Русская История 8. Святополк и Ярослав

Виталий Голышев
(Предыдущая:http://www.proza.ru/2014/05/21/997)


ПОПОВ Флегонт Петрович

г. Кишинев 1986 г.


        СВЯТОПОЛК I ВЛАДИМИРОВИЧ (ок. 980 – 1019).


        Назван в летописи «Окаянный». Старший сын Владимира I «Святого». Князь Туровский с 988 года, с 1015 по 1019 великий князь киевский. После смерти отца воцарился в Киеве вопреки желаниям братьев. Чтобы обеспечить свой престол от притязаний братьев, подослал убийц, которые убили трёх братьев: Бориса, Глеба и Святослава. Новгородский князь Ярослав, узнав о злодеянии Святополка, пошёл на него войной в союзе с варягами и разбил его при Любече.

        Но Святополк, при поддержке своего тестя, польского короля Болеслава Храброго, вскоре победил Ярослава и вновь утвердился в Киеве в 1018 году. Через некоторое время Ярослав с новгородцами вновь разбил Святополка, который бежал к печенегам за помощью, но был опять разбит, бежал в Польшу и по пути умер.


        ЯРОСЛАВ I ВЛАДИМИРОВИЧ «Мудрый» (978 – 1054).


        Первоначально княжил в Ростове, после смерти Вышеслава, ещё при жизни Владимира, был посажен в Новгороде, с 1019 по 1054 гг. великий князь киевский.

        Смерть отца застала Ярослава в Новгороде. В это время Ярослав готовился к борьбе с Владимиром, рассчитывая опереться в предстоящих битвах на наёмников-варягов. Но обстоятельства сложились иначе. Не вытерпев «насилья» варягов, новгородцы восстали и «побиша варяги во дворе Поромони». Опасаясь за свою судьбу, Ярослав выехал из Новгорода в свой загородный «двор» Ракому, куда «абольстив» вызвал новгородцев, «нарочитых мужей», и когда они явились в княжеский двор, началась расправа. Ярослав их «иссече».
«Иссеченные» по приказу Ярослава новгородцы – это «нарочитые мужи» новгородские, входившие с состав новгородской военной организации – тысячи, названной «Словенской тысячей».

        Столкнулись две военные организации – княжая наёмная, иноземная дружина, состоявшая из прибывших из-за моря «варягов», «искателей славы и добычи», чувствовавшая себя в Новгороде, как в завоёванном городе, и древняя тысячная, местная, состоявшая из новгородских «мужей».

        Естественна неприязнь новгородских «нарочитых мужей», «воев Славны тысящу», к буйной норманнской вольнице своего князя, вылившаяся в 1015 году в истребление варягов «во дворе Поромони».

        Но в самом непродолжительном времени события сложились так, что Ярославы пришлось решительно отказаться от своей старой политики возвышения варяжской дружины и искать союза с новгородцами, просить помощи у той самой Словенской «тысящи», воинов которой он недавно так безжалостно перебил. Из далёкого Киева от сестры Предславы пришла весть. Сестра сообщала, что отец их умер, а Святополк, убив Бориса и готовив убийство Глеба, затевает что-то и против Ярослава и рекомендовала ему остерегаться брата.

        Вот что произошло в Киеве. Смерть Владимира была большой неожиданностью. Киевская дружина, во главе с Борисом, которого Владимир прочил себе в преемники, находилась ещё в пути, возвращаясь из похода на печенегов. Несмотря на то, что дружинники торопили Бориса, считая его законным претендентом на киевский стол, Борис медлил. Пока он стоял у реки Альты, Святополк действовал. Он заручился поддержкой «вышегородских боярцев» и тысяцкого вышгородского Путши. Склонил на свою сторону часть киевлян, раздавал им деньги, одежды, украшения и т.д.

        А тем временем силы Бориса таяли. Видя его нерешительность, «вои» киевские покинули лагерь князя и «разидошося». Через некоторое время вышгородцы Святополка убили Бориса. Затем по приказу Святополка были убиты Глеб и Святослав.
 
        Так, перебив «братью свою», Святополк стал киевским князем. Вышеслава и Изяслава  к тому времени уже не было в живых. Всеволод ушёл в Скандинавию, Судислав играл незначительную роль, Мстислав был в далёкой Тмутаракани. Кроме Ярослава, соперников у Святополка не было. Поэтому-то Святополк и обрушился на Ярослава всей силой своего воинства.

