Город мертвых

Влад Ривлин
Действие происходит в общежитии, где временно собрались самые разные люди, в ожидании расселения: семьи с детьми, молодежь, старики, одинокие.
Вокруг  - улицы современного города,  состоящие из однотипных домов, построенных по дешевому проекту. Все улицы похожи друг на друга, как-будто их отпечатали под копирку. Почти в каждом здании на первом этаже находится лавка или магазин, где продается все, начиная от пива и жевательной резинки до обуви и ювелирных украшений.
Тротуары в подтеках от мыльной воды, которой моют лавки и закусочные, а затем выплескивают воду прямо на тротуар. Много машин, много людей на улице-они покупают, едят в закусочных, слоняются по рынку...
По коридорам общежития  слоняется средних лет человек, который как библейский царь Саул выше всех остальных обитателей общаги на целую голову. Человек этот растерян и никак не может сориентироваться среди бесконечных переходов, лестниц и рядов комнат этого унылого здания.
-Простите, вы не подскажете?....-Обращается он к однотипным фигурам людей движущихся по коридору в разных направлениях. Но те не останавливаясь идут дальше, занятые своими делами.
Он делает еще несколько попыток:
-Извините, вы не могли бы?.....
-Скажите...
На первом этаже общежития огромное помещение- не то закусочная, не то столовая. Здесь всегда много людей- не протолкнутся. Столовая располагается рядом с выходом из общежития. Дальше начинается город.
К сидящим в закусочной обращаться бесполезно-особенностью местной публики является совершенная глухота во время еды, во время езды, когда они слушают музыку, а слушают они ее постоянно, во время занятий собственными делами и проблемами, которыми они заняты все то время, когда не спят.
Население города ведет себя точно так же, как и посетители столовой.
-"Странный город: зачем эти люди живут вместе, если каждый здесь занят только собой?! И как вообще можно жить в этом городе, где не бывает ни солнца, ни дождя, а только вечные серые сумерки?!"-восклицает Высокий.
-Везде своя специфика, - усмехается курящий сигарету седой смуглый мужчина с насмешливым взглядом. Он сидит на нижних ступенях лестницы ведущей в общежитие и наблюдает за Высоким не скрывая насмешки.
Высокий внимательно смотрит на него и наконец спрашивает: -А вы давно здесь?
-Давно,-коротко отвечает Седой.
-А как давно?-уточняет Высокий.
-Какое это имеет значение? -Здесь нет времени.
-Но, может быть вы турист.
-Здесь нет туристов. Ты что, думаешь, что погуляешь здесь и вернешься обратно к себе домой?
-У меня нет дома.
-То-то же. Мы все здесь, потому что у нас ничего не осталось там. А ты как здесь? Война?
-Нет, бедность. Просто, бедность.
-Бедность? Глупо умереть от бедности.
-Может быть и глупо. Умирать всегда глупо. Но, как мнимум восемьдесят процентов умерших оказались здесь именно из-за бедности. Отсутствие денег-главная причина смерти. Разве не так?
-Ну, лично меня и мою семью убил снаряд выпущенный из танка. Прямое попадание, мгновенная смерть...
-По-твоему, снаряд убил тебя и твою семью просто так?
-Разумеется. Нам просто не повезло.
- Не просто. Ничего не бывает просто. Все войны ведутся из-за денег, потому что кому-то их всегда мало, а расплачиваются своими жизнями бедняки, которым деваться некуда. Снаряды убивают тех, кому некуда деваться.
-Но ты же умер не на войне. Как и когда ты умер?
-Я не заметил как умер.
-То есть как? Ты умер и даже этого не заметил?! Ты что, издеваешься надо мной?! Как такое возможно?!
-Все очень просто: Сначала оказывается, что ты учился не тому, что нужно, поэтому заниматься любимым делом тебе не светит. И тогда ты, спустя какое-то время, соглашаешься на любую работу, к которой у тебя не лежит душа и делаешь ты ее вынуждено.
