Не проходи мимо боли

Тамара Арбатская
 
1
Лучникова Татьяна Алексеевна, сорокадвухлетняя, русоволосая, сероглазая  женщина, с тяжёлой сумкой в руках шла после ночной смены домой. Под ногами поскрипывал снежок. Степь накрылась тонким белым, снежным  покрывалом, только былинки сухой травы качались под напором ветра, вырываясь из снега.
-Здравствуй, Таня,- поздоровалась с ней соседка Марина Ивановна, семидесятипятилетняя старушка, сгорбленная годами, небольшого росточка, в новой пушистой шали из козьего пуха.
-  С работы идёшь?
- Да, - остановилась возле её Таня.
- Я, вышла за ворота посмотреть на мир божий. Ты, знаешь, обида у меня, зять пьяный пришёл, денег просил на бутылку, я ему не дала, а он пошёл просить к Филиппу брать спирт в долг. Вся улица тащит ему ковры, бельё,   посуду, все берёт торгаш у людей, не стесняется, не жалеет ни матерей, ни жён их, ни детей, будь он проклят этот кровопивец, зять обнаглел совсем пьет изо дня в день, ничем невозможно остановить.
- Поживи попробуй с такими мужиками, на них смотреть не хочется, на людей не похожи. Потом говорят, что никого проклинать нельзя.
- Да, брось ты, все можно, не верю я во всю эту ерунду. Он всю округу споил, а сильно в Бога верит, в церковь ездит молиться, только нас не жалеет.
- Ладно, бабушка, пойду я, а то дети как прожили эти сутки одни,  не знаю.
- Иди, я могу с тобой долго разговаривать, мне делать нечего.
- Дома дел невпроворот и Олю надо в школу собирать.
- Дел не будет, когда помрёшь, - заметила Марина Ивановна.
- Приходи в гости, - улыбнулась Татьяна.
- Обязательно приду.-  Дома, старший из детей Артур был в школе, младшая Оля безмятежно спала, подложив  ладонь под щеку. Переодевшись. Взяла подойник, подоила корову, дала сена, накормила собак, затопила печку, разбудила дочку.
- Вставай, время много, уроки делать пора,- сама поставила на плиту кастрюлю, чтобы сварить обед. Оля позавтракала и стала выполнять домашнее задание. Мать подошла к дочке,
- Что задавали тебе?
- Упражнение № 124.
- Выполняй, старайся учиться хорошо, закончишь одиннадцать классов, поступишь учиться в институт, человеком станешь.
- Мама. Вот это слово я правильно написала?- спросила Оля, глядя на мать небесно- голубыми глазами.
- Уж небо осенью дышало, - прочитала она.
- Написала неправильно «осинью», а в учебнике разве так написано, посмотри.
- Осенью, - исправила Оля. Написав упражнение по русскому языку, девочка быстро решила примеры по математике, она училась легко, но контролировать её было не лишне. Пообедав, Оля ушла в школу, которая находилась в двух километрах от их дома. В советские времена детей в школу и обратно возили на автобусе, а сейчас ходили пешком. Девяностые годы полностью изменили жизнь людей. Четвёртый класс учился с двух часов дня. На улице коротко взлаяли собаки Джон и Шарик и тут же смолкли, скрипнула входная дверь, вошёл, точнее вбежал  Артур.
 - Мама. Я сегодня пятёрку получил, по истории!
- Молодчинка, рада за тебя, садись ешь. Коров надо напоить и сена бросишь.
Хорошо, мамочка будет сделано.
- Я устала очень, прилягу, отдохну. Ночь беспокойная была, всю ночь возили с аварий пострадавших, ты не забудь про дела.
- Не волнуйся, мамочка все будет о кэй, не переживай.- Татьяна прилегла на кровать и тут же уснула крепким, как забытьё,  сном, кажется на одну лишь минутку, а прошло часа полтора, пора вставать. Из за туч выкатилось солнце и осветило нехитрую обстановку: старенькое пианино, стенку, кресла возле стен, телевизор, стол на котором были раскиданы учебники, тетради. Артур смотрел фильм по телевизору.
- Время быстро идет,  печку затопи, в стайке ты вычистил?
