Марта Скавронская - радистка Кэт?

Татьяна Щербакова
  МАРТА СКАВРОНСКАЯ – "РАДИСТКА КЭТ"?


     Авторское право на этот уникальный, эксклюзивный текст зарегистрировано данной публикацией. Заимствование в любой форме не допускается по закону об авторском праве.

                1

Тайна происхождения и брака с русским царем Петром Первым Марты Скавронской – Екатерины Первой – до сих пор остается загадкой даже для очень въедливых историков. В этой биографии трудно толком за что-нибудь зацепиться, так умело спрятал свою тайну русский царь. И поэтому муссируются  одни и те же скабрезные факты о Марте, которые и послужили  основой всех  значительных  художественных произведений о Петре Первом и его второй супруге. И никем  до сих пор не опровергаются и не ставятся под сомнение. Но правильно ли это?
Мне удалось подойти к биографии Екатерины Первой с неожиданной, казалось бы, стороны – отталкиваясь от биографии Михаила Ломоносова.
Здесь необходимо начать издалека. Есть достаточно объективная версия, что первым учителем Михаила Ломоносова был старовер, глава  Выговской обители поморов Андрей Дионисович – в миру князь Андрей Денисович Мышецкий. Еще в 1916 году в книге Д. Д. Галанина «М. В. Ломоносов как мировой гений русской культуры» было выдвинуто предположение об участии в судьбе Ломоносова Андрея Денисова (1674-1730), подготовившего его переход в Москву в интересах старообрядчества. Андрей Дионисович  поддерживал хорошие отношения с Феофаном Прокоповичем (1681-1736), поэтом и архиепископом Новгородским. Галанин выдвинул версию о том, что это и позволило талантливому юноше поступить в Славяно-греко-латинскую академию вопреки установленным правилам. При Андрее Дионисовиче Выговская община процветала. И тому способствовало  некоторое покровительственное отношение гражданских властей. Петр I и администрация повенецких государственных заводов высоко ценили выговцев. Они были хорошими, трезвыми, трудолюбивыми работниками и большими знатоками «рудосыскного дела». Им были хорошо известны месторасположения железных, медных и серебрянных руд в Заонежье. Известен выговец  Никифор, который с братьями «послани быша в Сибирь и там приискаша медную руду...и явися руда добрая и прибыльная, и начат Демидов заводы тамо строити и заводити». А руководил всем этим Андрей Дионисович, который, еще будучи под именем Андрея Денисова,  в 1704 году был послан в Саксонию «для науки рудосыскных горных всяких дел».
Но откуда был послан в Саксонию Андрей Денисов? А послан он был в числе самых способных юношей России из «школы Глюка» - того самого пастора Глюка, о котором так скабрезно говорит в своем романе Алексей Толстой устами «простой служанки» Екатерины, якобы наложницы князя Меншикова.
Эта школа была основана в 1703 году Петром I для обучения служилого и купеческого чина людей иностранным языкам и философской мудрости. Руководитель школы, пастор Эрнст Глюк, в августе 1702 года был захвачен в плен при осаде крепости Мариенбург (ныне город Алуксне, Латвия). Вместе с ним была его воспитанница Марта Скавронская, уроженка Латгалии (местечко Вышки). Глюка с семьей отправили в Москву.
Царскому посланнику Головину известна была просветительная деятельность Эрнста Глюка в Лифляндии, среди латышей, и его выдающиеся способности: он отлично владел 8-ю языками. 10 мая 1689 года им был закончен перевод на латышский язык Библии по еврейским и греческим первоисточникам. Пастор предполагал открыть школы и для старообрядцев, проживавших в восточных районах Лифляндии. «Уповая на милость Божию, - писал он шведскому королю Карлу ХI, - изготовил на русском языке школьные книги благословит, к славе Его, сии труды, по примеру подъятых на пользу латышей».

2

Немецкий протестантский пастор Глюк родился в Саксонии. Получил богословское образование в Виттенбергском и Лейпцигском университетах. В 1673 году переселился в Лифляндию. С 1680 года - пастор. Изучив латышский язык, он совместно с Х. Б. Виттеном предпринял издание первого полного перевода канонических книг на латышский язык в Риге. В Мариенбурге, где Глюк жил с 1683 года, было много русских, и он заметил, что для большинства из них церковно-славянская Библия почти непонятна. Это побудило его взяться за переложение ее на русский язык. Ему помогал один из монахов Печорского монастыря. В записке, поданной лифляндскому генерал-губернатору Дальбергу, Глюк свидетельствует, что труд его поощряли как собратья из Германии, так и русский посланник Головин. Однако напечатать свой перевод не успел. Во время войны Петра I со шведами в1703 году рукопись погибла.
Русский царь отправил Глюка в Москву и, по некоторым данным, поручил ему сделать перевод Нового Завета. Но и этот перевод не увидел света: после смерти Глюка, как считается, он был утерян.
Пленные солдаты шведской армии тогда активно использовались  частными лицами в качестве педагогов. Однако пастор Глюк не стал простым гувернером или преподавателем в училище. Первоначально его поселили в Немецкой слободе, там к нему приставили нескольких учеников, которым он должен был преподавать иностранные языки, но вскоре выяснилось, что он способен обучать не только языкам, но и многим школьным и математическим и философским наукам на разных языках. Ему поручили важную миссию: организовать по заграничным образцам первую в России гимназию.
И вот в 1703 году в центре Москвы на Покровке, около церкви Николы, что у Столпа, во дворце боярина В. Н. Нарышкина (сегодня ул. Маросейка, д. 11) было открыто учебное заведение, которое в документах называлось «гимназией» и находилось под надзором начальника Посольского приказа, графа Федора Алексеевича Головина. В Указе  было сказано, что школа открывается для «общия всенародныя пользы», для обучения разным языкам и «философской мудрости» детей «всякого служилого и купецкого чина… которые своею охотою приходить и в ту школу записываться станут». В историю русской педагогики эта гимназия вошла как «гимназия пастора Глюка». На ее содержание назначено было три тысячи рублей. В 1706 году был установлен  штат в 100 учеников, с определенным жалованьем, увеличивавшимся в соответствии с классом. Некоторые учащиеся жили на собственном коште, основная же масса поступала в «кормовые ученики», на казенные стипендии. Состав воспитанников отличался пестротой: «дети беспоместных и безвотчинных дворян, майоров и капитанов, солдат, посадских людей». Интересно отметить, что для учеников, которые жили далеко от училища, учителя просили устроить общежитие, построив на школьном дворе восемь или десять малых изб.
Но пастор вскоре умер. Дворяне и разночинцы, обучавшиеся в «Гликовой» школе 1708 года, переведены  затем были в Петербург и подчинены ингерманландской канцелярии под начальством князя Меншикова. Из числа их 33 человека со званием студентов отправлены в Кенигсберг и другие германские университеты, а в Москве вместо «Гликовой» гимназии учреждены две школы, при католической и лютеранской церквах, и воспитание юношества вверено было пасторам. Петр I часто посещал их, сам присутствовал при преподаваемом учении и входил во все подробности.
 В. О. Ключевский приводит такие сведения о гимназии: «Ученики ее постепенно расползлись, переходили кто в славяно-греко-латинскую академию, кто в медицинскую школу при московском госпитале… иные были командированы для дальнейшей науки за границу или пристроились в московской типографии… В 1715 году последние учителя, оставшиеся в школе, были переведены в Петербург, кажется, в открывавшуюся тогда морскую академию». Вот какой  итог подводит В. О. Ключевский: «Гимназия Глюка была у нас первой попыткой завести светскую общеобразовательную школу в нашем смысле слова. Мысль оказалась преждевременной: требовались не образованные люди, а переводчики Посольского приказа, и училище Глюка разменялось на школу иностранных корреспондентов, оставив по себе смутную память об «академии разных языков и кавалерских наук на лошадях, на шпагах» и т. п., как охарактеризовал школу Глюка князь Б. Куракин». По-видимому, и сама общественная потребность в общеобразовательном курсе не успела еще сформироваться (через полвека ситуация будет совершенно иной), и  исполнители  не оказались на высоте стоящих перед ними задач.
Но это – первая попытка, предпринятая Петром Первым для создания  новой, демократической, школы в России. И взял он ее, можно сказать, «на шпагу», как обычно добываются в ходе завоеваний различные  достижения тех или иных стран.