Платят за эту работу копейки, на которые ты не можешь содержать семью. Из-за хронической усталости и депрессии, тебе уже не до друзей, а им-не до тебя. Ты остаешься совершенно один, но все еще надеешься на что-то, пытаешься собрать какие-то деньги, чтобы открыть собственное дело, уехать туда, где сможешь спасти свою жизнь ну и прочие фантазии того же вида...
Время идет, ничего не меняется и однажды ты перестаешь видеть собственные ноги из-за зеркальной болезни, и самого себя в зеркале, каким ты был раньше... Тогда умирает надежда, потому что ты понимаешь-времени у тебя больше нет. Это и есть момент твоей смерти.
В остальном, для тебя ничего не меняется после смерти: ты делаешь ту же работу, живешь в той же халупе, ты точно так же одинок, как и до своей смерти.
От живых ты отличаешься только тем, что являешься зрителем в этой жизни-от тебя ничего не зависит и ничего для тебя не меняется. Изо дня в день ты наблюдаешь, как живут другие, а сам не живешь- ты умер.
В этом главное отличие смерти от жизни. Этакая невидимая граница. Никто кроме тебя самого и не подозревает, что ты уже умер.
-И все-таки, от чего ты умер?
-Официально-от вируса.
-От какого вируса?
-Это такой особый вирус, от которого умирают все, кто не погибли от артобстрела, кого не задавила машина, кто не умер от инфаркта, инсульта, рака. Все они умирают от этого вируса.
-Что за вирус такой?
-Вирус особенный. Ученые специально открыли его для того, чтобы объяснить причину смерти. Им даже Нобелевскую премию за это дали.
-Но как он хоть называется, этот вирус от которого ты умер?!
-У него нет названия. Он поражает всех, кому врачи не могут поставить точный диагноз.
-Ну а лечение от него какое-нибудь есть?
-Есть. Хорошая жизнь.
-Значит, этот вирус только для бедных?
-Значит, так. Кстати, врачи прописывают хорошую жизнь в качестве эффективной профилактики этого вируса. Если ты не работаешь по 12 часов в день без выходных на открытом солнце или под дождем, в жару и в холод, в ночные смены, если не живешь в арендованной халупе, где холодно зимой и жарко летом, или в общаге, где ты никогда не бываешь один... Если ты ешь нормальную еду, а не суррогаты, если не куришь и не пьешь всякую дрянь, чтобы забыться или наоборот, взбодриться, то вирус тебя не тронет.
-А он вообще существует на самом деле, этот вирус?
-Не знаю. В любом случае, правды тебе никто не скажет и не напишет. Ни в истории болезни, ни в свидетельстве о смерти. Только заставят купить дорогие лекарства и пройти дорогостоящее лечение, прежде, чем отпустят сюда....
-Да, мир изменился...
-А где вы тут живете?
-Там же, где и все.
-У вас свой дом?
-Здесь нет своих домов. Только чужие, которые ты вечно арендуешь... Вечно!
-У вас есть здесь друзья?
-Не задавай дурацких вопросов! Какие здесь могут быть друзья?!
-А где ваша семья? Вам что-нибудь о ней известно.
-Парень, ты задаешь слишком много вопросов!
-И все-таки, как вы живете здесь без семьи, без близкого вам человека?
-Семью создать не сложно, тут все, кто хотят, создают семьи... Чтобы иметь партнера для секса, вместе арендовать квартиры, ходить по всяким забегаловкам...
-Разве вам не нужно то же, что и всем?
-Мне нужно больше, но здесь этого нет и не будет.
-Почему?
-Граница между жизнью и смертью призрачна, в этом ты прав. Одним из главных признаков смерти является невозможность любить. Любить так, как я любил свою семью. Этого уже не будет никогда.
-Почему?
- Мертвым этого не дано. Только живым.
разве ты этого не знал?
Хуже всего умирать когда любишь.
-Меня убили так же как и тебя. Только не снарядом.
-Кто тебя убил?
-Те кому всегда мало.
-За что. они убили нас?!  Мы ведь не претендовали ни на их деньги, ни на их землю. Мы просто хотели жить счастливо: заниматься любимым делом и любить друг друга... Кому мы мешали?

