Джеймс Херви. Крест Христов - слава христианина

Инквизитор Эйзенхорн 2
КРЕСТ ХРИСТОВ - СЛАВА ХРИСТИАНИНА
Джеймс Херви (1753)
Works. V.1. L.,1797. P.95-112

А я не желаю ничем хвалиться, кроме как Крестом Господа Иисуса Христа
Гал.6.14

Крест Христов был любимой темой созерцания св. Павла, великим предметом его проповеди и всех его дел. О чем бы он не писал, он писал о Кресте. Ничему иному он не придавал такого значения, ничем так не упивался, и более того, его приводила в негодование сама мысль хвалиться чем-то еще. Он говорил об этом с нескрываемым отвращением и страхом, считая это безрассудством и проклятием, ибо для него не было более высокой славы Божией, чем та, что явлена в Кресте Господа нашего Иисуса Христа. Таким образом, это предмет, достойный нашего внимания, и мы должны разобраться в природе и мудрости такой позиции. Вот что мы постараемся рассмотреть.
1. В чем апостол не находил никакой хвалы.
2. Что он сделал своей похвалой.
3. Какое значение для него имело хвалиться Крестом Христовым.
Обозначив кратко эти три пункта, добавим кратко к нашему рассуждению их применение, в частности, в ваших обстоятельствах, мои дорогие слушатели и читатели. И возможно, тогда Иисус станет еще более очаровательным и дивным для нас. Ибо Крест есть небесный венец, сопровождающий все благословения Божии! Давайте тогда спросим:
1. В чем апостол не находил никакой хвалы. Он не видел ее в своей учености. Он был воспитан у ног Гамлиила, известнейшего мудреца его времени, и его гений не уступал преимуществам его образования. Но все свои преимущества и достоинства он счел в итоге не более чем напыщенным невежеством и утонченной глупостью. Он был воспитан и жил как еврей; в этом отношении он был выше многих других; он учил в соответствии с образом мысли и законом отцов, согласно всем принципам их религии, он жил как весьма усердный ревнитель всего церемониального закона и его традиционных установлений, которые соблюдались столь строго среди его соотечественников; он желал посвятить свой жизненный путь чести Бога и своей нации, чтобы его имя было среди тех знаменитостей, которые украшали страну. Но то, что другие считали прибылью, он счел убытком ради познания Христа. Более того, ни превосходство его даров, ни степень пользы их для него как христианского служителя, ни то, что он был восхищен на третье небо и слышал глаголы Бога Всемогущего, и творил всевозможные могущественные чудеса и знамения, не было для него более ценным, чем то, что он насаждал церкви и возрождал души. Его труды прошли по всей земле и составили его славу как христианина, но для него не имело значения и оправдания ничто, кроме того, что прославляло бесконечного Бога. Таким образом, это торжество апостола позволяет мне объяснить:
2. Что он сделал своей похвалой. Он хвалился Крестом. Не странно ли это? На кресте казнили непокорных рабов. Крест был отвратителен для людей и мучителен для Бога. Но апостол находил славу в Кресте не потому, что он настолько ужасен для нас. В противном случае это звучало бы для галатов так же нелепо, как если бы он сказал нам: я прославляю виселицу, я уповаю на виселицу! Почему же он видел такое богатство и славу в бесчестье? Некоторые смущены крестом так же, как мы были бы смущены виселицей. На это я отвечу, что крест в смысле унижения и мучения намного страшнее. Мы, англичане, лишь с трудом можем воспринять возмутительную природу и ужасные качества этого орудия смерти. Я должен настаивать на этом в такой степени, чтобы подвести ваши умы к великой правде. Я не могу в достаточной мере подчеркнуть, насколько крест позорен, мучителен и страшен. Я только прошу вас, слушатели, остановиться на мгновение и поразмыслить: что все это значит. Способен ли ваш тонкий и нежный слух выдержать эти слова? Как это потрясающе - то, что благой Бог послал Своего Единородного Сына на столь невыразимо мерзкую участь, ради того, чтобы он понес ее для нас, людей, и для нашего спасения? Именно в этом состоит все богатство славы Креста Христова, на котором был распят Тот, Кто был помазан стать всенаучающим Пророком, всеискупающим Священником и всепобеждающим Царем! На Кресте был Иисуса Христос, Который взял на Себя все эти служения ради избавления Своего народа от господства греха и от осуждения в геенну. На кресте был Иисус, Господь наш, Господин и Царь воинства небесного и жителей земли, Тот, на Чьем бедре написано имя: Царь царей и Господь господствующих. И как можно даже помыслить любому человеку созерцать Его, Божественную Личность, на кресте, а не в славе? Он правит над нами, но Он умер на кресте для нас, и как нам не радоваться этому неизреченному милосердию? Это будет еще более очевидным, если мы исследуем:
3. Какое значение для апостола имело хвалиться Крестом Христовым. Крест, хотя сам по себе есть древо позора, поскольку он есть Крест Христов, бесконечно благороден. Он становится древом жизни и приносит его плоды. Они столь благословенны, что любых двух-трех их более чем достаточно, чтобы Бог всякой благодати сделал их больше чем пиром для каждой смиренной души!