3

Однако что же стало с Мартой Скавронской? Об этом нам известно по очень скудным  документам и роману Алексея Толстого «Петр I». Но сегодня, когда открыты новые документы, прежние данные  не внушают доверия. К примеру, версия о том, как встретились Петр и Марта, будто бы перешедшая из рук пастора Глюка к Меншикову, а от того – к русскому царю. Эту версию пора бы считать весьма скверным политическим анекдотом. История о том, как и где состоялась встреча Петра и Марты Скавронской, до сих пор остается тайной.
То, что русский император  влюбился в  шведскую еврейку, не вызывает сомнения. К этому времени Петр Первый мог себе позволить любить, кого хотел, и жениться по своему усмотрению. Однако он не мог не предвидеть, что двор мог и взбунтоваться. И только безумная любовь  заставила императора принять такое решение. Какая это была большая любовь, все сметающая на своем пути, можно  представить, если принять во внимание, что  даже при всем  огромном значении императора в это время его женитьба на особе не царских-королевских и даже не княжеских кровей могла быть чревата  серьезными политическими последствиями. Но ведь какие-то веские доводы привел Петр своим приближенным, чтобы убедить их принять его брак? Вот это и остается до сих пор неразгаданной (или не  разглашенной)  государственной тайной.
Однако давайте посмотрим, кто были жены Романовых с начала их правления? Мало кто  из рядовых современных россиян  сможет назвать фамилии первой жены предпоследнего правившего Рюриковича – Ивана Грозного. Если имя ее – Анастасия - так или иначе, на слуху, благодаря  различным  фильмам, то уж фамилия Захарьина-Юрьева из рода Кобылы из Прус, трансформировавшаяся в 1613 году в фамилию Романовы, почти никому в народе не известна.
А ведь эта фамилия и сгубила династию Рюриковичей. Зачем это было нужно Романовым? Версий может быть много. Но все-таки факт, что Кобыла - из Прус, о многом говорит. И Кобыла (на самом деле прусский Камбила), и  Кащ-Неледзевский (Отрепьев-Нелидов) из Великого княжества Литовского, поглощенного затем Речью Посполитой,  прибывшие ко двору Юрия Долгорукого и  Ивана Третьего  служить как грамотные иностранные специалисты, затем породнившиеся перед началом великой русской Смуты в 17 веке, наверное, имели свои – не русские национальные – цели. Какие же? Очень простые и традиционные, сохраняющиеся в действиях всех иностранных агентов-специалистов и дипломатов – иметь Россию для Европы житницей, «кладовкой», наполненной  разнообразной едой и драгоценностями.
Конечно, проще было бы завоевать такую богатую ресурсами страну, но вот беда – территория-то ее была слишком велика и малодоступна. И все увеличивалась и увеличивалась, особенно при Иване Грозном. Что, в конце концов, и вывело из себя Европу, которая решила заменить воинственную  династию Рюриковичей и посадить на русский трон своих людей, потомков тех, кого заслала на Русь еще в 14 веке. Потомков Кобылы –Камбилы (Романовых) и Нилки Кащ Неледзевского (Отрепьевых). Проникнув на ложе  Ивана Грозного в лице своего «агента» Анастасии, затем объединившись в родстве и начав общими усилиями Смуту, погубив,  за исключением одного, всех детей Грозного, потом и своих, за исключением  будущего царя Михаила, они схватились в  смертельной схватке между собою.
 В чудовищной борьбе, едва не стоившей потери Русью государственности, Романовы победили Отрепьевых, а с ними и Годуновых, и Шуйских, и Мстиславских, и Марину Мнишек, повесив ее трехлетнего сына - законного наследника престола – Ивана («воренка»).
               

