Святая Русь - Новый Израиль

Георгий Асеев
       Монастырь (можно перевести с греческого языка как «уединённое жилище») – место подвигов монахов, соблюдающих единый устав. Под монастырем также принято понимать саму общину монашествующих. Монах  (по-русски инок) – христианин, всецело посвятивший себя Богу через принятие обетов послушания, нестяжания и целомудрия. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу и именуется постригом. «Монахи, – по словам святителя Игнатия Брянчанинова, – суть те христиане, которые оставляют все, по возможности земные занятия для занятия молитвой, – добродетелью, выше всех добродетелей, чтоб посредством ее соединиться воедино с Богом. А как молитва заимствует свою силу из всех прочих добродетелей и из всего учения Христова, то монахи прилагают особенное тщание к исполнению евангельских заповедей, присовокупляя к исполнению заповедей, обязательному для всех христиан, исполнение двух советов Христовых: совета о нестяжании и совета о безбрачии. Жительством своим они стремятся уподобиться жительству на земле Богочеловека, по этой причине святых иноков именуют преподобными». О соотношении подвигов преподобных и мучеников святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Это один и тот же подвиг, в разных видах. И мученичество и монашество основаны на одних и тех же изречениях Евангелия; то и другое отнюдь не изобретено человеками, но даровано человечеству Господом; то и другое иначе не может быть совершено, как всесильною помощью Божиею, действием Божией благодати. В этом убедитесь, если прочитаете жития преподобных Антония Великого, Макария Великого, Феодора Студийского, Марии Египетской, Иоанна Многострадального, Никона Сухого и других иноков, которых подвиг и страдание были вышеестественны. Святой Симеон, Новый Богослов, говорит о своем наставнике, Симеоне Благоговейном, иноке Студийского монастыря, что он скорбями и страданиями телесными уподобился многим мученикам» . Монашество есть стремление в максимальной степени приблизиться к образу жизни Богочеловека Христа, это преодоление ущербной неполноты одиночества, это путь к совершенству и устремленность к святости, к Богу, отказ  от  всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись  на  небо. Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принятыми обетами: рясофорный монах (рясофор) – подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы принимает обет целомудрия, нестяжания и послушания; монах великой схимы или ангельского образа (схимонах) принимает более глубокую степень отречения от мира. Готовящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в монастыре называется послушником.
       Монашество началось «со времени Апостолов, по удостоверению преподобного Кассиана. Преподобный Кассиан, писатель и инок четвертого века, обозревший иноческие обители Египта, в котором тогда особенно процветало монашество, проведший значительное время между иноками Египетского Скита, и предавший позднему потомству уставы и учение египетских монахов, говорит, что в первые времена христианства получили в Египте наименование монахов избранные ученики святого апостола евангелиста Марка, первого епископа Александрии. Они удалились в самые глухие пригородные места, где проводили возвышеннейшее жительство по правилам, которые предал им Евангелист». Святитель Игнатий в труде «О монашестве» далее пишет: «… в царствование римского императора Коммода — Коммод вступил на престол в 180 году по Рождестве Христовом — вельможа римский Филипп сделан был правителем Египта. В то время в александрийском предместии был монастырь; о епископе того времени, святом Елие, упоминается, что он с юности вступил в монашество. Иудейский историк Филон, современный апостолам, гражданин Александрии, описывает жизнь ферапевтов, удалившихся в предместья Александрии, точно такою, какою изображена преподобным Кассианом жизнь первых александрийских монахов и называет жилища их монастырями». Святитель продолжает: «…и в Сирии монашество существовало со времен апостольских. Преподобномученица Евдокия, жившая в сирском городе Илиополе, в царствование римского императора Траяна, обращена в христианство преподобным Германом, настоятелем мужского монастыря, в котором было 70 иноков. Евдокия, по принятии христианства, вступила в монастырь женский, в котором было 30 инокинь». «В последних годах III века преподобный Антоний Великий  (251 – 356, день памяти: 17(30) января) положил начало пустынножительству; в конце первой половины IV века преподобный Пахомий Великий (295 – 348, день памяти: 15(28) мая) основал Тавеннисиотские общежития в пустыне Фиваидской, а преподобный Макарий Великий (300 – 391, день памяти: 19 января (1) февраля) – жительство безмолвников в дикой пустыне Скит, близкой к Александрии, отчего такое жительство получило название скитского, а монастыри, устраиваемые для этого жительства, получили название скитов. Святой Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, живший во второй половине IV века изучил монашескую жизнь среди египетских иноков; возвратившись в отечество свое, Каппадокию, проводил там, в пустыне, монашескую жизнь до вступления своего в служение Церкви, и написал правила для монахов, которые впоследствии частью приняты в руководство, а частью в назидание всею Восточною Церковью. Таким образом монашество, таившееся в окрестностях городов и сел, в 4-м веке, переместилось в большинство своем в необитаемые пустыни. Там развилось и разрослось оно, как на свойственной себе почве. Впрочем и в городах, и в окрестностях городов, монастыри и пребыли, и вновь устраивались».
       Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, создавшие в XI веке Киево-Печерский монастырь. Особо чтимым покровителем Москвы является иконописец, святитель Пётр (1260 – 1326) — митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов Киевских, имевших (с 1325 г.) постоянное местопребывание в Москве. Согласно житию святой родился на Волыне, в 12 лет стал монахом, а в бытность игуменом Спасо-Преображенского монастыря на реке Рате Пётр написал икону Божией Матери, относящуюся к иконографическому типу «Одигитрия». Икона была преподнесена им в дар митрополиту Максиму (тот принёс её во Владимир, где в то время находилась кафедра Киевских митрополитов). После смерти Максима (в 1305 году) на Руси начался спор за место первосвятителя Киевской мирополии. Галицкий князь Юрий Львович направил в Константинополь Петра, а Михаил Ярославич Тверской — игумена Геронтия. Последний взял с собой в дорогу образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима. Константинопольский патриарх Афанасий в 1308 году поставил новым митрополитом Киевским и всея Руси Петра и отдал ему написанную им икону Богородицы, бывшую у Геронтия. Пётр перенёс её вначале во Владимир, а в 1325 году поместил её в Успенском соборе Московского Кремля. В источниках XV века икона называлась «животворивой» и вероятно помещалась у гроба святителя Петра и упоминается в летописных рассказах о спасении Москвы от врагов. Патриарх Иов брал Петровский образ Божией Матери вместе с Владимирским и Донским, когда ходил к Борису Годунову просить его принять царство. В 1613 году икона была принесена в Кострому где участвовала в призвании на царство Михаила Фёдоровича. На рубеже XIX—XX веков чудотворная древняя икона исчезает из собора, в нём остаётся небольшая икона-пядница (30,5 на 24,5 см.) неизвестного происхождения, датируемая концом XIV — началом XV века, находящаяся в южной части иконостаса Успенского собора. Возможно, эта икона и является на самом деле древним почитаемым образом. Об этом косвенно свидетельствует её точный список, сделанный Назарием Савиным в 1614 году, который не только повторяет её до мельчайших деталей, но и единственный содержит надпись «Петровская». Празднование первой московской чудотворной Петровской иконе Божией Матери совершается 24 августа (6 сентября). Именно этот образ несут во главе всех Патриарших крестных ходов.
       В XIII веке Русь подверглась нашествию монголов  и вплоть до конца XV века находилась под татаро-монгольским игом. Возрождение монашеского подвига на Руси, начавшееся под влиянием преподобного Сергия Радонежского с середины XIV века, принято называть «монастырской колонизацией» обширных безлюдных просторов Руси подвижниками-пустынножителями, стремящимися к высшему созерцательному подвигу исихазмы. «Исихазм» (от греческого покой, безмолвие, отрешенность) – цельное учение-действие, направленное на глубокое очищение души от малейших проявлений греха, делающее возможным стяжание Святого Духа и ведущее к преображению человеческого естества.  Ищущий духовных подвигов отшельник удалялся от людей в непроходимую лесную глушь (пустынь). В начале он подвизался в одиночку, потом  его уединённая келья в пустыне становилась центром притяжения для будущих сподвижников. Братия  вырубала в округе лес, засеивала поля, возводила храмы и кельи нового монастыря. Вокруг таких духоносных обителей  обустраивались крестьяне и ремесленники – так появлялись новые села, посады, города.
