Чехов в Кисловодске

Любовь Трайдук
Одна из ярчайших звезд отечественной литературы Антон Павлович Чехов имеет отношение к Кисловодску. Несколько статей в Интернете, посвященных писателю, кавказские эпизоды  пропустили. Это упущение необходимо устранить – литературная общественность  15 июля 2014 года отметит день памяти Чехова  как 110 годовщину со дня смерти.

На Кавказе впервые Антон Павлович оказался в 1888 году.  В июле 1888 года из Феодосии Чехов пароходом отправляется к черноморскому побережью Кавказа, «Был я в Новом Афоне, в Сухуме, в Батуме, в Тифлисе, в Баку, хотел съездить в Бухару и в Персию, но судьбе было угодно повернуть мои оглобли назад,» - пишет Антон Павлович в одном из писем. Обратный путь проходил по Военно-Грузинской дороге.  Сердце его затрепещет, пораженное грандиозной кавказской природой.

 Пишет с Кавказа наш путешественник «впечатления новые, резкие, до того резкие, что все пережитое  кажется мне сновидением». Антон Павлович очень увлекался Лермонтовым, хорошо знал его произведения. Наблюдая за меняющимися  ландшафтами, он в своём восприятии горного мира переживает поэтические образы поэта. Находит «тучки, ночующие на груди утеса-великана». Вспоминает «царицу Тамару», Демона. Его поражает Эльбрус – «прелесть невообразимая».
 Чехов не был склонен обращаться к метафорам, но кавказский мир побуждает его к этому: «Змея злится, ревет и щетинится…» - это о Тереке. «Природа удивительная до бешенства и отчаяния… Всё ново, сказочно, глупо и поэтично… а главное – горы, горы и горы, без конца и краю»… В письме к писателю Д.В. Григоровичу  Чехов открывает душу: «Если бы я жил на Кавказе, то писал бы сказки. Удивительная страна!»

 А вот ещё одно письмо, редактору журнала «Осколки» Н. Лейкину: «Кавказ вы видели. Кажется, видели и Военно-Грузинскую дорогу. Если же вы ещё не ездили по этой дороге, то заложите жён, детей, «Осколки» и поезжайте. Я никогда в жизни не видел ничего подобного. Это сплошная поэзия, не дорога, а чудный фантастический рассказ, написанный «Демоном», который влюблен в Тамару».

 А.П.Чехов  работал над совершенством своего литературного языка. Считая прозу Лермонтова образцовой, он душой тянулся в эти места, связанные с именем любимого поэта. Позже поэту А.Н. Плещееву он советовал: «Коли хотите ошеломиться природой и ахнуть, то поезжайте на Кавказ. Минуя курорты вроде Кисловодска, поезжайте по Военно-Грузинской дороге в Тифлис, оттуда в Боржом, из Боржома – в Батум.»

Спустя двенадцать лет по этому маршруту А.П. Чехов, М. Горький, В. Васнецов и А. Алексин в конце мая 1900 года выедут из Ялты и отправятся во Владикавказ. По Военно-Грузинской дороге они преодолеют Кавказский хребет и доберутся до древней столицы Грузии – Мцхета. Об их пребывании в Тифлисе напишет местная газета «Иверия». Через несколько дней компания друзей отправится к черноморскому побережью, чтобы морем вернуться в Крым.  Здесь поджидает  Чехова неожиданная встреча – в поезде Тифлис – Батум  едет его будущая жена – актриса Ольга Книппер! Кавказ  оставит ярчайший след в короткой их общей судьбе.
 
В следующую поездку на Кавказ Чехов собирался летом 1889 года. В это время (с 1886 года) на кисловодском курорте в летнее время работает доктор Н.Н. Оболонский, с ним хорошо знаком Антон Павлович по учебе на медицинском факультете Московского университета. В одном из писем Чехов спрашивает Оболонского: «Как вы живете? Существует ли «клуб благополучных идиотов?»  Много ли в Кисловодске хорошеньких женщин? Есть ли театр? Вообще, как проводите лето? Напишите мне. Когда нет курицы, то довольствуются одним бульоном, когда нельзя ехать на Кавказ, нужно утолять слегка жажду письмами с Кавказа… Я приеду в Кисловодск, но не раньше августа…» Этим планам 1889 года не суждено было сбыться.

 Свою мечту пройтись по земле Лермонтова Антон Павлович осуществит только летом в 1896 году. В самом конце августа, 24, прибыл писатель  в Кисловодск. Остановился он в гостинице наследников  Зипалова, против галереи «Нарзан», гостиница считалась одной из лучших. Чехов принял нарзанные ванны в здании галереи и одну ванну в только что выстроенным рядом с галереей деревянном здании  Скальковского.