- Вычистил, а печку сейчас затоплю.
- Тогда я пошла доить, -  одела шаль, взяла подойник и пошла в стайку. Она любила момент, когда первые струйки молока ударялись о стенку подойника, звучали неумолчной музыкой тепла, запахом парного молока. После дойки, процедив молоко, разлила по банкам. Артур ушёл бросить сено коровам.
 Зимний день короток и клонился к закату, облака полыхали ярко- оранжевым светом, постепенно небесные краски затушевывались, слабели  и постепенно погасли. Небо быстро темнело, показались первые звёзды, в окнах загорались огни. Вошла Оля.
- Ой, мамочка, как же я замерзла, ты не представляешь.
- Мой руки, садись за стол, проголодалась наверно, - она положила в тарелку рисовую кашу с котлетой, поставила перед дочкой.   
- Мама, а меня сегодня Елена Гавриловна похвалила, сказала, что я хорошо выполнила уроки, посмотри она поставила мне пятёрку, - она достала из ранца тетради и подала матери.
- Молодец доченька, так и надо учиться. Сейчас вымою посуду и буду тебе платье шить, хочешь себе обновку?
 - Очень хочу, как я тебя люблю мамулька. От Олежки писем нет?
- Нет писем, у бабушки ему хорошо, школа рядом, клуб,  бабушке и деду он поможет по хозяйству,- младший сын Татьяны Алексеевны жил у бабушки, в соседнем районе и учился в первом классе.
- К бабушке хочу, отпусти меня к ней, надоело мне тут мёрзнуть.
- Я подумаю, - уголь в печи горел ярким пламенем, плита раскалилась докрасна, но дом  большой и невозможно  обогреть его одной печью, надо только сварить бак и подключить его к батареям. Татьяна спрашивала многих, кто мог сделать эту работу, но никто не согласился. Наконец пожалел её Алексей Истомин, но у него не было нужных электродов, если она купит, то он сварит. В свободное от работы время она съездила в райцентр и в другие городки, но ничего не нашла, так и осталась ни с чем. В девяностые годы предприятие «Сельхозтехника», обеспечивающее обогрев посёлка закрылось. Поэтому жители были вынуждены перейти на печное отопление.  А для Татьяны это оказалось непосильной задачей, столкнувшись с людским равнодушием, невозможно пробить эту стену.  Ночью она проверила, как одеты дети, но те закрылись с головой и тихо дышали под двойными одеялами. Утром проснувшись, она тяжко вздохнула, на термометре было  плюс пять градусов и так каждый день, но приходилось терпеть, кому нужна одинокая женщина с детьми, которой не повезло в личной жизни. Днем пришла соседка, Марина Ивановна,
- Здравствуй, как дела?- спросила она, едва переступив порог.
- Тем же, чем и вы, по дому дел куча, по хозяйству. Дела есть всегда, когда помрем, тогда и дел не будет. У женщин каждый день одно и то же: встаёшь, варишь, паришь, уборка целый день, за детьми ухаживаешь, за животными присмотреть надо и накормить, стирка, стряпня, да плюс работа, так что отдыхать некогда. У вас наверно так же?
- Ты права, у нас у всех одно и то же. Зять  с внуком Ваней сидят и пьют. Дочь ушла куда- то, а я к тебе вот пришла, посижу немного. Смотреть на них не хочется совсем.
- Приходи, дело соседское, мало ли что может случиться.
 - Здоровье у тебя ничего?
- Нормально, - Антонина нарезала колбасу, сыр, наложила в вазочку конфет, налила в стаканы чай.
- Садитесь за стол, чаёк попьём, за чаем лучше беседа ладится.- Марина Ивановна согласилась,
- Точно ты, как всегда говоришь, я не могу ни о чём говорить и думать, только о своей семье, своей беде. Зять с внуком замучили  меня, не рада жизни  стала, хоть бы помереть скорее, сколько денег им сдавала, а в добры люди не могу попасть. Зря их послушала и перекочевала к ним из своего дома. Жила в своём доме, тихо, без нервотрёпки.
- Свой дом, ты там сама хозяйкой была, что хотела, то и делала.