        Таковы были события, развернувшиеся на юге Руси и отдавшие Киев в руки Святополка. Теперь было не до ссор с новгородскими «нарочитыми мужами» из Словенской «тысящи» и новгородскими «воями». Они должны были стать опорой Ярослава в предстоящей тяжёлой в борьбе со Святополком. Пришлось Ярославу идти на мир с новгородцами. Ярослав выступил на вече, рассказал о событиях в Киеве и попросил помощи. И Новгород не отказал в ней. Сорок тысяч воинов, по летописи, дал Новгород своему князю. Новгород боялся попасть снова в зависимость от Киева, да ещё такого, как Киев Святополка. Ярослав же ещё при жизни отца избавил Новгород от уплаты ежегодной дани Киеву. Этим самым положив начало известной независимости его от «мати градом Русьским». А по мере развёртывания борьбы зависимость Ярослава от новгородцев возрастала, и последние всё больше и больше могли рассчитывать на его уступчивость.

        Не забыл Ярослав и о варягах. К тому времени он был обручён в 1015 году, а затем и женат в 1016 году на дочери шведского короля Олафа, Индигерд (Ирине). В составе его войска были варяжские отряды, по летописи, до тысячи человек.

        В бою у Любеча, в конце лета 1016 года Святополк был разбит и бежал в «ляхы», к своему тестю польскому королю Болеславу. Ярослав стал княжить в Киеве. Он щедро расплатился с новгородскими воинами, добывшими ему победу.
На следующий год Святополк с печенегами напал на Киев. Ярослав собрал «большую рать из вольных поселян». В бою у Киева с печенегами Святополка Ярослав вновь одержал победу. В этом сражении Ярослав был ранен в ногу, что увеличило его природную хромоту.

        Для поддержки Святополка тесть его Болеслав заключает союз с германским императором и летом 1018 года, Святополк с войском «из ляхов», наёмников-немцев и венгров вторгается с запада на Русь, а печенеги – с юга.
В битве 22 июля 1018 года под городом Волынем войско Ярослава было разбито, а он сам едва спасся с четырьмя дружинниками. Положение его было очень серьёзное в Киеве остались родные (мачеха и сёстры), его казна. Войска не было. Его надо было собирать вновь.

        Ярослав не растерялся. Он немедленно принимается за сбор нового войска в русских городах и сёлах. В сборе войска и средств большую помощь Ярославу оказал новгородский посадник Константин Добрынич. Новгородцы начали собирать деньги на наём варяжской дружины и одновременно собирать «воев» из числа всякого рода «людий» городов и сёл Руси.

        В Киев вступили Святополк и Болеслав со своими немцами, венграми, поляками и печенегами. В их руки попала родня Ярослава и огромные богатства. Но рано радовались интервенты. Летопись упоминает о том, как русские люди «избиша ляхы», чем и вынудили Болеслава поспешить уйти к себе в Польшу.

        Правда, в Киеве оставался его ставленник и зять Святополк. Но уже тою же зимой 1018/19 года Ярослав со своими северными «воями» подошёл к Киеву и неожиданное появление его у стен города заставило Святополка спасаться бегством к печенегам.

        Ярослав вступает в Киев. Весной 1019 года Святополк возвращается с печенегами и на берегах Альты грянула кровопролитная битва. В этой битве, продолжавшейся целый день, «одоле Ярослав, а Святополк бежа» и где-то на границе Польши и Чехии он умер.

        По летописи: «Есть же могила его в пустыне и до сего дня исходить же от нея смрад зол».

        В памяти народной Святополк  - убийца братьев, «наводивший» на Русь «ворогов»  - поляков, немцев, венгров и печенегов -  получил прозвище «Окаянного», а его противник Ярослав заслужил прозвище «Мудрого».
Так оценила древняя русская книжная традиция деятельность этих двух политических руководителей Руси.

        Кончилась борьба. «Ярослав же седе Киеве, утёр пота с дружиною своею, показав победу и труд велик».

        Большая часть земель Руси находилась под его властью. Только в  далёкой Тмутаракани сидел Мстислав, да в Полоцке правил «Рогволижий внук» (правнук) Бречислав. В руках же Ярослава оказались Киев, Чернигов, Переяславль, Ростов, Муром, Смоленск, Новгород.

(Продолжение:http://www.proza.ru/2014/05/28/947)