Экзамен по-украиски

Юлия Косенко
История из моей жизни.

В этом году я "ухожу со школьного двора". Но, понятное дело, что "если я уйду, это навсегда". Так что наши учителя придерживаются принципа, который можно охарактеризовать цитатой из той же известной песни. "Так что просто не дайте им уйти".
Двадцать третьего мая мы сдавали первый выпускной экзамен. Весь год я наивно полагала, что наши ГИА - это полная белиберда, и сдать их элементарно. НО! Мои преподы не ищут легких путей.
Короче, писали мы экзамен по украинскому языку. Вид работы - изложение. Нам прочитали очень грустный текст про войну, так что еще и поплакали. Ну хоть душу отвели, и на том спасибо. Мне  изложения очень нравятся. И украинский я люблю. И вообще я - золотая медалистка. Но в данной ситуации я пишу это не для того, чтобы похвастаться. Из-за своей медали я крепко пострадала.
Написали мы. Намылились домой. Собрались всем классом и пошли. И тут звонит мне моя преподавательница по ридной мове.
- Где вы лётаете?
- Ну как-бы домой идем.
- Быстро хватай всех медалистов из выпуска, что находятся рядом - и ко мне в кабинет.
Мы малость опешили. Ну ладно. Надо, так надо. "Великолепная четверка" нашего 11-А покинула компанию и вернулась в школу. Под кабинетом уже толклись медалисты из параллельных классов. Никто ничего не мог понять. И тут выползла из аудитории наша Танюша.
- Завалили изложение. Все. Будете переписывать. Не надо нам разговоров, что мы ваши огрехи покрываем.
Когда мне показали мою работу, я дико взбеленилась. Я буквально накануне читала в критериях оценивания изложений, что ставится высокий балл за текст, который не пересказан слово в слово, а НАПИСАН НА ОСНОВЕ УСЛЫШАННОГО. То есть, индивидуальное высказывание. Тот же сюжет, но по-своему. Но для наших преподов закон не писан. Все мои "индивидуальности" были вычеркнуты. При этом  - ни единой грамматической ошибки не отмечено. Мои товарищи по несчастью просто выли. И переписывание сопровождалось воем. Ну ладно, учли поправки, переписали, пошли домой. Я уже почти села в маршрутку. И тут звонок. Танюша.
- С тобой рядом есть кто-то из медалистов?
Да, со мной была моя высоколобая одноклассница. Я поинтересовалась, в чем дело. Ответ меня сразил наповал.
- Вы снова завалили. Идите вдвоем назад.
Я попыталась ей объяснить, что я уже сажусь в маршрутку, и ехать мне к черту на рога, и сидеть в школе до вечера я не собираюсь. Ее реплика:
- Ану бегом!
Четко и лаконично.
До школы я еле дошкутильгала. Я была на каблуках(мама мне устроила тренировку перед выпускным. Мол, хочешь идти на торжественную часть на каблуках - будь добра, начинай разминаться уже сейчас). Но в тот момент я была готова прийти на выпускной хоть босиком и голяком.
Дошли. Показали мне мою работу. Дело в том, что два экземпляра моего изложения проверяли две разные преподавательницы. Та, что проверяла в первый раз, докопалась до содержания. Та, что во второй - нашла огрехи в грамматике, которых не заметили в первый раз. Ну что ж, взялась я переписывать переписанное. Со мной посадили остальных наших умников(и у них что-то не то нашли). Так что по второму кругу шла не я одна. Дошрайбала до середины, и тут у меня потекла ручка! Моя третья попытка была украшена небольшими кляксами. Танюша посмотрела-посмотрела и заявила:
- Ну если ты думаешь, что такая работа будет оценена высоко, можешь идти.
А в ее интонации угадывалось обратное.
Дико матерясь, я снова села переписывать. У меня в глазах летали мотыльки. И я допустила помарочку. Спросила у дежурной учительницы, возможно ли получить за такой грешок высокий балл. Она начала орать, что из-за таких, как я, ей попадает. Внятного ответа я так и не услышала. Поэтому решила перестраховаться. Накатала еще один, запасной вариант.
Принесла Танюше пересказ с помарочкой. Она увидела перечеркнутую букву.
- Надо пере...
И тут я сунула ей под нос запасной вариант. Чистенький. Надо было видеть ее лицо в этот момент.
Меня отпустили с почестями и вымученной оценкой "12" за пересказ. В коридоре меня ждали остальные отличники. Начался просто настоящий аукцион количества переписываний.
- Два! Я побил рекорд!
- Три! Кто даст больше?
- Четыре, - скромно опустив глаза, молвила я.
Вначале кто-то тоненько хихикнул. А потом загремел на весь коридор такой ржач. Аж стекла задрожали, а Танюша вылетела из кабинета и начала на нас кричать.
- Кто даст больше? - простонала ей вслед моя подруга из параллельного класса.
Мозоль на  среднем пальце моей правой руки нещадно болит, как напоминание о  приключении по-украински. И даже когда она сойдет, я не забуду этот экзамен. Еще и внукам расскажу. Хай не выпендриваются и не пишут индивидуальное высказывание.