                4

Какие же жены Романовых до Екатерины Первой остались в народной памяти? Да никакие! Стрешнева, Милославская, Нарышкина, Хрущева (бездетная), Лопухина, Салтыкова – эти имена русских цариц, дворянок незнатных родов, ушли практически в историческое небытие.
Так почему же русские  цари брали себе в жены  неизвестных  женщин? Во-первых, они выбирали таких, от которых могли иметь здоровое потомство, эту надежду, кстати, не каждая из избранных оправдала.
 Во-вторых, был тут и особый интерес – родниться с такими захудалыми дворянскими родами, которые не могли повлиять на деятельность молодой и неокрепшей династии Романовых.
В-третьих, присутствовал тут и  библейский фактор девы Мари,  безродной женщины, родившей Христа. К тому же  был опыт крещения Руси князем Владимиром, сыном рабыни. И низкородные жены  первых Романовых как бы должны были подтверждать  их власть «от Христа», как это провозглашалось в Европе.Но закончилась эта история женитьбы Романовых на  безвестных дворянках невысоких родов самым необыкновенным образом -  когда Петр Первый во второй раз женился на женщине не русской и неизвестного роду-племени, какого - остается тайной и по сей день – на Марте Скавронской. И я, учитывая ее материнство в отношении  младших детей Петра, поставила им и ее как бы  «девичью» фамилию. Ну что же делать, если в истории и в официальных документах  таким и осталось имя (не первой – второй императрицы России). Первой все-таки была полька Мария Мнишек, жена Лжедмитрия Первого, объявившего себя императором.
Но, как ни удивительно, именно фамилии ближайших родственников русских царей, которые они по праву могли бы носить, вдруг открыли мне  еще одно неизвестное окно в истории  рода Романовых. И это  открывшееся окно заслонило густой тенью фамилию Скавронских.
И это была фамилия представителей  династии Глюксбургов, которая  среди прочих «появилась» лишь у последнего российского императора Николая Второго. Который был сыном датской принцессы Марии Софии Фредерики Дагмар. Дочери принца Глюксбургского, затем короля Дании Кристиана Девятого, племянника британского короля Эдуарда Седьмого.
Глюксбурги, как династия, стали считаться таковыми лишь с начала 19 века, но  вышла эта династия из  Ольденбургской ветви. А поэтому не стоит считать ее  какой-то новой или молодой. Кстати, сейчас она правит в Дании и Норвегии.
Давайте посмотрим, какими землями в Германии владели Глюксбурги.
Это город Глюксбург и родовой замок 16 века в нем, находится в немецкой земле Шлезвиг-Гольштейн, а вообще он является сегодня частью города Йесен земли Саксония-Анхальт. А это, как известно, родина предков императрицы Екатерины Второй, принцессы Софии Фредерики Августы Анхальт-Цербстской. Ее отец Кристиан Август Анхальт-Цербстский происходил из цербст-дорнбургской линии Анхальтского дома, а  ее мать Иоганна Елизавета, из Готторпского владетельного дома, из рода Кристиана Первого,  короля Дании, Норвегии и Швеции. Родословная Иоганны Елизаветы восходит к Кристиану I, королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-Голштейнскому и основателю династии Ольденбургов.   Ее брат Адольф Фридрих вступил на шведский престол в 1751 году, а другой брат, дядя  будущей императрицы Екатерины Второй, по замыслу Марты Скавронской, должен был стать мужем ее дочери Елизаветы (дочери Петра Первого, затем российской императрицы), но он умер в преддверии свадебных торжеств.
Напомним: мать Екатерины Второй была двоюродной теткой Петра Третьего.
Выходит, что чужестранка Екатерина Вторая,  состояла в родстве с Романовыми, являясь троюродной сестрой собственного мужа, внука Петра Первого.
Давайте вернемся к Марте Скавронской. Случайно ли был задуман ею брак дочери Елизаветы и отпрыска  соединившихся семейств – Анхальтского и Готторпского домов? Саксония-Анхальт – земля династии Глюксбургов из Ольденбургской ветви. А земля Шлезвиг-Голштейн – владение родононачальников династии  Ольденбургов. Значит,  Марту Скавронскую - Екатерину Первую интересовало родство с Глюксбургами-Готторпскими-Ольденбургскими.
А теперь давайте вспомним, с кем прибыла в Россию, попав в плен во время войны Петра со шведами, Марта Скавронская? С пастором Глюком, в семье которого она была воспитанницей.



                5


Вернемся к биографии Эрнста Глюка. О семье этого пастора  мы знаем только то, что  его отец был тоже пастор, но кто он – история умалчивает. В этом-то все и дело! Кто он? Где  же  родился Эрнст Глюк? А родился он в 1852 году в городе Веттине, в земле Саксония-Анхальт. Где находится родовой замок Веттинов – саксонских маркграфов, курфюрстов и королей, ныне представленный Виндзорской династией, правящей в Великобритании, а также Саксен-Кобург-Готской династией королей Бельгии.
Вообще Веттины – это Вельфы. Не буду углубляться в разницу между Саксонскими и Английскими Вельфами и историческую вражду между ними за передел мира, камнем преткновения в которой, как считают современные историки, была Россия.
В России, как я уже говорила выше, правили Саксонские  Вельфы – Петр Второй, Иван Шестой и, как выяснилось, Петр Третий. Правили – громко сказано, все трое были убиты вскоре восшествия на престол,  а последнему «российско-саксонско-английскому» Вельфу – сыну Николая Второго - и до престола дойти не дали, также зверски убив. Как и и его предшественников.
Так вот, пастор Глюк был родом как раз из самого гнезда, откуда и вылетали эти самые высокородные Вельфы – Ольденбурги – Глюксбурги. Он учился в гимназии в Альтенбурге, затем изучал богословие в Виттенбергском и Лейпцигском университетах. Уже с двадцати лет ему была поручена ответственная миссия по распространению и укреплению лютеранства в Лифляндии, которая  в 1673 году принадлежала Швеции. Чтобы религиозное окультуривание жителей Лифляндии шло эффективнее, пастору Глюку поручили перевести библию на латышский язык.
И вот с этого момента, можно сказать, и начинается новая, Петровская, история России. Хотя до воцарения Петра Первого оставалось еще  девять лет! Что же произошло за эти годы с пастором Глюком? Сославшись на то, что  без дополнительных знаний он перевести библию не сможет, Эрнст Глюк уезжает добывать их в Гамбург, где изучает древние языки под руководством знаменитого ориенталиста Себастьяна Эзарда.
Об этом Эзарде мне узнать  ничего не удалось, а вот ориенталист – это востоковед, а сегодня – и специалист по глобализму, то есть,  явлению проникновения одного государства в другое, расширению территорий за счет других государств, объединению  земель, религий, культур – в общем, как говорили в средневековье – наука о  конце света.
Но есть в ней очень существенный  предмет – это так называемый «еврейский придворный фактор» захвата власти на престоле. Иными словами – захват власти представителями той или иной династии  с помощью мощного финансирования придворных евреев, которые в 17 веке в Европе имели  уже особе положение при королевских дворах.
Однако, предоставляя  королям целые армии,  огромные суммы денег, евреи все-таки никогда сами  на престол не садились. Исключение составляет итальянка-флорентийка Екатерина Медичи, выданная замуж за французского короля.
А вторым исключением в мировой истории стала Марта Скавронская,  которую взял замуж  российский царь Петр Первый. Почему и как это случилось?
Тут надо понять, откуда все-таки взялась эта Марта и кем она была.
Вернемся к пастору Глюку, который, обучившись всем нужным ему наукам у  Себастьяна Эзарда,  в 1680 году возвращается в Лифляндию и в том же году рукоположен в пасторы при гарнизоне Динамюнде. Ему 28 лет. Но он без труда теперь переводит на эстонский язык Большой Катехизис и берется за перевод  библии. В 1783 году уже готов перевод Нового завета, Глюк назначается пастором в Мариенбург. Ту самую крепость, где через девять лет  и будут разворачиваться важные события, связанные с войной России со Швецией и с пленением пастора Глюка и его семейства вместе с воспитанницей Мартой Скавронской.
В Мариенбурге он учредил народную школу, начал создавать школы для подготовки учителей,  а также Эрнст Глюк открыл школу и для детей русских старообрядцев, бежавших от преследований из России( эта его деятельность как-то уж сильно напоминает  деятельность отца Владимира Ильича Ленина, Ильи Ульянова, в Симбирске. Вполне возможно, что, близкий к русским староверам, в свое время он именно от  мариенбургских раскольников получил программу пастора Глюка по организации народного образования?)
Так что с этой страной заочно пастор познакомился еще до того, как был пленен русской армией Бориса Шереметева.
Давайте согласимся, что обычному священнику такую  обширную деятельность без поддержки шведского двора, а также немецкой лютеранской церкви,  было бы вести не по силам. Значит, у Глюка была сильная поддержка – но лишь в  случае его непростого происхождения. Какого? Не Вельфов - Ольденбургов ли, то есть, впоследствии Глюксбургов, чью сокращенную фамилию он носил? Почему сокращенную? Может быть, потому, почему носили сокращенные фамилии русских аристократов их знаменитые бастарды – Ронцовы – Воронцовы, Лицын – Голицын, Ловин – Головин, Рукины- Долгоруковы, Агин – Елагин, Умов – Наумов, Тёмкина, - Потёмкин, Умской – Разумовский, Пнин – Репнин, Умянцов- Румянцев, Бецкие – Трубецкие.
Интересно посмотреть на  знаменитостей под фамилией Глюк. Их немного: Глюк, Кристоф Виллибальд (1714—1787) — австрийский композитор. Глюк, Луиза (род. 1943) — американская поэтесса.  Глюк, Эрнст Готлиб (ок. 1698 — 1767) — российский государственный деятель. Глюк, Фемистокл (1853—1942) — немецкий медик, врач-хирург, профессор, автор ряда научных трудов по медицине. Глюк, Христиан Фридрих фон (1755—1831) — немецкий юрист, профессор университета Галле и Эрлангенского университета.
Первый – великий композитор Глюк, тоже с интересной биографией-мифом. Ее до сих пор еще никто не подтвердил точно. Однако знаменитый реформатор итальянской оперы, директор Венской оперы, любимец всех королевских дворов Европы, был, как  предполагается … сыном лесника. И вот "прямо из леса" начал он свой взлет в мировом искусстве и в мировой истории. Забавно, конечно.