-Может мы вовсе и не умираем, а просто соглашаемся на переезд в этот город, потому что у нас отняли дом а вместе с ним и все, чтонам было дорого. Мы надеемся,  что здесь нам будет лучше...
-Может так и есть. Обживайся пока. Сними квартиру, найди работу.
-Я это и пытаюсь сделать. Только я пока не знаю к кому мне здесь обращаться. Я ведь никого не знаю в этом городе.
-Всем первое время тяжело. Но ничего, обжи.... Привыкают и даже довольны потом. Многие-очень.  В общем, не теряй времени. Маклерские конторы здесь на каждом шагу. Посреднеческие бюро по трудоустройству-тоже. Обращайся в любую- везде тебе предложат то же самое.
-Я бы хотел жить.... Я бы хотел снять квартиру у моря.
Ты можешь арендовать хоть дворец у моря, если у тебя есть для этого деньги.
-Опять деньги?!
-А ты как думал?
-Я думал, что мертвым они не нужны.
-Именно мертвым деньги и нужны. Что еще есть у мертвых? Поэтому подумай, что ты можешь делать и чем будешь зарабатывать себе на... Чем будешь зарабатывать себе на загробную жизнь.
-Я-писатель.
-Хм... Писать для мертвых не легко. У них особый вкус.
-То есть?
-То и есть . Ты должен писать о том что интересно мертвым.
-А что им интересно?
-Что может быть интересно мертвым? Деньги, секс, скандалы, политика... А о чем пишешь ты?
-О жизни.
-Здесь тебя никто не станет читать.
-Почему?
-Мертвым не нужны книги о жизни. Придумай для них какую нибудь захватывающую игру, сочини что-нибудь виртуальное или эротическое.
-Я напишу роман: "Город мертвых". О городе, где нет деревьев и вообще зелени. Убогие постройки соседствующие с высотными зданиями из стекла и бетона. Магазины рестораны бары. Суета огромного рынка. Одиночество... Поезда и самолеты отправляются только сюда. Обратной дороги нет. Но есть мертвецы, которые чувствуют себя здесь как дома и другого им не надо.
-Ну и кому нужна будет твоя книга?
-Мне это знакомо: ощущение собственной никчемности.
-А на жизнь ты чем зарабатывал? Неужели, книгами?!
-Нет. Книги я писал для живых. Для души.
-А зарабатывал чем?
-Чем придется.
-Лучше бы ты приобрел востребованную на рынке профессию. А если уж хочешь зарабатывать на книгах, то напиши то, что будет читаться. Кстати это очень популярная тема у местной публики: Успех- как человек находит свое место в... новой реальности. Что толку писать о том, что здесь совершенно не нужно?
-Я ничего другого не умею.
--Учись.
-Не хочу.
-Почему?
-Предпочитаю оставаться самим собой.
-Плохо. А может к лучшему. Тебе виднее. Послушай приятель а может ты все еще жив? Ты не ее ли искал здесь?
-Ее.
-Все надеешься найти?
-Надеюсь.
-Значит, ты еще не умер. Тебе будет трудно здесь.
-Я знаю. Но смерть-это ведь не свободный выбор.
-Для кого как. Я вот всю жизнь надеялся увидеть в жизни что-то особенное, интересное, поэтому и жил. Если этого особенного в жизни нет, то и жить не стоит. Разве не так?
-Кроме интересного и особенного, в жизни много всего. И не только того, что нам нравится.
-Ты прав. Но живешь ты только тогда, когда получаешь удовольствие от жизни. Разве не так?



Для меня это была любимая работа, любимые люди, дом... А потом всего этого не стало...
-Кто за тобой пришел?
-Не знаю, -пожал плечами высокий,-он представился врачом, хотя теперь я знаю, что никакой он не врач и эти, что были тогда с ним, тоже никакие не врачи и даже не медсестры. Это я уже здесь узнал. Оказывается, он работает здесь, в городе мертвых, в частной службе трудоустройства. В прежней жизни он закончил медучилище, но в институт так и не поступил- не смог. От отчаяния он покончил собой, переселился сюда и здесь, в городе мертвых, сделал головокружительную карьеру в одной из крупнейших аутсорсинговых компаний. Теперь он агент высшей категории-пробы ставить негде.
