Лиана

Сергей Одзелашвили
                Лиана 




Разве  я  мог  представить,  что  со  мной  произойдёт  то,  что  сейчас  происходит.
Совсем  маленьким  я  боготворил  растительный  мир,  да  и,   как  могло  быть  иначе,  красота  стволов  деревьев,  разнообразнейшая  форма  листьев.  А  цветы,  плоды,  это  поразительный  живой  мир,  уже  учась  в  школе   в  четвёртом  классе,  я  был  так  изумлён,  узнав,  что  в  растениях  есть  гены  и  они  почти,  такие,   как  у  человека. 



Большая  часть  рациона  живых  организмов  это  растительная  пища.  Сотни  тысячи  людей  выступают  в  защиту  животных  от  их  истребления  и  редкие  выступления  в  защиту  растительного  мира. 
Помню,  как  в  восьмом  классе  на  уроке  биологии  сказал, - это  было  связано  с  предстоящим  походом  в  лес  на  два  дня, -  хотели  бы  мы  греться,  протягивая  руки  к  печам  крематория.  Все  возмутились   моей   бестактности.   Но   когда   я   сказал,   в   чем   разница,  между   живой   плотью   животных   в   данном  контексте  -  человека  и  живой  плотью  растений. 


Класс  замер,  а  учительнице  ничего  не  нашлась  сказать. 
Всё   моё   детство   прошло   в   ботаническом  саду,  я  знал  каждый  куст,  каждое  дерево.  Закончил  с  отличием  биофак  СПбГУ.  Объездил  всю  нашу  страну  и  в  среде  ботаников  заслужил  авторитет.
И  вот  сейчас  стою,  и  не  могу  пошевелиться  в  диких  нехоженых  местах  в  предгорьях  Перу,  у  истоков  великой  Амазонки. 


Помню,  как  к  моей  бабушке  пришла  подруга,  и  они  на  кухне  говорили  об  ужасном  случае.  Якобы  в  Ботаническом  саду  погибла  девушка  оттого,  что  её  одурманило  дерево  и  высосало  из  неё   кровь.  Мне  было  семь  лет,  и  я  возмутился.   
-Нет  таких  деревьев  сосущих  кровь. 


Я  уже  знал  эту  байку,  многие  недобросовестные  гиды  говорили  об  этом  дереве.  На  самом   деле,   это   был   ядовитый   суммах  обнесённый  изгородью,  которая  защищала  любопытствующих  людей  от  зловредного  сока  этого  дерева,  только  и  всего.  А  ядовитых  растений   пруд   пруди,  от   аконита,   до  белладонны.


А  сейчас  стою  весь  оплетённый,  как  коконом,  длинными  плетьми  никому  до  этого  неизвестной   лианы. 
Я  о  ней  слышал  от  индейцев,  которые  говорили  о  ней,  как  о   живом  существе,  наделяя  её  невероятными  свойствами.  Но,  ни  один  индеец  не  согласился  идти  к  тому  месту,  где  возможна  встреча  с  этим  растением.  При  всём  трепете  перед  этим  растением,  оно  вызывало  у  них  панический  ужас.   


Теперь  полностью  оплетённый  длинными  странными  плетями  этого  растения,  понимал  их  животный  страх.  Вспоминал  предшествующие  события.  Я  не  видел  это  растение  и  не  пойму,  как  оказался  в  плену.  Я  был  оплетён  так  туго,  что  не  мог  пошевелить  даже  кистями  рук,  но  при  этом  я  спокойно  мог  дышать,  имея  ввиду  не  моё  состояние,  а  сам  физиологический  процесс  дыхания.  Мне  нигде  не  давило,  и  как  мне  кажется,  в  меня  ничего  не  проникло.  Но  свой  страх  я  не  мог  побороть. 


Я  потерял  голос,  не  мог  подать  и  звука  и  это-то  меня  и  пугало.  Это  говорило  о  том,  что  какие-то  химические  соединения  растения  всё  же  попали  в  меня,  и  блокируют  возможность  издавать   звуки.  Зачем,  растению  это  надо,  говорит   ли  оно  о  том,  что  намерено,  сделало  так,  чтобы  я  не  кричал,  зовя  о  помощи.  Кричи,  не  кричи,  но  под  пологом  сельвы  мой  голос  всего  лишь  шёпот,  перекрываемый  звуками  шелеста  листьев  при  довольно  сильном  ветре  да  нескончаемым  гвалтом  птиц. 