                6

Так вот и с Мартой Скавронской забавно – из маленького домика пастора Глюка в Мариенбурге взлетела она всего за год на российский царский трон к Петру Первому.
Уже будучи его женой Екатерина Первая признала сына Пастора Глюка  Кристиана Бернарда своим названным братом и осыпала его всевозможными милостями. Этот Кристиан на четыре года старше Марты Скавронской, он родился в 1780-м году, она – в 1784-м. И сегодня доподлинно неизвестно, откуда попала в дом пастора эта девочка. А, может быть, она – его внебрачный ребенок, и Кристиан не названный, а ее сводный брат? Или Эрнсту Глюку поручили воспитывать чью-то «высокопоствленную» бастардку, имея виды на ее  определенную карьеру. Какую? А вот того самого «еврейского придворного фактора», который позволил сесть на  английский трон Ганноверской династии. Но только все зашло гораздо дальше, чем предполагали те, кто готовил Марту к ее миссии при каком-то из правящих дворов. И это  мог быть не обязательно русский двор Романовых. Но так получилось, что Марта оказалась вместе со своим воспитателем и его семьей в плену у Бориса Шереметева, взявшего крепость Мариенбург в войне со шведским королем Карлом Двенадцатым в 1702 году.
Плен – это очень хороший способ внедрения агента. Так и произошло с Глюком и Скавронской. Сначала их разделили, Глюка отправили в Псков, а Марту оставили в штабе армии Бориса Шереметева, который одновременно возглавлял и армейскую разведку. Наверное полученные от нее сведения были настолько интересны, что вскоре Скавронскую забирает к себе в штаб армии начальник ее разведки Александр Меншиков.
Чем могла юная девушка так заинтересовать столь высоких армейских чинов - матерых разведчиков? Отбросим скабрезные антиисторические  россказни о ее сексуальных похождениях. Это сочинил глубоко непорядочный бастард "лжеграф" Толстой для непосвященной и доверчивой советской публики. А глубоко непорядочные, хотя и весьма известные, советские актеры изобразили  всю эту гадость в популярном фильме о Петре Первом. А Сталин, который, безусловно, пользовался, вслед за Лениным, этим самым "еврейским придворным фактором", будучи, однако, в отношении евреев всегда  настороже, позволил известным актерам и режиссеру всю эту мерзость о Скавронской, Меншикове и Петре.
Здесь и сомневаться не приходится – Марта Скавронская представляла те круги «еврейского придворного фактора», которые в своих интересах могли на тот момент финансировать деятельность русского царя, который тратил колоссальные  деньги на войну со шведами и на строительство кораблей и новой столицы России – Санкт-Петербурга, обживая завоеванные европейские берега. И неизвестная плененная девушка из крепости Мариенбург отправилась в Москву вслед за пастором Глюком, которого пока что держали там под арестом, но недолго. Вскоре он занялся привычным делом – образованием молодежи, преподавал им  тонкости шпионской (дипломатической) деятельности в специально открытой гимназии. А Марта, сменившая имя на Екатерину (наверное, по ассоциации с первой еврейкой-королевой Франции Екатериной Медичи) уже была беременна от русского царя, который решил на ней жениться! Это было невероятно и для России, и для Европы – «еврейский придворный фактор» не просто  проводил финансирование проектов Петра, он «сам сел на трон рядом с русским царем, а впоследствии и вовсе два года правил самостоятельно под именем императрицы Екатерины Первой. В качестве «еврейского придворного фактора» Марту Скавронскую заменил еврей Петр Шафиров, ставший главным придворным финансистом Петра Первого.
Но все-таки, почему Петр женился на Марте? Может, быть, причиной – зов крови, который "по наследству" передал ему отец - царь Алексей Михайлович Тишайший? Ведь по матери Натальи Нарышкиной, Петр-то наш, как говорят историки Карамзин и Ключевский, наполовину еврей. Как же так получилось?
 А давайте рассмотрим историю  второй женитьбы русского царя Алексея Михайловича Тишайшего. В предшествующие ей годы Россию сотрясали: Польская война, неудачная денежная реформа, вызвавшая  «медный» бунт, война со Степаном Разиным и война с Турцией за Украину. Все это требовало огромных денег. А «еврейским придворным фактором» в то время при дворе Алексея Михайловича несомненно был его ближайший сподвижник, первый «западник» в России,  Артамон Матвеев. В 1671 году царь женится на его племяннице и воспитаннице Наталье Нарышкиной, еврейке из иудейской секты  караимов. В этом же году Матвеев сменил Ордина-Нащокина и в заведовании Посольским приказом, после чего вся внешняя политика России перешла в его руки.
В последние годы царствования Алексея Михайловича Матвеев - самый влиятельный из приближенных царя. За время управления Малороссийским и Посольским приказами он "учинил,- по его собственному выражению,- прибыли великие" государевой казне: построил аптеку и кружечный двор, и из доходов от них "сделал дворы каменны - Посольский, греческий, лавки", и, сверх того, ежегодно доставлял в Тайный и другие приказы по 60 тысяч рублей. Важным делом его была новая организация продовольствия московских войск, расположенных на Украине: вместо хлебных запасов туда стали посылать из Москвы деньги, что было много экономнее и удобнее. Матвеев же расширил операции Московского монетного двора. В 1672 году  заключил новый договор с армянской компанией по торговле персидским шелком, предоставлявший по сравнению с договором 1667 года значительные выгоды казне и русским купцам. При нем также был отправлен в Китай Н. Спафарий с поручением составить подробное описание пути от Тобольска до китайской границы.
 Но даже при всех своих романтических чувствах едва ли прагматичный и жестокий правитель сделал бы исторический шаг к алтарю, если бы не узнал о происхождении Марты Скавронской что-то такое, что заставило его отбросить все сомнения и соединиться с этой неизвестной никому женщиной.
И все-таки остается загадкой, почему биография Марты Скавронской так и не была рассекречена? Более того, она  еще сильнее была засекречена именно в тот период, когда Марта выехала из штабов армий Шереметева и Меншикова с Петром. И есть у меня подозрения, что жертвой этого секрета стали лучшие разведчики России того времени -  Иоганн Рейнгольд Паткуль  и Андрей Яковлевич Хилков. Иоганн Рейнгольд Паткуль - разведчик, швед,  русский резидент. Был выдан  шведам польским королем Августом Вторым и казнен шведами - заживо колесован, а затем четвертован, несмотря, как пишут историки, на  "горячее участие" в его судьбе Петра Первого. А ведь Август Второй был союзником Петра в войне со шведами. Непонятно, почему они не могли договориться об освобождении русского дипломата Паткуля, который  шпионил и в пользу России, и в пользу ее союзника на тот момент – Польши? А, может, именно Петру нужно было, чтобы Паткуль навечно замолчал?
Андрея Яковлевича Хилкова (1676 — 1718) — князя, резидента  Петра I при дворе Карла XII в Стокгольме, шведское правительство арестовало  после начала Северной войны (в 1703 году, когда Петр познакомился с Мартой) и объявило князю Хилкову, что оно согласно разменять его на шведского резидента в Москве Книпера, но впоследствии отказалось от этого, и князю Хилкову пришлось прожить в плену 15 лет и умереть на чужбине. Шведы очень сурово обращались с ним. Но даже будучи под арестом он слал депеши Петру Первому о положении шведов. И не было ли в тех депешах сведений о еврейской шведке - латышке-немке (кого там еще), которые никогда и нигде не должны были прозвучать?
Обратим внимание, что деятельность этих русских агентов была пресечена  шведским двором в одно и то же время – пленения пастора Глюка и Марты Скавронской и переезда их в Москву – в начале 1700-х.
И последний, самый близкий свидетель происхождения Марты Сквронской - сам пастор Глюк - неожиданно умирает в Москве в 1705 году...
Но у одного знаменитого агента Петра голова осталась цела – у Петра Андреевича Толстого, сообщника  императора и Екатерины Первой  в уничтожении царевича Алексея, законного наследника, сына Петра Первого. Толстой был русским  резидентом в Турции в то же время, когда в Европе работали Паткуль и  Хилков. Однако в первые же дни после смерти Екатерины Первой Меншиков отправил Толстого и его сына Ивана на смерть в страшную тюрьму на Соловки. Может быть, за то, что Толстой, выступая против  притязаний Меншикова на русский престол,  располагал  такой информацией, полученной  при его деятельности главой Тайной канцелярии, что при оглашении  самому Меншикову было не сносить головы? Толстой погиб на Соловках вместе с сыном, Меншиков – в Сибири. Но тайны ушли с ними в могилу, если только не остались в документах, которые до сих пор  засекречены и не подлежат огласке.