       Преподобного Сергия Радонежского называют «игуменом земли Русской». Сергий – гармоничный выразитель русского идеала святости: «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), в его светлой личности благотворно совместились мистик и политик, отшельник и вождь.
       В житии преподобного Сергия, написанном Епифанием Премудрым, говорится: «Истинный руководитель, неложный учитель, добрый пастырь, непрелестный наставник, духовный правитель, добрый наказатель, истинный кормчий... <был> для иноческаго чина, – как бы лествицей, возводящей на высоту небесную», «которые были очевидцами и слугами этого великаго и святаго Старца, — его ученики и таинники, или лучше, послушники... не нуждаются в этом нашем плохом писании».
       За назиданием к преподобному Сергию приходили умудренные долголетним опытом созерцательной жизни подвижники — «Сергиевы собеседники» о тайнах домостроительства Пресвятой Троицы — Сергий Нуромский (прибывший с Афона), Евфимий Суздальский, Димитрий Прилуцкий, Стефан Махрищский.
       Значение преподобного Сергия, как игумена земли Русской – Дома Пресвятой Богородицы, открывается во всей своей полноте во время Куликовской битвы, состоявшейся 21 сентября (по новому стилю) 1380 года – в день празднования Рождества Богородицы, в великий исторический момент становления русского народного единства. Куликовская победа доказала воочию, что возвышение Москвы оказалось воистину общерусским делом. Значение Куликовской битвы высоко оценивает профессор В. О. Ключевский в работе «Преподобный Сергий Радонежский»: «Народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался, наконец, с духом, встал на поработителей и, не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарские полчища в открытой степи и там навалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многочисленными костьми... и эту силу нравственную, и это чувство бодрости и духовной крепости вдохнул в своих современников преподобный Сергий».
       Объединяющее в Пресвятой Троице влияние духовного вождя русского народа преподобного Сергия Радонежского способствовало нравственному пробуждению национального самосознания, расцвету монашеского подвига на Руси.
       Самый цельный образ епископа-правителя и политика на Руси, — это святитель Алексий (†1378), второй русский по национальности митрополит в Москве. О его церковной деятельности, кроме основания им монастырей, мы знаем менее всего. Древнейшее его житие (Питиримово) составлено лет через 70 по его кончине. А современные святителю летописи полны повествованиями о его государственных деяниях. Для Московского государства он сделал больше, чем кто-либо из князей, потомков Калиты. Хотя святитель Алексий в ранней юности стал монахом по призванию и прошел строгую аскетическую школу в Богоявленском монастыре, но недаром он был сыном служилого боярина и крестником Калиты. Митрополит Феогност сделал его своим наместником, то есть главою церковного суда. Здесь Алексий приобрел свой административный опыт, который предназначал его в правители государства. В то же время, служа греку — митрополиту, Алексий прекрасно изучил греческий язык (один из немногих на Руси). Памятником его научных греческих занятий явился им самим исполненный перевод Евангелия, с поправками против древнего кирилло-мефодиевского текста, использованный в XVII веке московскими справщиками для печатного текста Нового Завета. В малолетство Дмитрия Донского святитель Алексий был по существу регентом-правителем. Умирая, сын Калиты князь Симеон завещал своим братьям «слушаться во всем отца их и владыку Алексия». Смысл политики Алексия заключался в концентрации национальных сил вокруг Москвы – будущего третьего Рима. Святитель, исцеливший ханшу Тайдулу, пользовался большим личным влиянием в Орде. Ему удалось отвратить опасность татарского набега при Бердибеке, получить новый ярлык с подтверждением прав и свобод Русской Церкви. С Запада опасность грозила от Ольгерда Литовского, который осаждал самый Московский Кремль. За союз с Литвой митрополит не усомнился подвергнуть церковному отлучению князей Тверского и Смоленского. Духовная дружба митрополита Алексия  с пустынником Сергием Радонежским и попытка (пусть и неудачная) сделать его своим преемником на Московской кафедре, свидетельствуют о предпочтении святителем среди прочих достойных душевных качеств добродетели смиренномудрия. Примечательно, что младенцев царского рода прикладывали к гробнице святителя Алексия в знак первосвятительского благословения их предстоящего царского служения.
