Дар деда Кудасия

Виктор Берестюк
                Сказка

 Хотя мы жили тогда в городе, но он был небольшим, кирпичных зданий было мало. Мы жили в деревянном, частном доме, на окраине города, как в деревне.
        И завёлся у нас сверчок. Днём его ещё можно было терпеть, тем более, что в это время он больше молчит. Но ночью он сверчит почти не умолкая, не давая уснуть, а если кое-как уснёшь, то поспать всё равно не удаётся. И вот, каналья, забивается в такую щель, что обнаружить его не удаётся. Бывало, всю ночь проохотишься за ним и всё впустую.
       Но и ему наша охота за ним тоже надоела. Однажды он не вытерпел и запищал:
    - Я живу здесь уже больше ста лет. Пережил ваших бабушек, и прабабушек, и прапрабабушек, а также и дедушек и других, и никто так настойчиво меня не изгонял, как это делаете вы. Бывало, если я на несколько дней замолкал по болезни, то жильцы откровенно скучали по мне. Так и говорили: «Нет уюта в доме без стрёкота сверчка». Пообещайте, что оставите меня в покое, и я раскрою вам одну тайну, которую храню уже более восьмидесяти лет.
    - Тайны бывают разные. Может, твоя тайна нас не интересует,- ответил я ему.
    - А должна заинтересовать, потому, что касается ваших прапрабабушки и прапрадедушки.
    - Хорошо, постараемся привыкнуть к тебе из уважения к твоему возрасту и было бы здорово, если бы ты каждый вечер рассказывал нам о жизни, проходившей в этом доме,
    - Мне очень необходимо быть кому-нибудь нужным, и я с удовольствием принимаю ваше пожелание. А теперь – обещанная тайна. Восемьдесят лет назад состоялась здесь свадьба. А тогда был обычай приглашать на свадьбу колдуна, чтобы он оберегал жениха и невесту от дурного глаза и злого навета.
      Вот и на ту свадьбу тоже пригласили колдуна. Я до сих пор помню его необычное прозвище: «Дед Кудасий».  Ему очень понравилось, как проходила свадьба: песни, танцы, без ругани и без драк. Очень хорошо обходились и с ним: усадили на видном месте – возле молодожёнов. И до того у колдуна душа растаяла, что он решил сделать необычный подарок, - он срезал со своей рубахи пуговицу и протянул её невесте со словами:
      - Возьми, невестушка, и помни, что Дед Кудасий ерунду дарить не будет. Потри пуговицу, глянь в неё и, если тебе понравится то, что увидишь, перекрести её три раза и оно будет твоё. Но хорошенько запомни: это можно сделать только один раз! Потом пуговица останется просто, как сувенир.
     Cвадьба закончилась. Гости ушли.
Молодые решили ещё раз взглянуть на дар колдуна. В это время невеста чихнула, и пуговица выпала из её руки, и куда-то закатилась. Как ни искали её -  не нашли. Какой прок с той пуговицы, я не знаю, но думаю, что ничего плохого. Если вы решитесь разгадать её тайну, я укажу место, где она лежит до сих пор.
       - Мы, конечно же, хотим разгадать тайну пуговицы. Покажи, где она лежит? – попросил я.
Откуда не возьмись по полу запрыгал чёрный кузнечик и замер на одном месте. Так вот он какой неуловимый и таинственный сверчок! Я его до сих пор не видел.
       - Подо мной находится щель между половыми досками. В ней и находится та пуговица. Запомните это место, - сказав так, он опять запрыгал по полу и исчез.
      О своём разговоре со сверчком я рассказал папе и маме, но они не поверили. Тогда я решил сам раздобыть ту пуговицу. А надо сказать, дело это оказалось нелёгким: за многие десятилетия пол неоднократно обновлялся и дощатый пол оказался покрыт несколькими слоями фанеры. Я долго ломал голову и придумал: в том месте, на которое указал сверчок, я просверлил отверстие с помощью дрели и длинным пинцетом достал пуговицу. Не обманул сверчок!
      Очистил её от грязи так, что она заблестела. Потом потёр и увидел я в пуговице, как в телевизоре, детский педальный автомобиль, о котором давно мечтал. Но крестить её трижды не стал. Потом опять потёр и увидел велосипед! Но опять сдержался и крестить не стал. Снова потёр и увидел щенка овчарки.