                7


Однако есть один документ, который проливает какой-то свет на эту темную историю с Мартой Скавронской. Это – герб Российской Империи.
Приглашённый в Россию геральдист Франциск Санти в 1722 году составил официальное описание государственного герба, а 11 марта 1726 года, после смерти Петра, Екатерина I утвердила описание герба: "Орёл чёрный с распростёртыми крыльями, в жёлтом поле, в нём ездец в красном поле" (такая композиция упоминается в сенатском указе об изготовлении новой государственной печати- Т.Щ.).
"Ездец" - это эмблема - белый конь на красном фоне - ГЕРБ РОДА  ВЕЛЬФОВ - ЗЕМЛЯ НИЖНЯЯ САКСОНИЯ-ГАНОВЕР. Вельфы, напомним, предки Веттинов. Теперь вспомним, откуда родом пастор Глюк, «воспитатель» Марты Скавронской, «названной сестры» его сына Кристиана.
А теперь еще вспомним, кого из императоров так безжалостно убивали в России – представителей династии Вельфов. Долгорукие отняли Петра Второго из рук оберегавшего его Меншикова и сгубили. Ивана Шестого заточила Елизавета (хотя, вполне возможно, и она была отпрыском Вельфов по линии  Марты Скавронской, если та к ним принадлежала тайно как бастардка), Екатерина Вторая расправилась с несчастным законным императором России в 1864 году руками Мировича, Петра Третьего, вполне возможно, вопреки ее желанию, убили братья Орловы. Но уж за сына, Павла Первого, Екатерина вступила в серьезную борьбу, отказавшись от его Готторпского наследства в Германии, отсекла  фамилию Готторпских от фамилии Романовых. Бесполезно! И Павла Первого убили. А потом зверски расправились с последним  вельфом в России – царевичем Алексеем в 1918 году.
И в заключение предположу, что фамилия Скавронская – выдуманная, это миф. А какая была настоящая она у  Екатерины Первой: Глюксбург, Готторпская, Веттинг? Может быть, когда-нибудь, мы и узнаем это.