Первым из этих плодов является прощение, помилование всякого греха, изначального и фактического, того, который мы помним, и который забыт. Грех тем не менее не может быть извинителен ни при каких обстоятельствах. Помилование целиком приобретено через смерть Христа, так что истинно верующий никогда не будет приведен на суд, тогда как с его грехом будет покончено, и во славе будет так, как если бы его никогда не было. Таким образом, вера в Князя мира означает, что Он послан к нам ради прощения грехов, и через Него все, кто верят, оправданы от них полностью. О душа моя, моя виновная душа! Что могут значить для тебя все царства мира по сравнению с этим неизъяснимым блаженством? Но это лишь одно из множества преимуществ, исходящих от Креста Христова. Другое из них - это примирение с Богом. Мы были врагами Его, и мы примирились с Ним через смерть Его Сына. Это не только прощение, но принятие из состояния вражды в милость, которая "лучше чем жизнь". Это привилегия столь превосходная, что с ней не сравнится и жизнь ангелов, возвестивших ее песнью: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, и добрая воля к людям". С появлением этого чудесного Ребенка, рожденного на крестную смерть, заключен мир между небом и землей. И здесь начинается не только мир, но и дружба, и именно о ней этот прекрасный ангельский гимн, ибо благоволение есть нечто выше и шире, чем просто мир. Это слово вообще имеет очень высокий и благородный смысл, отражая ту славу, которую Всемогущий Отец обретает в Личности и деле Своего возлюбленного Сына  Читатель, имеешь ли ты этот дар и благоволение? Возгласи же тогда с пророком Софонией:   "Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. В тот день скажут Иерусалиму: "не бойся ", и Сиону: "да не ослабевают руки твои!" Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием" (Соф.3.15-17). Во Христе Бог прикоснулся к отступническому роду людскому не только без гнева, но с радостью и восторгом. Он радуется людям, чтобы благотворить им.
Еще одно преимущество Креста состоит в святости. Если вы цените христианскую нравственность, давайте не будем думать, что верующий в Иисуса пренебрегает истинной моралью. Истинная мораль есть образ благословенного Бога. Это явственно очерчено на протяжении всей Библии. Это есть начало неба в душе человека, и его действительное происхождение - у Креста нашего благословенного Господа. Те, кто стали причастны Его смерти за грех, являются также причастниками Святого Духа, Который пишет на их сердцах, и обращает их к тому, что приготовлено издревле и дано им святым Господом. О, Крест Христов, средоточие всякой добродетели! Он умер, мой Господин, мой Судия, мой Царь, умер, чтобы искупить меня от всякого беззакония и сделать меня ревностным к добрым делам. И разве не так, что не голыми наставлениями или обращениями к рассудку Он призывает нас отказаться от всякого нечестия, но украшает Евангелием Бога и Спасителя нашего?