Я, когда меня прихватило, все еще цеплялся за жизнь.
Но этот тип и его помощники убедили меня, что цепляться за жизнь в этом мире не стоит.
 -"Мир стремительно меняется и вы сами прекрасно понимаете, что не сможете в нем прижиться. Этот мир не для вас",-заявил мне этот тип с ехидной ухмылочкой.
-Кто вы? - спросил я.
-Я-ваш спаситель,-ответил он, все так же улыбаясь,-Я помогу вам переселиться в более благополучный мир, где у вас гораздо больше шансов найти себя.  Я многим уже помог и еще помогу. Для этого я здесь.
-Но я хочу жить! Жить здесь, никуда не переселяясь!-сказал я.-И потом, если у вас там, в вашем городе мертвых так хорошо, то почему вам нужно уговаривать таких как я переселяться к вам?
-Хм, в том-то и дело: люди так устроены, что боятся всего нового, даже если оно лучше. Подумайте, что вам здесь терять? У вас ведь ничего не осталось: ни дома, ни работы, ни любимой?
-А там?
-У нас вы сможете начать все сначала. Смерть-это всего лишь переход к новой жизни, гораздо более благополучной. Объяснить это довольно сложно, но я постараюсь сделать это в привычных для вас терминах. Вы слыхали о рае?
-Разумеется.
-Ну так вот, программа, которую запустили  хозяева моей фирмы, она так и называется: Рай и подразумевает, что после переселения у вас будет все.
-Все?
-Ну да, абсолютно все. То, что вы потеряли во время коллизий здешней жизни, будет с лихвой компенсированно вам там.
-Там, это где?
-В раю.
-Вы говорите о смерти? Чтобы попасть в рай, мне нужно умереть?
-Опять двадцать пять! Вы не умрете. Смерти вообще не существует. Есть только переселение, в лучший мир.
-Но я не хочу лучшего. Мне нужен мой мир, здесь!
-Его больше нет. И вам придется умереть!-Этот тип в белом халате перестал улыбаться. Подписывайте!-протянул он мне какой-то бланк,-Подписывайте, пока за вами не пришли другие, гораздо менее доброжелательные чем я, люди.

-Ну а дальше?
Потом я оказался в приемном покое - там нас всех распределяли, кого куда.
-Да, я помню,-сказал седой.
-Распределяли все те же: мертвецы сделавшие карьеру в этом городе и стране умерших.
Меня никак не могли распределить из-за роста. Более того, они все почему-то сразу меня возненавидели: на фоне моего роста, суетившиеся в приемном покое выглядели как лилипуты и это их ужасно злило. Но особую ненависть у них вызвала моя профессия. Я и не знал, что больше всего в стране мертвых ненавидят писателей, музыкантов и художников.
-Это какая-то нелепая ошибка,-пытался я взывать к логике, -вместо рая меня распределили в ад!
Но на самом деле никакой ошибки не было- оно все изначально было так задумано для таких, как я. Рай они приберегают для таких как тот тип в белом халате.
-Ну а ты куда смотрел?!-перебил высокого седой,-Еще умным себя считаешь. Мало ли кто какую вывеску повесит? В наше время-кругом ад.
-У меня не было возможности проверить. Да и те, кому довелось побывать в стране мертвых благодаря клинической смерти, рассказывали только хорошее.
-И ты поверил в сказки о хорошей жизни,- с укором сказал седой.
-Для меня как для писателя-главное это свобода. Крыша над головой-это уже второстепенно.
-Ну и куда тебя распределили?
-Сначала мне сломали руки, ноги, спину и высушили мозги.
-Зачем?
-Они объяснили это тем, что я слишком высокий и просто не умещусь в этом городе и даже в перевозчике.
У них даже есть специальный агрегат, своего рода камера, где они ломают таких, как я.
-И что ты?
-Я начал сопротивляться-кому охота жить с высушенными мозгами. Мне тогда сказали, что я нарушаю покой мертвых и мешаю живым. Поэтому я должен либо признать себя неудачником, либо... Либо они сломают мне все остальное.
(продолжение следует)