Примар-поэт-лауреат

Виктор Панько
Интервью с интересным человеком

ПРИМАР-ПОЭТ-ЛАУРЕАТ

   На днях в адрес примара села Нихорень района Рышкань Республики Молдова  Юрия Васильевича Иванова по почте пришло необычное письмо. Из столицы Беларуси Минска ему прислали Почётную грамоту Лауреата Международного литературного конкурса «Семья- Единение – Отечество». Документ подписали председатель Союза писателей Беларуси Н.И. Чергинец и председатель Республиканского оргкомитета духовно-просветительской программы и правления Международного Благотворительного Фонда «Семья- Единение – Отечество» В.В.Грозов.

Этой награды Ю.В.Иванов удостоен за поэтический сборник «О, Бела Русь, моя мечта», написанный в Молдове и изданный им в Кишинёве в 2013 году. Редактор этой книги, председатель Регионального филиала NORD Союза писателей Молдовы имени А.С.Пушкина Виктор Дмитриевич Панько беседует с Ю.В.Ивановым.

- Юрий Васильевич, разрешите поздравить Вас с высокой международной наградой. Она свидетельствует о Ваших высоких творческих возможностях, как литератора. Организатором конкурса, в котором участвовали представители 28 стран, написавших свои книги в 2013 году, явились Союз писателей Беларуси и Республиканский  оргкомитет духовно-просветительской программы «Семья- Единение – Отечество». Что представляет собой программа с таким интересным названием?

- Эта Программа функционирует уже ряд лет при президенте Республики Беларусь и охватывает широкий спектр задач духовно-нравственного и воспитательного характера, в частности, касающихся укрепления семьи, повышения эффективности воспитания молодёжи, в том числе и средствами литературы. Поэтому и был организован этот Международный литературный конкурс

- И какое место в нём заняла Ваша книга?

- Третье.

- Ого! Вы ожидали такой успех?

- Честно говоря, не ожидал. После выхода в свет этой книги мне пришла в голову идея установить литературные контакты и связи с творческой интеллигенцией Беларуси. И тут я, неожиданно для себя, осмелился послать один экземпляр книги лично президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко. Я думаю, что А.Г.Лукашенко переадресовал книгу Центральной Библиотеке Беларуси, и поэтому она попала на этот престижный конкурс. Хочу выразить слова глубокой благодарности за поддержку моего творчества секретарю Союза писателей Республики Беларусь Георгию Васильевичу Марчуку – замечательному писателю и прекрасному человеку, выдвинутому в 2008 году кандидатом от Беларуси на Нобелевскую Премию по литературе.

- Значит, есть перспективы установления более тесного сотрудничества между писательскими сообществами Баларуси и Республики Молдова, в частности, нашим Региональным филиалом Союза писателей Молдовы имени А.С.Пушкина?

- Я думаю, да. Дело в том, что Георгий Васильевич с большим вниманием отнёсся к моему предложению установить регулярные творческие встречи между нашим филиалом и Союзом писателей Беларуси. Конкретные даты уточняются, но предварительная договорённость уже есть.

- Вы руководите Рышканской районной писательской организацией, и если к этому хорошему начинанию будут привлечены писатели Бельц, Глодян, Дрокии, то это, думаю, явится хорошим стимулом для повышения творческой активности всех нас. Но тут нельзя обойти молчанием такой немаловажный вопрос. Почему Ваш первый поэтический сборник посвящён именно Беларуси? Когда у Вас возник интерес к этому чудесному краю?

- Ещё в юности я увлёкся историей славянства. Я имел редкую, я бы сегодня сказал – фантастическую – возможность ознакомится со многими древними толковинскими текстами, в которых упоминался знаменитый Полоцкий князь- волхв Всеслав Брячиславович Полоцкий. Затем у меня появились причины личного характера и мечта побывать в Беларусь, поближе познакомиться с этим прекрасным краем. Я пришёл к большой, интересной теме, которую можно было выразить только поэтическими средствами. Так появился это сборник.

- Юрий Васильевич, в книге «О, Бела Русь, моя мечта» Вы уделили большое внимание древней истории Беларуси. Намечаете ли что-либо подобное относительно истории Республики Молдова?

- Да, конечно. У меня в настоящее время готовится к публикации большое поэтическое произведение, посвящённое основателю Молдавского княжества Богдану Первому Основателю. Называется «Сказание о Богдане-Воеводе и Молдавской Земле».

- Вы давно над ним работаете? Это – поэма?

- Да, поэма. Я занимаюсь этой темой более 10 лет. И мне иногда кажется, что она никого из ведущих молдавских писателей не интересует. Они почему-то концентрируют своё внимание на второстепенных образах нашей истории. А напрасно. Это была сильная личность, которая заложила основы Молдавского государства, существующего уже седьмое столетие.

- Как Вам удаётся сочетать исполнение примарских обязанностей с литературным творчеством?

- С большим трудом. Выполнение обязанностей руководителя довольно крупного села отнимает много времени, духовных и физических сил. Спасает то, что основа моего творчества была заложена ещё со времён юности, и теперь я работаю в большинстве случаев над «шлифовкой» чистовых вариантов. А примарская работа сталкивает меня ежедневно с десятками и сотнями людей и человеческих судеб. Она даёт богатый материал для размышлений и новых планов.

-Юрий Васильевич, мы говорим теперь о поэзии, но я знаю Вас и как прозаика, Лауреата Премии «Автор года» по версии журнала Наше Поколение за опубликованные в этом журнале рассказы. К чему у Вас больше лежит душа – к поэзии или – к прозе?

- Наверное, я в душе больше поэт. Но, как говорится, «проза жизни» приводит меня и к прозе литературной. Если так можно выразиться…

- И, всё-таки, согласитесь, несколько необычно звучит: «примар села – поэт». Да ещё и лауреат Международного литературного конкурса. Сколько лет Вы – примар?

- Три года. Мою работу в этой должности, думаю, смогут оценить только односельчане, и никто другой. Конечно, у нас множество нерешённых проблем. Этому – немало причин: состояние современного общества, ограниченные финансовые возможности, особенности современного воспитания населения, разобщённые семьи, брошенные на произвол судьбы старики, падение нравственности и другие факторы. В этих условиях работать нелегко, но я считаю, что нам за три года удалось немало сделать. Ежегодно происходит осваивание миллионных бюджетных средств, выделяемых на функционирование и социальное развитие села. Мы установили уличное освещение на трёх километрах улиц, занимались ремонтом, реконструкцией и благоустройством территорий Пансионата для престарелых, детского сада, автодорог в белом варианте и асфальтового покрытия. Уделяем внимание вопросам, поднятым односельчанами. Всего не перечислишь.

- Согласен. Желаю Вам успехов во всех направлениях деятельности. Пусть проза жизни и поэзия творчества гармонировали между собой, а не мешали бы друг другу. Надеемся на то, что следом за первой книгой, которой сопутствовал немалый успех, последуют и другие, не менее интересные и значимые произведения.

- Спасибо.