Еще одно благословение Креста - это победа над смертью, которая станет достоянием всех нас, возлюбленные. Ибо написано, что через смерть Он сокрушил имеющего державу смерти, то есть дьявола, чтобы избавить тех, кто через страх смерти находятся в рабстве". Вот благословенная душа религии, явленная на Голгофе! И слава христианства и благородство этой истины в том, что она никогда не навязывает себя душам, но требует быть терпимой. Дьявол обладал властью смерти, и, соблазнив наших прародителей в грех, он принес в мир смерть и весь ее ужас, вложив жало в руку смерти. Но Христос, искупив их вину, забрал это оружие врага, вырвал его жало и сделал смерть для нас не потерей, а пользой и окончательным избавлением. Может ли мой язык описать это? Пойдем к смертному одру и узнаем ценность этой истины! Видели ли вы мучающегося перед смертью друга;  он, и только он, может сказать вам, как царица ужасов превращается в вестницу мира!
Еще одно благословение, которое я хотел бы упомянуть, желая, чтобы в свое время вы, мои слушатели, получили его все: вхождение на Небо, и это тоже плод нашего искупления. Св. Иоанн описывает его счастливых обитателей, одетых в белые одежды, с пальмовыми ветвями в руках, радующихся пред престолом Божиим. "Это те, кто пришли от великой скорби, и убелили одежды свои Кровью Агнца". Они испытали скорбь в служении Христу; может быть, они положили свою жизнь ради Него. Но не это привело их в этот блаженный край! Они  убелили одежды свои Кровью Агнца, то есть они применили к своим душам достоинства искупления в распятии Иисуса. Именно поэтому они допущены служить Царю Небесному в Его славе и пребудут навсегда с Господом. Именно поэтому Крест Христов навсегда есть высшее явление любви, и его плоды бесценны, бесчисленны и вечны. Кто не воздаст славу Его имени? Камни возопиют, если мы проявим такое неверие и неблагодарность, пренебрегая славой Креста Христова. И если эта любовь столь велика, что плоды ее приобретены для всех нас и для всех поколений, то разве это не обязывает меня приложить ее к каждому слушателю?
Позвольте мне напомнить вам, мои братья служители, или, вернее, поздравить вас: хотя вы не можете управлять законами природы, вы  не можете знать тайн будущего, все же вы знаете то, что было похвалой апостолов. Вы не считаете Христа просто святым Божьим человеком с чудесными способностями. Вы прибегли ко Кресту Христову, и в нем ваша надежда как христиан; Крест - это то, что вы проповедуете как служители, зная, что только он может возрастить наши способности для вечного счастья. Здесь мы видим не просто образец терпения до смерти или мученичества за истину, но невиданное чудо, Богочеловека, ставшего Жертвой за грех. Здесь Господь полностью удовлетворен тем, что сделал Раб Его, во славу Его пред глазами ангелов и людей. Здесь удовлетворена справедливость Божия во всей ее ужасающей силе, и явлена Его благость во всей красоте ее. Крест более неподвижен, чем скала, и более милосерден, чем слеза материнской любви и жалости. Одним словом, в нем явлены в единстве и гармонии все Божественные совершенства, пребывающие в трансцендентном свете.   
