразмерно большом количестве в совершенно неподходящих местах. Теперь тополя пытаются обрезать, вырезать, спиливать; местные жители нередко удаляют  по кругу со всех сторон кору с деревьев, растущих напротив их домов; но и такая жесткая мера не всегда приносит желаемые результаты. Не раз видел, как оголенные тополя, назло обидчикам, продолжали жить и ронять свой зловредный пух…
      Песню «Тополя» исполняла некогда и ныне покойная Валентина Толкунова. Исполняла очень хорошо, женственно, трогательно; и сама песня очень подходила певице, её стилю и манере исполнения  …
Интересный факт: жизнь одного тополиного дерева продолжается в среднем 60-80 лет, то есть, соответствует примерно продолжительности жизни человека. В последние годы стали повсеместно высаживать в нашей местности пирамидальные тополя, которые лишены свойств распылять пух, и это очень разумно. Жаль, конечно, что недостаточно культивируют ныне липы, вязы, берёзы; исчезают в России повсеместно могучие дубы. Появилось много канадских клёнов-сорняков, заполоняющих большие пространства. Историю вопроса этих клёнов (кто их завёз и когда, с камкой целью?) мало кто, думаю, прорабатывал.
Остро чувствуется дефицит в городах и весях России липы – исконно русского национального дерева, символа древнерусской старины.
Исключение составляют лишь некоторые места, к примеру, маленький город Задонск в Липецкой области, так чудно благоухающий в период цветения его многочисленных лип. Эта удивительная пора наступает, правда, чуть позже, уже в июне.
Но о лете поговорим как-нибудь в другой раз.
24 мая 2014 г.