    Не стал я говорить о чуде-пуговице родителям, а то истратят её на какую-нибудь модную шубу. Не говорил и друзьям: ведь они не удержатся и обязательно расскажут ещё кому-нибудь. А потом кто-нибудь её у меня украдёт или отнимут.
     И превратилась эта пуговица для меня в очаровательную игрушку. Несколько дней я всё выпытывал её возможности. Она предлагала мне покататься верхом на лошади. Предлагала самый модный ноутбук. Даже автомобиль любой марки предлагала! Потёр, глядь – «Тойота» какая-нибудь. Ещё потёр – «БМВ» нарисовалась… И так перебрал весь ряд знакомых мне автомобилей. И вот что интересно: она ни разу не предложила, не знакомый мне, предмет!
      Однажды мы с друзьями возвращались из школы. Проходили мимо мусорных контейнеров и в одном услышали скулёж щенка. Заглянули и действительно увидели маленького щенка. Он был перепачкан в крови и грязи. Одно ушко было оторвано, обе задние лапки перебиты. Ужас!
     - Давайте, отнесём его к ветеринару, я знаю, где находится лечебница, - сказал Коля…
Принесли в лечебницу, показали доктору. Он осмотрел щенка и сказал: «Эээ, ребята, у вас денег столько не наберётся, чтобы оплатить его лечение». Мы все опешили, а тот же Коля спрашивает: «А вы что, бесплатно не можете лечить? Мы же будем его бесплатно кормить».  «Ребятки, если я буду бесплатно лечить всех больных животных, то останусь «без хлеба». – А вы всех бесплатно не лечите, а только тех, за кого некому уплатить
 Вы же домашних животных лечите за очень дорого, поэтому без хлеба не останетесь!» - возразил Коля.
Доктор очень на нас рассердился и попросил покинуть его помещение.
     И тут я вспомнил о своей пуговице.
    - Ребята, сейчас я его вылечу! Смотрите!
    Я вынул из кармана своё сокровище, потёр её и увидел этого щенка живым и здоровым. Перекрестил три раза и тотчас на руках у Коли радостно завизжал здоровый щенок! Появилось второе ушко, задние лапки целы. Все ребята радостно закричали, а доктор стоял безмолвно, вытаращив глаза.
    - Вот теперь мы так будем лечить всех животных, и вы действительно останетесь «без хлеба», - сказал я ему.
Ну, конечно, я соврал доктору: ведь пуговица потеряла силу и больше не должна действовать.
Щенок остался у Коли, а пуговицу я решил сберечь, как сувенир, напоминающий о чудодейственном излечении обречённого щенка.
     Вечером, когда все были дома, я рассказал о пуговице и о щенке. Зачем теперь скрывать пуговицу, коли она уже бесполезная.
      Родители, однако заинтересовались ею и попросили посмотреть. Да, пожалуйста, что мне жалко что ли?.
Мама начала её рассматривать. А потом говорит: «Действительно, интересная штучка. Как телевизор – показывает какой-то кухонный гарнитур, …а сейчас столовый сервиз, … А вот спальный гарнитур, … а вот сапожки шикарные, … Папа тоже заинтересовался: «А ну, дай я посмотрю. Чудеса: спиннинг, …катер, … «Лексус». Слушай, сын, что? - тебе интересно эту рекламу смотреть?» - «Я же вам объяснял, что если что-нибудь понравится, перекрестите три раза и оно будет ваше. Только непонятно – почему пуговица работает? Она не должна работать – ведь я её уже использовал, а она одноразовая? Дайте-ка мне, я посмотрю»
Глянул на пуговицу, а на ней побежала строка – «За использование моей возможности с благородной целью, допускается вторичное использование». Я объяснил родителям ситуацию, и они решили сообща использовать эту возможность. Но у них не получилось сообща - они жестоко разругались, не сумев выбрать предмет, удовлетворяющий обоих. Мама психанула и швырнула пуговицу куда-то в угол.  Но я заприметил и нашёл её.  Пока они ругались, мне пришло в голову - поехать всей семьёй отдыхать на Сейшелы.
      Родители ещё не закончили свою ругань, как в дверь позвонили. Папа пошёл открывать. У порога стоял курьер, передал полностью оплаченные путёвки на один из курортов на Сейшельских островах и билеты на авиарейсы, и попросил расписаться в бумагах.
     Нужна ли концовка к этой сказке, когда и так всё ясно?