- Внучку пожалела. Мать с отцом работали, утром в пятидесятиградусный мороз её ко мне приносили, жалко мне стало ребёнка.
- Простудить легко в таком случае.
- Вот и переехала на свою голову, никакого покою нет, ты хоть и одна, да тебя некому материть.
- Хорошего маловато, все дела в доме на одни руки, обо всем думать самой надо
- Ты, в госпитале хорошие деньги получаешь, а моя Оксана сейчас не работает, не может найти работу, зять не работает, все сидят на моей шее и ещё недовольны, то да другое всё не так. Девяносто восьмой год нынче, когда всё уладится, увижу ли я хорошую жизнь, неизвестно,- старушка вытерла платком набежавшие слёзы.
- Как участнику войны, мне дают повышенную пенсию, а иначе как пришлось нам жить, неизвестно.
- В войну вы где служили?
- Я в госпитале работала санитаркой. В одну из ночей наш госпиталь быстренько погрузили в вагоны, нас отправили в северную Корею, где шла война.
- Было страшно?
- Да что и говорить, всего повидала, не приведи Господи, страху натерпелась, но лучше не рассказывать. Сейчас бы жить, да жить, а жизни  хорошей не вижу, как ни стараюсь.
- Жизнь не сказка, некоторых она бьёт  от рождения и до смерти, а ласкает немногих- избранных. Знать судьба такая, никуда не денешься, не обойдёшь её не отверьтишься.
- Тяжело жили, до войны я в колхозе работала, картошку пололи и копали, снопы вязали, зимой валили лес, всё мы делали, иначе мы бы не победили в войну и не восстановили страну.
- Мамочка проверь, как я выполнила уроки,- подала голос Оля.
- Принеси тетрадь, я проверю, - сказала Татьяна.
- Померь мне давление,  голова болит,- пожаловалась Марина Ивановна.
- Повышенное, дайте я сделаю укол.
 Ставь если надо.- Немного погодя старушка ушла, а Татьяна  продолжала хлопотать по хозяйству.
2
Рано утром, подоив корову, Таня бросила ей сена, разбудила Олю, сказала ей,  чтобы она закрыла дверь на крючок, а сама пошла на работу. На пятиминутке дежурная медсестра Михайлюк доложила собравшимся, сколько больных состояло, поступило, выбыло, переведено, состоит, перечислила температурящих. Дежурный врач, старший лейтенант Лихая доложила, что за сутки происшествий не было. После пятиминутки все разошлись по рабочим местам. Татьяна Алексеевна вместе с дежурным врачом, старшим лейтенантом Кургановым, вели приём больных в кабинете дежурного врача. Возле двери кабинета собрались солдаты из разных частей и их сопровождающие. Санинструктор ввела в кабинет  солдата.
- Фамилия, имя, отчество, год рождения, звание, скажите мне,- спросила она солдата.
- На что жалуетесь?- спросил солдата врач, Игорь Александрович.
- Кашель замучил,  температура вчера вечером была, насморк и голова болит сильно.
- Кашель какой, сухой или с мокротой?- уточнил врач.
- Сухой.
- Татьяна Алексеевна измерьте больному артериальное давление и температуру, - попросил врач.
- Температура 38,6, артериальное давление 110/70.- Врач осмотрел и выслушал больного, поставил диагноз и направил больного на стационарное лечение.
- Продаттестат  на солдата у вас с собой?- спросила фельдшер санинструктора.
- Да, продаттестат мы выписали,- она отдала документ фельдшеру,- до обеда врач с фельдшером приняли около двадцати солдат и офицеров Росийской Армии. Перед обедом поток больных иссяк и  дежурный врач, фельдшер, медсестра и дежурный по части пошли на обед, комбат приказал поставить дежурную смену на довольствие. После обеда в стационаре тихий час. Врач поднялся на второй этаж в ординаторскую, а фельдшер осталась в кабинете заполнять документацию. Вошла Галя Фелепова, попросила
- Измерь давление, голова болит, раскалывается.
- Садись. – Антонина придвинула стул к столу.
- 160/90. Возьми полтаблетки под язык и полежи на кушетке немного.