       Первым, кто в допетровской Руси середины XVII века сумел с большим размахом и осмысленно материализовать  идею «Святой Руси – Нового Израиля» был святейший патриарх Никон. Он обладал величественной наружностью (огромный рост; важная осанка; тёмно-русые волосы, ниспадающие на широкие плечи; густая тёмная борода, осеняющая могучую грудь; правильные черты лица, исполненного мужественной красоты), незаурядным умом, твёрдой волей, упорным и энергичным характером строгого аскета, чутьём государственного деятеля, внесшего бесценный вклад в дело воссоединения Малороссии с Россией в 1654 году и осуществление в 1663 году первого издания в Москве полного корпуса Библии – книг Ветхого и Нового Завета. В XVII веке в монастыре существовала библиотека, собранная по инициативе Никона. Её основу составили личные книги патриарха, переданные им в 1661 году монастырю, в том числе греческие рукописи из афонских монастырей с текстами античных и раннехристианских авторов. В библиотеке монастыря находились, среди прочего, Изборник Святослава 1073 года, Юрьевское Евангелие (XII век), списки летописей (Воскресенская и Никаноровская), том Лицевого свода (XVI век), хронографы, родословные книги, небольшое количество иностранных изданий практического назначения, печатные книги для каждодневного богослужения и чтения. Большое место занимала переводная литература: сочинения философского содержания, книги по филологии, истории . Патриарх постоянно поддерживал связи с украинскими монахами-переводчиками даже во время своей опалы. Переводы книг, созданные под руководством Епифания Славинецкого, регулярно присылались в монастырь из Москвы. В монастырской библиотеке были широко представлены книги, изданные в Киеве, Вильно, Остроге, Львове, Кракове, Кутеинском монастыре под Оршей, Иверском монастыре. К концу XVII века здесь хранилось около 600 книг. 500 экземляров из монастырской библиотеки в 1674 году было взято в Патриаршию ризную казну. В 1666—1676 годах в монастыре работала типография, переведённая патриархом Никоном из Иверского монастыря. Также необходимо сказать, что во второй половине XVII века в монастыре сложилась музыкально-поэтическая школа, продолжающая традиции канта — польско-украинского духовного песнопения.
       Кратко остановимся на  биографии святейшего патриарха Никона (в миру Никита Минов). Никита родился в 1605 году, в семье крестьянина села Вельдеманово (ныне Нижегородская область, Перевозский район). В 12-летнем возрасте Никита ушел в Макарьев Желтоводский монастырь, был в нём послушником до 1624 года. По настоянию родителей вернулся домой, женился и принял сан священника. Служил сначала в соседнем селе, а около 1626 года был назначен священником одной из московских церквей, по просьбе московских купцов, узнавших о его начитанности. Смерть детей в 1635 году привела Никиту к окончательному решению оставить мир. Он убедил жену принять монашеский постриг в московском Алексеевском монастыре, а сам в возрасте 30 лет тоже принял постриг с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. В 1639 году Никон был принят в Кожеозерский монастырь и в 1643 году избирается игуменом этой обители.