                8

7 (18) мая 1724 года Пётр короновал Екатерину императрицей в московском Успенском соборе. Это была вторая на Руси коронация женщины-супруги государя (после коронации Марины Мнишек Лжедмитрием I в 1605 году).  Но еще до того манифестом от 15 ноября 1723 года Пётр объявил о будущей коронации Екатерины в знак особых её заслуг. Вот с этого и надо бы начинать распутывать клубок  отношений русского царя к неизвестной иностранке, перешедших в государственный брачный союз. Не приходится сомневаться в том, что ни один такой союз во все времена во всем мире не состоялся бы без очевидной или тайной выгоды для государства. И, скорее всего, не для одного.
Об особых заслугах Марты Скавронской можно узнать из истории  Великой Северной войны 1700-1721 годов между коалицией северных государств и Швецией за прибалтийские земли, продолжавшейся более 20 лет и закончившейся поражением Швеции. Основную роль в победе над ней, равно как и основные территориальные завоевания, принадлежат Московскому государству, входившему в коалицию. Победа в Северной войне обеспечила России ведущую военную роль в Европе и положила начало трансформации Московского государства  в Российскую Империю.
К концу 1703 года Московское государство контролировало почти всю территорию Ингерманландии, однако, шведский флот, базировавшийся в Дерпте (современный Тарту), продолжал контратаки против русских кораблей в Чудском озере. Завершая завоевание Ингерманландии, русские войска под командованием Бориса Шереметева к лету 1704 года вошли в Ливонию и осадили Дерпт. В июле 1704 года при личном участии Петра I крепость была взята. Летом 1704 года вторая группа русских войск под командованием генерала Огильви вошла в Эстляндию и осадила Нарву. К концу лета после приезда Петра I из Дерпта и эта крепость была взята.
Напомню, созданная пастором Глюком гимназия уже  год как действовала в Москве, откуда в это время Андрей Денисов уехал учиться в Саксонию.  В ходе Северной войны  страна подверглась шведскому вторжению, то есть, ею правил в 1704 году шведский король  Карл XII, преемник Карла XI, с которым тесно общался пастор Глюк по поводу открытия в Лифляндии школ для старообрядцев. Также он был вхож и ко двору Карла XII. В это же время при нем находилась воспитанница Марта Скавронская. Может быть, тайну ее жизни приоткроет ее, предположительно, еврейское происхождение? Вот как об этом говорится в одном из источников, увидевших недавно свет: Петр на себе удостоверился, что Европа преклоняется только перед силой. Оттого  совсем не случайно остановил свой выбор на имени Екатерина для своей жены, Марты Скавронской, имевшей таможенное, по-старинному, мытарское происхождение. До Петра имя Екатерина почти не наблюдается в русской истории между  династическими или боярскими родами. Аргументы Петра Романова в пользу этого брака дошли до  монарших дворов Европы и, в первую очередь, до Людовика XIV. Он как бы заявлял: «Я, Петр Романов, правнук патриарха Филарета, незаконного захватчика трона Старой Ордынской династии в России, беру в жены не принцессу, а дочь мытаря Екатерину абсолютно так же, как предок твой король Генрих II Валуа взял в жены Екатерину Медичи, из рода банкиров, тех же мытарей. Да и власть Старой Ордынской династии во Франции узурпировал дед твой Генрих Наваррский Бурбон по смерти Екатерины Медичи, и ее сына Генриха III Валуа в 1589 году».
И коронацию Екатерины 15 ноября 1723 года Петр Первый объяснил в своем манифесте чисто материальной значимостью жены, ссылаясь на ее заслуги во время Прутского похода: «Наша любезнейшая супруга государыня императрица Екатерина великою помощницею была, и не точию в сем, но и во многих воинских действах, отложа немочь женскую, волею с нами присутствовала и елико возможно вспомогала, а наипаче в Прутской кампании с турки, почитай отчаянном времени, как мужески, а не женски поступала, о том ведомо всей нашей армии…»

9


Сражение с турками 9 – 10 июля 1711 года у местечка Рябая Могила, что на реке Прут,- печально памятное в истории страны.  Предыстория такова.  Когда Петр I отбил у Карла часть прибалтийских земель и основал на отвоёванных землях новую крепость Санкт-Петербург, это заставило шведского короля принять фатальное решение о захвате русской столицы Москвы. Он повел свою армию  на Украину, гетман которой, Мазепа, перешёл на сторону Карла, но не был поддержан основной массой украинского казачества. Шедший на помощь королю корпус Левенгаупта был разбит русскими в сражении у деревни Лесной. К тому моменту, когда шведские войска подошли к Полтаве, Карл потерял до трети своей армии. После неудачной для шведов трехмесячной осады города, произошло сражение с основными силами русской армии, в результате которого шведская армия потерпела поражение. Карл бежал на юг в Османскую империю, где   совместно с Мазепой организовал лагерь в Бендерах. Но тот вскоре умер, и казаки избрали нового гетмана Пилипа Орлика (и даже приняли знаменитую Конституцию) и были настроены вместе со шведами продолжать борьбу. Турки вначале приветствовали шведского короля, который подговаривал их начать войну с русскими. Тем более, что Москва в ультимативной форме требовала у Стамбула выдать короля и гетмана, обещая за них 300 тысяч золотых. Вообще, после полтавской победы московиты стали вести себя в отношении турок без церемоний: разрабатывали планы антитурецких коалиций, подстрекали вассалов султана к восстанию. Кроме того, царские войска несколько раз переходили границу и взяли в плен отряд интернированных турками шведов. В ответ на это Оттоманская Порта в ноябре 1710 года объявила Московскому царству войну.
Трудно представить себе, что было бы с Россией, если бы Петр погиб на Пруте, – пишут историки. При несчастном Алексее Петровиче ей бы пришлось пережить новое смутное время. Все старания и достижения Петра пропали бы даром.
 Оказавшись без воды и провизии, запертые со всех сторон 200-тысячной армией  Оттоманской Порты и ордами воинственных крымцев, русские, казалось, были обречены. Самообладание и выдержка изменили тогда даже царю, который в те дни писал (правда, историки наличие  такого письма отрицают) в сердцах в Петербург: «Господа Сенат! Сим извещаю вас, что я со своим войском без вины или погрешностей со стороны нашей...в четырехкраты сильнейшею турецкой силою так окружен, что все пути к получению провианта пресечены, и что я, без особливыя Божия помощи ничего иного предвидеть не могу, кроме совершенного поражения, или что я впаду в турецкий плен. Если случится сие последнее, то вы не должны почитать меня своим государем и ничего не исполнять, что мною, хотя бы по собственному повелению, от вас было требуемо, покамест я сам не явлюся между вами в лице своем. Но если я погибну и вы верные известия получите о моей смерти, то выберите между собою достойнейшего мне в наследники».
В этом походе рядом с Петром была Екатерина. По одной из легенд, она сняла с себя драгоценности и раздала их солдатам. Но это всего лишь красивая легенда. Как пишут историки – вдруг случилось чудо: турки согласились на мирные переговоры! Чтобы спастись, Петр І был готов почти на все. «Ставь с ними на все, что похотят, кроме шкляфства (плена)», – инструктировал он посланного в турецкий лагерь вице-канцлера Петра Шафирова. Но в итоге, великий визирь Балтаджи-паша согласился на минимальные уступки. Царя обязывали вернуть захваченный в 1696 году Азов, срыть Таганрог и другие пограничные крепости, пропустить Карла ХII в Швецию, не вмешиваться в дела Речи Посполитой и «выйти из земель, связанных с Польшей, казаков, запорожцев и тех казаков, что пребывают в союзе с наияснейшим ханом Крыма».
Почему же все-таки великий визирь согласился на переговоры? Это до сих пор остается тайной. По одной версии, потому, что янычары, понеся тяжелые потери, отказывались идти на новый штурм и угрожали Балтаджи-паше бунтом. По другой – визирь и его окружение получили более 250 тысяч рублей подкупа. В мирных переговорах от Петра участвовал еврей-выкрест Шафиров. А перед ним в лагере визиря побывала Екатерина. И только после ее визита эти переговоры стали вообще возможны. Историография турецкая свидетельствует, что формальный главнокомандующий царской армии фельдмаршал граф Борис Шереметев дважды предлагал начать переговоры, но Балтаджи-паша согласился лишь после того, как в турецкий лагерь прибыла Екатерина Алексеевна.
Конечно, скандальные историки и тут увидели скабрезную подоплеку. Но едва ли решение, имевшее мировое значение, могло быть результатом  постельных утех жены Петра и визиря. Это, конечно, домыслы и клевета. Роль Скавронской, вероятнее всего, была куда важнее. Может быть, только от нее, как от представительницы влиятельных еврейских кругов, связанных с Карлом XII, Балтаджи-паша мог осмелиться принять взятку золотом, запеченным в осетре. Рыба-фиш, как известно, святое еврейское блюдо. Видимо, оно и сыграло решающую роль в начале мирных переговоров, а затем – в их благополучном для России исходе. Но и это, конечно,всего лишь исторический анекдот, прочитав который в одном из источников при изучении документов о Петре Великом, Александр Сергеевич Пушкин  сделал пометку:" Какая ерунда!" Я Пушкину верю.
  Очевидно одно: чьим бы агентом не была Марта Скавронская ко времени знакомства с Петром, она  перешла на его сторону. И, видимо, не без влияния пастора Глюка, который первый принял предложение Петра работать на Россию. Поэтому не стоит приуменьшать значение Скавронской для российского престола. Если она и не была представительницей королевских фамилий Европы, то уж наверняка представляла серьезное общество деловых денежных кругов из среды великих мытарей, а также европейскую разведку.
  И вести переговоры с турками о судьбе всей православной России Петр Первый доверил еврею, личности замечательной, - вице-канцлеру, барону Петру Павловичу Шафирову (1672-1739), на коего царь полностью полагался. (Известно, что он занимал для императора большие деньги у евреев-банкиров. В свою очередь, западноевропейские евреи через Шафирова запрашивали Петра о возможности открыть торговые конторы в России. Петр прислушивался к Шафирову и весьма дорожил его мнением. Но контор не открыл).
 После переговоров с русскими султан был очень недоволен Балтаджи-пашой, которого вскоре сняли с поста и отправили на остров Родос, где удавили. Турки, первоначально приветствовавшие шведского короля, который подговаривал их начать войну с русскими, в конце концов, устали от амбиций Карла. Султан проявил коварство и распорядился арестовать его. Старые враги короля - Россия и Польша - использовали в своих интересах его отсутствие, чтобы восстановить утраченные земли и даже расширить территории. Англия, союзник Швеции, отказалась от союзных обязательств, в то время как Пруссия захватила шведские капиталы в Германии. Россия захватила часть Финляндии, а Август II вновь вернулся на польский трон. В 1713 году султан под давлением России и европейских держав распорядился силой выпроводить Карла из Бендер, в ходе которого произошло вооруженное столкновение шведов с янычарами,  а сам Карл был ранен, потеряв кончик носа.
Ситуация в его королевстве была угрожающей, поэтому Карл бежал из Османской империи и потратил лишь 15 дней, чтобы пересечь Европу и вернуться в контролируемый Швецией Штральзунд в Померании, а затем и в саму Швецию. Его попытки восстановить потерянную власть и влияние потерпели неудачу. Незадолго до смерти Карл попытался завершить Северную войну с Россией Аландским конгрессом. В ноябре 1718 года он во время своего последнего похода в Норвегию (которая была тогда под властью Дании) при осаде крепости Фредрикстен находился в передовой траншее и был убит шальной пулей (пуговицей). По другой версии, стал жертвой заговора шведских правящих кругов, недовольных разорением страны бесконечными войнами, и был убит в результате покушения (обстоятельства гибели короля до сих пор являются причиной ожесточённых споров). Карл XII стал последним монархом Европы, павшим на поле боя.
Через два года Петр короновал Екатерину, дети которой продолжили династию Романовых до самого ее падения в 1917 году.