Как христиане мы находим в Кресте Христовом все, что нужно для нашей духовной воли. И он также есть основание нашей надежды и источник всей нашей радости. Крест есть то, что углубляет наше смирение и питает огонь любви. Вера в Иисуса Распятого есть глубокий и незыблемый принцип нашего послушания; это оружие, которым мы можем победить соблазны мира сего и подстрекательство дьявола. Через Крест нам открыт путь в Святое святых, и у нас нет надежды на суде Божием, кроме той, что основана на Крови завета вечного, с которой мы можем прийти к престолу благодати. Имея такого Первосвященника, Который Своим Крестом явил нам такое богатство, к чему мы хвалимся своей тщетой? Что мешает нам с радостью воскликнуть: благословен Бог, открывший нам такой источник! Благословен Тот, Кто принес нам плоды его! Благословен Бог за все неизреченные дары Его провидения и любви, но прежде всего благословен Он за Крест Христов! Служители Евангелия, помните: без Креста вы не дадите вашим слушателям ничего того, что отвратило бы их от язычества. Вы можете заставить их пробавляться своими холодными лекциями о добродетели, но у вас не будет той бесконечно нежной любви, той дивной свободной милости, которую принес истекший кровью Эммануил, чтобы мы соблюдали Его заповеди. Есть ли во всем арсенале вашего ораторского искусства аргументы, способные настолько изменить разум, чтобы тронуть душу? Если такой силы у вас нет, все остальное превратится только в ложь и запугивание. Но мы знаем, что эта сила есть созерцание Самого Сына Божия, истекшего кровью, осыпанного стрелами Божия правосудия. Если таков был суд над безупречным Посредником, то где будет непрощенный грешник? Чем он отведет от себя Божие вечное возмездие? Чем вы сможете утешить его? Мы можем указать ему на Искупление Того, Чьи заслуги бесконечны, а любовь драгоценна. Мы можем привести его к праведности, действенность которой безгранична и всегда оправдывает нечестивых. И какой еще бальзам может быть для раненой совести, для немощной души, истерзанной сомнениями?   Здесь мы видим великие и свободные, драгоценные обетования, основанные на клятве Господа, утвержденной Им через Кровь Своего Сына. И что может помочь отчаявшемуся христианину, если не Кровь Креста, в которой вся вечная благодать Того, Кто отдал Свою жизнь за нас? Кто дерзнет отрицать это? Истина Креста объемлет все цели нашего служения и все по-настоящему ценные цели нашего народа. Только через нее работает Святой Дух. Сатана, это чума для тебя, это твоя погибель! Грех, это твой конец!
Крест является соблазном для иудеев и безумием для эллинов. Дай Бог, чтобы мы не искали славы в чем-то еще! Пусть это будет для нас альфа и омега, начало и конец всех наших целей! Давайте оставим всякое знание, которое не ведет ко Кресту, оставим все для нас драгоценное, вообще все свое. Пусть вся любовь нашего сердца и лучшие часы нашей жизни будут посвящены посвящены нашему дорогому Искупителю. Счастливы люди, которые ходят по этому правилу и находятся под опекой таких же служителей!
1. Позвольте мне призвать всех истинных верующих стать мерзкими в своих собственных глазах, чтобы драгоценным для вас был только Христос. Братья, это написано в Писании, это должно быть мерилом всего вашего поведения: хвалящийся хвались Господом. Христос, Ты все для меня! Ты мой венец, моя сила и слава, моя честь и богатство, мой свет и моя жизнь, мое время и вечность! На Своем Кресте Господь Иисус Христос стал славой всего семени Израиля. Пусть же никто не думает, что религия мрачна и безутешна: я призываю вас радоваться! Пусть никто не думает, что религия - это лишь средство для будущего: я призываю вас вкусить славу в этот день! Если Бог явился вам со властью, то вы бесчестите Его, если живете иначе. Почтите же Его и уповайте на Него. Христос - Царь небес, Христос - ваш Господь и Судия, Он сущий над всем Бог. И разве Спаситель не есть ваша слава? Да, истинно так, и всегда и при всех обстоятельствах. Христос также сострадает вам в ваших немощах, и Он восполнит все их в славе Своей. Ибо хотя Он был распят в немощи, ныне Он имеет всю власть на небе и на земле. И в Его неизменных указах написано, что грех не должен владычествовать над вами. Вся ваша неполнота восполнена Его полнотой. Его праведность восполняет все ваше несовершенство, спасая вас от гнева и осуждения, и сколько бы ни было недостатков в вас, вы имеете полноту в Нем.
2. Поднимите же головы ваши, и созерцайте славу Креста! Христос - Вождь вашего спасения, ставший совершенным через страдания. Если вы страдаете с Ним, то будете и царствовать с Ним. Радуйтесь же этой славной радостью! Ибо страдания сейчас ничего не стоят в сравнении с той славою, которую Христос приобрел муками Своими ради Его людей. Когда приходит смерть, которая косит князей и ужасает царства земли, ваша слава - в Кресте. Держась за это знамя, вы можете смело и с торжеством провозгласить: "Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?". Когда придет великий день, который положит конец времени и всему земному, и Голос с небес призовет весь род Адамов на суд - тогда, мои дорогие братья и сестры во Христе, вы возьмете с собой славу Креста, когда другие будут в муках звать горы и скалы, чтобы пали на них и закрыли от гнева Агнца. Пусть это будет ваш вызов миру: "Кто обвинит избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осудит? Христос умер, Он и ходатайствует". Так вы войдете в гавань вечности, миновав все бушующие волны, грозные, как больше чем завоеватели, торжествующие над всеми врагами и наступившие на шеи царей их!