       В 1646 года, по желанию царя Алексея Михайловича, Никон поставлен архимандритом  Новоспасского монастыря в Москве (здесь он примкнул к влиятельному «Кружку ревнителей благочестия»), а в 1648 году становится митрополитом Новгородским. В 1650 году Никон сумел без кровопролития усмирить вызванное голодом восстание новгородцев, за что получил благодарность от царя. В Новгороде Никон осуществил первые нововведения в богослужебную практику (единогласное чтение в церкви и пение по греческим и киевским распевам). Церковный собор 1651 года утвердил единогласие как обязательное всей Русской Церкви. В 1652 году Никон перевозит в Первопрестольную Москву из Соловецкого монастыря мощи святого митрополита Филиппа. В это время в Москве умирает патриарх Иосиф, и митрополит Никон избирается его преемником. Созванный патриархом Никоном в 1654 году собор постановил исправить богослужебные книги по древним рукописям. Исправление книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, находившихся тогда под турецким игом, служило укреплению церковно-политических связей России с ними. Собор 1656 года одобрил служебник Никона, однако его противники восстановили царя против патриарха. Часть русского духовенства выступила против нововведений, в церковной среде возник раскол. Власти преследовали раскольников, среди которых был и единомышленник патриарха по «Кружку ревнителей благочестия» протопоп Аввакум. Патриарх Никон активно участвовал в решении политических вопросов, склоняя царя к прекращению войны с Польшей и выступая за борьбу со Швецией в Прибалтике. Неудачная попытка «пробить» для России выход к Балтийскому морю была поставлена в вину патриарху. Рост недовольства в придворных кругах деятельностью Никона вызвали охлаждение отношений между царем и патриархом. Разрыв между царем и патриархом произошел в 1658 году. Как известно, одним из поводов отречения Никона от патриаршества явилось то обстоятельство, что царь Алексей Михайлович не пригласил патриарха на встречу в Москве 6 июля (ст. стиля) 1658 года грузинского царевича Теймураза. Поскольку Теймураз представлял православную страну, отсутствие патриарха, второго «великого государя», на приёме само по себе было настораживающим сигналом православным народам с точки зрения претворения идеи Вселенского Православного Царства, подразумевающей безусловное единство  духовной и светской властей. Никон отнёсся к поступку царя Алексея Михайловича со смирением и послал на церемонию своего представителя, князя Мещерского, которого там дважды ударил палкой по голове и оскорбил царский окольничий Хитрово, при этом царь не стал расследовать без проволочек этот инцидент. В ответ на нарушение царём обета почтительного послушания патриарху, данного при избрании Новгородского митрополита Никона патриархом Московским и всея Руси в 1652 году, предстоятель Русской Церкви оставил патриарший престол, не снимая с себя сана патриарха, и уехал в основанный им Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь в июле 1658 года. В декабре 1660 года собор русских иерархов низложил патриарха, но Никон не признал этого решения. По определению Большого Московского церковного собора (состоявшегося в 1666–1667 годах с участием восточных патриархов и подтвердившего каноничность проводимых церковных реформ) Никон был лишён патриаршего сана и сослан в Ферапонтов монастырь. После смерти царя Алексея Михайловича ссыльный подвижник благочестия переведён под более жестокий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1681 году, по ходатайству своей тётки, царевны Татьяны Михайловны, сестры царя Алексея Михайловича, царь Федор Алексеевич решается вернуть тяжело болящего Никона в Воскресенскую обитель, а вместе с тем ходатайствует перед восточными патриархами о  восстановлении Никона в патриаршем достоинстве. Разрешительная грамота уже не застала Никона в живых: он скончался в пути, в Ярославле 17 (ст. стиля) августа 1681 года, и был погребен в Воскресенском монастыре как патриарх.
       Плодотворная деятельность святейшего патриарха Никона послужила примером для масштабной сакрализации пространства Российской державы, осуществлённой царём-преобразователем Петром I – основателем, по благословению святителя Митрофана Воронежского, новой столицы Санкт-Петербурга в 1703 году. Харизматичный образ первосвятителя Никона несомненно оказал влияние на формирование личности отца отечества, всероссийского самодержца, государя императора Петра I Великого.
       Почитание памяти святейшего патриарха Никона как великого угодника Божия находит подтверждение в следующем достоверном факте. Для торжества настолования патриарха Тихона в Успенском соборе Московского Кремля 21 ноября 1917 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, из Оружейной палаты были взяты жезл святителя Петра, ряса священномученика патриарха Ермогена, а также мантия, митра и клобук патриарха Никона. Облачение святителя Тихона в день интронизации имело глубокий исторический смысл, символизирующий духовную преемственность патриаршества в России. И знаменательно, что именно святейшие патриархи Ермоген и Никон явились связующим звеном между первосвятителями Древней Руси и первым после восстановления патриаршества предстоятелем Русской Православной Церкви в новейший период отечественной истории.
24 мая 2014 года от Рождеста Христова.