 Общение писателя на курорте было разнообразным. Ещё по дороге в Кисловодск он встретился со своим одноклассником по гимназии Львом Волькенштейном. Известный адвокат имел в Кисло-водске собственную дачу. Судя по записям,  Чехов встречался и подолгу беседовал с А.И. Чупровым, профессором Московского университета, экономистом и публицистом. Знакомый врач П.И. Иорда-нов и Н.Н. Оболонский  были главными собеседниками. Проникнувшись медицинскими идеями ку-рортного лечения нарзаном, Чехов как врач заинтересовался этой темой и даже планировал ею заняться. В короткие дни пребывания Чехова  в Кисловодске состоялись похороны известного кисловодчанина генерала И.И. Сафонова. При печальных обстоятельствах Чехов знакомится с сыном генерала Василием Ильичем Сафоновым, известным музыкантом.

В раковине (так называлась летняя эстрада, построенная в виде раковины) возле Курзала по вечерам играл симфонический оркестр, а днем в нижнем парке играл оркестр Терского казачьего войска. Антон Павлович оставит замечание:  «два раза в день ходил на музыку».

Архивные записи позволяют представлять Чехова в курортной читальне. Здесь писатель заводил беседы со смотрительницами, перечитал «Княжну Мери» М.Ю. Лермонтова, его стихи. Сотрудницам читальни дал свой адрес на случай, если понадобится помощь. И действительно, помощь доктора Чехова понадобилась сыну одной из смотрительниц. Об этом можно судить по письму, написанному Е.Н. Беспаловой. Спустя шесть лет после визита   в Кисловодск, доктор отзывается на тревожную просьбу.

В кисловодском парке, вероятно, произошла встреча с А.Н. Веселковским, историком литературы. Веселковский занимал тогда пост председателя Общества любителей российской словесности. Можем предположить, что состоялся разговор о Лермонтове, на то указывает пометка в записной книжке Антона Павловича.
Вместе с председателем акционерного общества Владикавказской железной дороги бароном Штейнгелем побывал Антон Павлович на охоте в окрестностях Кисловодска. Ночевали на Бермамыте, впечатления были потрясающими: близость Эльбруса, снежные вершины, выстроившиеся горным хребтом,  пронизывающий ветер…

В этот курортный сезон был открыт Курзал, выдающееся здание на Кавказских Минеральных Во-дах. Наверняка, Антон Павлович посетил театр, наверняка, его поразило великолепие убранств зрительного зала, не уступающего по отделке лучшим театрам России.
В записной книжке писателя находим маленькую пометку: «Дама с мопсом». Три года спустя по-сле поездки в Кисловодск, Чехов написал замечательный рассказ «Дама с собачкой». Трогательный сюжет из курортной жизни стал одним из лучших произведений писателя.
 
Курортная жизнь не очень привлекала писателя, он привык постоянно работать, в письме к двоюродному брату Г.М. Чехову он заметит: «Здесь я встретил знакомых, таких же праздных, как я.»

Нарзан! Он поразил Чехова. Незадолго до приезда Антона Павловича в Кисловодск (1894 год) бы-ло закончено сооружение нового каптажного колодца, который в настоящее время находится в галерее под стеклянным колпаком. Профессор П. Ковалевский так описал нарзан в новом колодце: «Нарзан невольно тянет к себе всех проходящих мимо. Это магнит для всякого человека. Вы видите как вода прибывает волнами, клубится и волнами разливается по зеркалу колодца. Это нескончаемое движение, эта постоянная деятельность, эта непрерывная  жизнь невольно привлекает каждого… Так бы, кажется, стоял и смотрел бесконечно на эту дивную картину…Хочется смотреть, любоваться на эту мощь, силу, разнообразие картин и неиссякаемость источника».  Эту картину наблюдал Чехов и говорил: «Нарзан – это удивительная штука!»
 
Пребывание писателя в Кисловодске было недолгим. Позвали неотложные дела в обратный путь, испортилась погода и по признанию самого путешественника «почел за благо удрать». 31 августа Чехов Кисловодск покинул с надеждой сюда ещё не раз вернуться. Но судьба распорядится иначе.

В этот день он узнал, что 1 сентября1896 года в клубе на станции Минеральные Воды состоится представление по его водевилю «Медведь». В письме к А. Маслову, удивляясь быстроте проникно-вения его произведений в глубь страны, Чехов написал: «Мой «Иванов», можете себе представить, даже в Ставрополе шёл».

Возвращаясь с Кавказа, Антон Павлович обнаружит в своем чемодане гостиничные полотенца. Он очень обеспокоится этой находкой. Вероятно, слуги в гостинице по ошибке положили полотенца в багаж писателя. В Ростове Чехов попросит проводников поезда эти полотенца вернуть в гостиницу, сопроводив посылку запиской с извинениями.
 Просьба писателя была выполнена. Записка же, написанная Чеховым, была положена в деловые бумаги владетеля гостиницы. И только спустя почти семьдесят лет эта записка была случайно обнаружена! Она-то и послужила причиной исследования пребывания  А.П. Чехова в Кисловодске!

Сегодня на здании бывшей гостиницы Зипалова  есть мемориальная доска. Установлена она была в 1973 году.

Антон Павлович Чехов.

 Это замечательное литературное имя вошло в биографию курортного города Кисловодска.