10

Но вернемся к еврейскому вопросу в происхождении и биографии Марты Скавронской. Если еврейское  происхождение императрицы  до сих пор никак не доказано, то плохое отношение к народу израилеву подтверждено в документах. В конце царствования Екатерины I Алексеевны были изданы два монарших указа, направленные на полное и безусловное изгнание из России всех иудеев. И ранее, при Петре Великом, отношение к евреям было трудно назвать благосклонным: им возбранялось не только жительствовать, но и въезжать на территорию империи (исключение делалось лишь для иудеев из свиты герцога Карла-Фридриха Гольштейн-Готторпского и австрийского графа Шато де Бюсси-Рабутина). Но на ослушников при Петре иногда смотрели сквозь пальцы, и для них находились законодательные послабления.
Примером тому дело об откупщике и предпринимателе Борухе Лейбове из сельца Зверовичи на Смоленщине. История его такова. В 1722 году в Святейший Синод поступил извет от смоленских мещан Герасима Шилы и Семена Паскина. В нем говорилось, что со времени присоединения Смоленского края к России (а именно с 1654 года), «жидовская поганая вера искоренена была без остатка», но вице-губернатор князь Василий Гагарин самовольно допустил сюда евреев в кабацкие и таможенные откупа. Те размножились и «старозаконием своим превращают в жидовство христиан», заставляют их работать в воскресные дни и православные праздники, «отвращая от Церкви Божьей». Евреи будто бы продают мертвечину и «нечистые кушанья, не освященные молитвой», оскверняя тем самым простой народ. А один из супостатов, откупщик Лейбов, ругался Христовой вере и до того обнаглел, что дерзнул построить в сельце Зверовичи «жидовскую школу» (синагогу) прямо рядом с церковью Николая Чудотворца. А когда тамошний священнослужитель отец Авраам «в строении школы в басурманской их вере укоризны чинил», Борух помянутого божьего пастыря «бил смертно и голову испроломил и, оковав, держал в железах», а хотя потом и освободил, «от того жидова мучения священник одержим был болезнью, и, не освободясь от нее, умер».
 В том же году был подан и другой донос на Лейбова, состряпанный отцом Никитой Васильевым и дьяконом Григорием Никифоровым: якобы жид Борух и его жена мучили булавками и иглами служившую у них крестьянскую девицу Матрену Емельянову, чтобы извлечь из нее «руды», – захотелось нехристям христианской кровушки!
Как отмечал историк Илья Оршанский, многочисленность преступлений, инкриминируемых Лейбову, «невольно вызывает сомнение в их действительности».  Обвинения же в кровавом навете и продаже мертвечины – это вполне может быть приписанные доносчиками Лейбову, дабы отстранить от откупов удачливого конкурента.
Петровский Сенат, выполнив требование уничтожить синагогу и предать огню молельные книги, не усмотрел в действиях вице-губернатора Гагарина никакого криминала и отказал Синоду в поголовном выселении евреев из Смоленска. Сенаторы сослались на узаконения «тишайшего» царя Алексея Михайловича о том, что всем лицам, проживавшим в присоединенных от Польши областях (и евреям в том числе), разрешено оставаться на прежнем месте. При этом и иудеи, осевшие там ранее, не подвергались ограничениями в правах жительства, торговли и промыслов в России. А в январе 1725 года к вящему удовольствию Лейбова за подписью самого императора был издан указ об отдаче этому еврею смоленских таможенных и кабацких сборов.
Однако в конце царствования Екатерины все круто переменилось, и для сынов Израиля наступили самые лихие времена. Преданное, казалось, забвению дело еврейского откупщика снова вышло наружу и решилось заново и крайне неблагоприятным образом, причем не только для него одного. Монарший указ от 14 марта 1727 года повелевал выслать всех иудеев за рубеж из сельца Зверовичи, а «сборы отдать на откуп всем, кроме жидов». Мало того Екатерина выселила евреев из всех сопредельных городов и селений.
Не прошло и двух месяцев после выселения Лейбова, как последовал другой именной указ императрицы, относящийся уже ко всем без исключения представителям еврейского племени: «Сего 20 апреля Ее Императорское Величество указала: жидов, как мужеска, так и женска пола, которые обретаются на Украине и в других Российских городах, тех всех выслать вон из России за рубеж немедленно, и впредь их ни под какими образы в Россию не впускать и того предостерегать во всех местах накрепко». Евреев стали повсеместно выселять из России. При этом все их серебряные и золотые монеты принудительно менялись на медные.
Говорят, что Екатерина делала это под влиянием Александра Меншикова, который ненавидел евреев. Но так ли это? А, может быть, Екатерина хорошо знала свой народ и опасалась  его влияния на русских?  Может быть, она  боялась такого излишнего влияния и признания ее иудейкой – что недопустимо для императрицы на русском престоле. Скорее всего, второе было главной причиной изгнания евреев из России Мартой Скавронской. Тут, как говорится,  каждый – за себя.