3. Позвольте мне теперь обратиться к тем, кто чаще думает о своем благочестии, чем о Христе и Его послушании, кто склонен скорее твердить: я не убийца, не вор, не прелюбодей, - чем: "Боже, будь милостив ко мне грешному!". Я должен предостеречь вас, ибо моя единственная цель - быть верным. Будьте осторожны: вы строите для вечности на песке, а не на скале! Вы можете показаться самим себе приемлемыми для вечного Бога, но но пред совершенством Его святого закона вы меньше и хуже чем ничто! Вы не только убоги, но полны греха. Отрекитесь потому от всякой зависимости от самих себя, не пытайтесь найти здесь убежище! Оставьте все восхищение своими достижениями: в день окончательной расплаты они будут значить не больше, чем сено и солома в вавилонской печи. Были ли фарисей Павел образцовым со многих точек зрения? Да, это так, и тем не менее он счел все свои достижения грязью, вонючим навозом ради познания Иисуса Христа, своего Господа. Вот образец для вас! Перестаньте же полагаться на свои дела и обязанности, высокие стремления и нежные чувства! Ваш корабль пока что плывет по воле ветров и волн; ему не добраться до входа в вечность. Вся наша слава должна быть отдана Христу Спасителю. Все остальное - это роса и утренний туман, который тает с восходом солнца, рядом со славой небес.       
  Чем я могу закончить, как не призывом к покаянию для нечестивых? Те из вас, кто до сих пор суть враги Креста Христова, поскольку вы мыслите о земном, и не имеете ни голода, ни жажды по праведности, знайте: моя душа в горькой печали о вашем состоянии, и мне очень жаль вас. Увы, друзья мои, слава Божия может явиться в вашем сокрушении, как с дьяволом и его ангелами! Злобные демоны смотрят на вас как на свою добычу и им не терпится начать ваши мучения. Опасность, которая перед вами, велика. Да откроет Господь Всемогущий ваши глаза, чтобы вы увидели ее! Вы еще не избавлены, и не можете сами вырваться, как птица из сети ловца! Посмотрите же на Иисуса Распятого! Почему Он висел на этом проклятом древе? Почему Его руки были пронзены железом? Почему такая боль сотрясала Его тело? Почему Его сердце разрывалось от мук? Это ради вас, грешники, проливалась ваша кровь, избавляя вас от вины! Она истекала из Его ран, чтобы излечить вашу совесть! Ради вашей души было изувечено Его тело, вмещавшее всю полноту Божества! Как велика заслуга Его страданий! Почему же тогда вы хотите погибнуть? Зачем вам умирать навсегда, если есть вседостаточное умилостивление в Крови Христа? Бегите же к Его Кресту, бегите без промедления, пока не станет слишком поздно! Из тех, кто бежит в вере к Божественному Искупителю, никто и никогда не будет отвергнут. Его смерть была удовлетворением за все беззакония ваши. Богатство Его благодати победило весь ваш грех и проклятие за него, чего вы никогда не смогли бы сделать. Он желает отвратить вас от ваших грехов, чтобы вы полюбили Его, и направить ваш путь в край бессмертной славы и радости! Братья-служители, помните также:  ваш долг - предупреждать самоуверенных и нечестивых. Позвольте мне теперь поблагодарить за всех вас Бога всемилостивого и благословенного.    
О Господь великий и Бог могучий! О святой и милосердный Спаситель! Пусть Твоя агония и кровавый пот, и Кровь Креста Твоего позволят сему слову быть не тщетным пред Господом! Аминь и аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn