оставайся спокоен и весел

Маргарита Школьниксон-Смишко
Казалось бы совместное время, проведённое в Италии было удачным. Вот как Роза  о нём вспоминала 29.07.1909:

«И так, прибыл наш багаж из Италии! У меня щемит сердце от тоски, когда я думаю о том времени. Сердечко, помнишь ещё соловьёв, которые дали нам прощальный концерт?  И великолепную прощальную прогулку, которую я никогда не забуду?»

Но уже на следущий день письмо начинается: »Моё любимое сердечко, единственный, и сегодня от тебя ничего, а я так тоскую по весточке от тебя! Утешаю себя лишь тем, что в такую хорошую погоду ты, конечно, в Шварцвальде и поэтому не пишешь. «
И заканчивается письмо:»Любимый, целую тебя, ты меня любишь? Дуда!»

2-ого августа выясняется, что Роза правильно догадывалась: Кости не было дома. Она ему пишет:
» Мне было неловко перед твоей мамой, которая увидела, что я понятия не имела, что тебя не было дома.» Заканчивает письмо:»Теперь отдохни, Ниуниу. Я очень рада, что путешествие было чудесным. Целую» 

13 августа опять письмо начинается: »Сегодня от Ниуниу ничего не пришло.»
И заканчивается:
»Что Ниуниу делает? Подозреваю, он печален, и я не знаю почему. И на этот раз Ниуниу ничего не написал о своём путешествии, как это раньше делал. Он меня больше не любит?»

Розино предчувствие её не обмануло, Костя признался, что путешествовал не один, а с девушкой. Это был сильный удар, но у Розы хватило сил на такое письмо (после17.08):
 
«Ты  - любимый друг и таким для меня останешься так долго, как захочешь, так долго пока я жива. Всё что касается тебя, для  меня важнее чем весь остальной мир. Я не хочу ничего больше сказать, к тому что ты написал, потому что всякое соприкосновение приносит мне боль. Я тебя только прошу: оставайся спокойным и не мучай себя из-за меня. Чувствую себя сносно, я не хочу особенно обращать внимание на мой сердце, стараюсь весь день чем-то заниматься. Почти закончила Кропоткина*, ещё никогда я не читала книги с таким участием, может быть это связано с моим теперешним состоянием, но я чувствую как моё сердце сжимается, когда революция приближается к её ужасному неизбежному концу, я почти боюсь дальше читать. Если хочешь, я тебе потом напишу, какие мысли вызвала во мне книга. Ты должен «Равенству »**  её предложить, это серьёзная книга о революции и классовой борьбе, второй такой не будет. - Я работаю над второй частью Введения в национальную экономику.
Оставайся спокоен и весел «

Роза продолжает писать письма, только заканчиваются они теперь в лучшем случае:» Сердечно тебя обнимаю», но всё чаще никак.


на фото Рапперсвил (Швейцария)