11


Но прошло время, на трон вступил ее правнук Александр Первый. И все переменилось для евреев в России. Он пересмотрел еврейское законодательство.
В середине 1802 года граф В.П. Кочубей, сопровождавший царя в путешествии по России, писал, что по возвращении в столицу император учредит комитет, который мог бы «представить виды для общего положения о евреях». В дальнейшем новое учреждение стали называть в соответствии с его объявленной целью Комитетом об устроении евреев на пользу государственную и их собственную, или Комитетом по благоустройству евреев. Во избежание путаницы с названиями этого и последующих аналогичных комитетов сотрудник Министерства внутренних дел в 80-х годах XIX века князь Н.Н. Голицын признал нужным называть их по нумерации, либо указывая год учреждения. Комитет по благоустройству евреев Н.Н. Голицын обозначил как первый Комитет, или Комитет 1802 года . С разрешения императора каждый член комитета мог пригласить для участия в его работе по одному «просвещеннейшему» еврею. Державин пригласил в декабре 1802 года петербургского купца и поставщика армии Н.Х. Ноткина, еще в 1797 году представившего в Сенат проект либеральной еврейской реформы, с которым Державин был знаком.
В октябре 1804 года Александру Первому представили выработанный Комитетом проект «Положения для евреев». В докладе говорилось, что за основу Комитет принял следующие начала: преобразовать собственное внутреннее управление евреев, подчинив их общим для всех подданных порядкам; открыть им способы к просвещению; привлечь евреев «к земледелию, фабрикам, ремеслам и общежительности».  «Извлечь евреев из унизительного состояния, предоставив им способы обратиться к трудолюбию, снискивать себе пропитание способами честными и безвредными», и пояснение: пресечь мелкие злоупотребительные промыслы и одобрить общеполезные упражнения евреев. Последних очень взволновал предстоящий запрет на торговлю водкой в селах. Но Александр поступил  поистине демократично - проект Положения передали еврейским депутатам, избранным по решению Комитета (начала 1803 года) от еврейских обществ всех губерний для заключения. Но они заявили, что без кагалов (органов самоуправления общин) не могут принять решение, и просили дать им срок полгода. Кагалы желали, чтобы преобразования и особенно вопрос о содержании шинков и аренды отложили на 15-20 лет. Комитет отклонил предложение.
И вот что показательно: для крепостных крестьян в России  таких демократических обсуждений их положения в стране не предпринималось. Более того, евреи, в отличие от крепостных, были освобождены от уплаты налогов. Тогда как крепостные, не обладая никакими гражданскими правами, платили в казну государства свои тяжкие подати. И исполняли барщину – неподъемную арендную плату за землю, на которой проживали испокон века. Пришлые же евреи  были освобождены от таких непосильных материальных затрат.
Евреи оставались свободными, и никто не мог сделать их крепостными;  правда, сами  они не могли владеть крепостными. Положение разрешило евреям покупать в черте оседлости незаселенные земли для занятия хлебопашеством; не имеющие средств должны были получать казенную землю безвозмездно. Евреи становились собственниками земли и могли нанимать работников для ее возделывания, в том числе христиан; они также могли арендовать землю у помещиков. Евреи освобождались от земельных податей на пять лет, что являлось дополнительным стимулом в сельскохозяйственных районах, главным образом, на южных окраинах страны. Таким образом, новый закон положил начало еврейским земледельческим колониям. Что дало им основание, например, в  1944 году претендовать на создание независимого еврейского государства в Крыму.
Фабрикантам и ремесленникам были обещаны льготы по податям, а на устройство фабрик – ссуды. Они не должны были платить двойную подать, введенную Екатериной Второй для евреев. Ремесленники могли выбирать любые ремесла, дозволенные законом, и вступать в ремесленные цеха, «если то не будет противно привилегиям, особенно некоторым городам присвоенным».
Что получается: как только  поколение Романовых отдалилось от своей прародительницы - еврейки на  сто лет, когда уже о еврейском происхождении  Петра  Третьего, Павла Первого и, тем более, Александра Первого было напрочь забыто, еврейские корни Романовых дали о себе знать. И их родной народ получил в России права. Которые узаконили большевики, а уж о сегодняшнем привилегированном положении  евреев в России и говорить не приходится. В их руках:  медицина, образование, культура, политика,  бизнес и финансы. В общем, все. Все остальные – народ – платят  им непосильную дань. Налоги, отчисления в пенсионный фонд,  оплату ЖКХ. И подпольные поборы за медицинское обслуживание и образование. И русским строжайше запрещено жаловаться на евреев. Это карается суровыми мерами за «разжигание  национальной розни». Насколько это справедливо, пусть подумает каждый. Марта Скавронская предпочла держать дистанцию с возможными единоверцами. Она и ее окружение отлично понимали, что заигрывать  с искушенным народом, умным и предприимчивым, но лишенным своей собственной земли, опасно для государства и его правителей. Даже если императрица – еврейка.