- Как живёшь? Купила себе уголь?- спросила Галя.
- Живу, как всегда, уголь ещё не покупала, после смены надо идти на угольный склад выписать. Катюшка у тебя учится хорошо?
- Старается, после работы сижу, занимаюсь с ней, она у меня сообразительная,- Галя улыбнулась.
- В прошлую смену нам с дорожно-транспортного происшествия привезли пострадавших, я работала без врача.  Люди, которые их привезли, смотрят на меня и грозят, что если я не окажу раненым медицинскую помощь, то мне будет плохо. Один из них вытаскивает из кармана пистолет и наставляет на меня. Я со страха чуть не умерла там, но помощь оказала, потом они уехали.
- Интересно, если бы тебя они убили, кто раненым медпомощь оказал.
- От таких, доброго слова не дождёшься.
- Разные люди бывают и добрые, и злые, и посерединке. Посмотрим что у тебя с давлением. Нормальное.
- Спасибо, пойду, мне ещё в магазин по хлеб зайти надо. -  Вошел дежурный врач, Курганов и предупредил о том, что если и приведут больного, то он будет на втором этаже. После построения все разошлись по домам, а в медсанбате осталась только дежурная смена. Антонина Герасимовна вышла из кабинета и увидела, что санинструктор ведёт солдатика.
- Я врача позову, вы подождите в кабинете,- Игорь Александрович после осмотра больного отправил посыльного за лаборантом. Через час анализы были готовы, больного нужно экстренно транспортировать в госпиталь. Машина стояла возле входа, фельдшер поехала с больным. В госпитале солдата вновь осмотрели, сделали анализы, и увезли в операционный блок, где ему провели операцию по поводу острого аппендицита.
 Дежурный по части Граужманис встретил их,
- Съездили нормально?
- Хорошо, больного сразу взяли на операцию,- ответила фельдшер.
- Вот и ладненько, так и комбату доложу.-  После ужина она с медсестрой Аней сидели в сестринской и разговаривали о том, о сем, когда с первого этажа прибежал солдатик и испуганно сказал, чтобы они спустились на первый этаж, так как привезли пострадавших с дорожно-транспортного происшествия. Татьяна Алексеевна и Ася поспешили вниз. Доктор поджидал их у входа.  Несите больных в неотложку, она открыла комнату для оказания неотложной помощи, пострадавших положили на кушетки. Их было двое. Один из них полноватый, рыжеволосый мужчина с крупными чертами лица, его спутанные волосы пропитались кровью, красные струйки бежали по лицу, шее, сбегали на одежду, но  поднять руку и стереть кровь с лица у него не было сил, сознание его меркло, глаза тускнели. Другой русоволосый, крепкий  мужчина средних лет, морщился от боли и страдальческим голосом говорил,
- Вроде я руку сломал, двигать  не могу и пальцы не шевелятся.- В области лобной части головы зияла рваноушибленная, кровоточащая рана. Врач, фельдшер и медсестра сделали все необходимое, чтобы спасти жизни несчастных страдальцев.  При помощи солдат, пострадавших погрузили в машину и повезли в госпиталь. В дороге Татьяна Алексеевна продолжала капать растворы больным, флакон с раствором держала вначале она сама, потом его взял солдат Касимов. Машина неслась сквозь ночь, навстречу по трассе почти беспрерывным потоком, сверкая фарами шли машины. В госпитале дежурный врач пошутил,
- Вы сегодня больных нам возите и возите, провинились что ли, - вызвал хирургов, а напоследок пожелал,
- Надеюсь остаток ночи у вас пройдет спокойно. – Мы тоже надеемся, до свиданья и они поехали. Обратно приехали около трех часов ночи. Татьяна Алексеевна  зашла в неотложку, где полы, стены были забрызганы кровью, налила в таз воды и начала наводить порядок. Утром, идя домой, она вдруг вспомнила брошенные кем то слова
- Не проходите мимо боли, умейте помочь человеку, нуждающемуся в помощи, если люди будут помогать друг другу, то и отношения в обществе будут намного лучше.
- А ведь верно подмечено,- подумала она и быстрее зашагала по льдистой дороге. Дома её ждали дети.
Фото из интернета.