Краем  глаза  видел  эти  пульсирующие  плети,  которые  опутали  меня.  Поверхность  побегов  была  гладкой  и  пористой  чем-то  похожей  на  кожу.  И  ещё, - меня  ужасало,  я  точно  знаю,  в  этом  месте,  не  было  никакой  лианы.  Редкий  просвет  небольшой   поляны   с   ручьём   было   для   меня   подарком.   Решил   передохнуть,  разбить  палатку  и  перекусить.  Собирал  валежник,  нагнулся  за  очередным  суком,  и  меня  отрубило. 


Очнулся  уже  в  коконе  пульсирующих  плетей.  Откуда  оно  взялась,  это  не  травинка,  чтобы  не  заметить.  И  странное  чувство,  что  меня  изучают  и  изучают  основательно.  Это  трудно  передать,  но  во  мне,  точнее,  в  моём  разуме,  кто-то  присутствовал.  Неужели  я  схожу  с  ума,  не  может  же  растение  быть  разумным.   


Почему  не  может? – и  сам  себя  опровергая.  Последние работы  многих  учёных  говорят  об  этом,  растения  имеют  свой  язык  на  химическом  уровне.  Сигнализируя  химическими  сигналами,  или  о  нападении  грибка,  или  насекомых.  Тем  самым,  предупреждая  другие  растения  об  опасности,  и  многие  растения  начинают  вырабатывать  вещества  способствующие  выживанию.  Запахами,  привлекая   других  насекомых,  которые  питаются  вредителями  этих  растений,  или  же  наоборот,  производя  химические  соединения,  отпугивающие  своих  врагов. 


Интересны  опыты   в   оранжереях  Голландии.  К  розам  подводили  датчики,  которые  измеряли  электрическое  сопротивление.  Удивительная  картина.  Когда  часть  цветов  срезали,  а  потом  через  некоторое  время  тот  же  человек  с  секатором  входил  в  оранжерею,  регистрировался  резкий  всплеск  излучения,  которые  показывали  датчики.   И  это  говорило  о  том,  что  растения  понимали,  что  их   цветы   будут  срезать.  Это  реакция  осмысления?  Если  нет,  то,  что  это?  И  потом,  чему  я  удивляюсь,  я  ведь  их  считаю  живыми. 


Мы  многое  ещё  не  понимаем.  Мы  в  самих-то  себе  ещё  не  разобрались.  Мне  показалось,  что  меня  внимательно  слушают.   Может  у  меня  глюки.  Со  мной  что-то  происходило,  я  это  чувствовал  всем  телом,  и  эти  изменения  меня  пугали.  Ещё  не  до  конца  осознавая,  чувствовал  некое  касание  моего  разума. 
Чёрт  меня  побери,  я  всё  понял,  эта  лиана  пытается  со  мной  контактировать.  В  голове  прозвучало  одобрение  моей   догадке.  Ясная  мысль  прозвучала  так  отчётливо.   


-Не  бойся,  ты   будешь  жить,  я  просканировала  твой  мозг.  Ты  первый,  кто  с  такой  любовью  относится  к  нашему  Миру.  По  всему  Миру  идёт  безжалостная  борьба  против  нас.  Нас  рубят,  выкорчёвывают,  делают  изуверские  опыты,  скрещивая,  изменяя  нашу  суть. 
Потрясённый  замер,  слушая  иной  разум.  Фразы,  рождавшиеся  в  моей  голове,  были  тягучими,  замедленными  и  это  было  не  так,  как  мыслим  мы  -  люди.  Услышал  или  точнее  понял,  вопросительную  усмешку  лианы.
-Люди???


И  ужас  понимания  всей  глубины  насмешки  вышибло  последние  остатки  рассудочности,  и  я  завопил,  проваливаясь  в  небытие.
Очнулся  от  ощущения  восторга,  но  восторга  не  своего,  а  того,  кто  меня  переформатировал  говоря  языком  компьютера.  Я  смотрел  виденьем  моего  визави  на  самого  себя.  Мои  длинные  плети  лианы  раскачивались,  переползая  с  места  на  место,  ощупывая  пространство  вокруг  себя.  Я  волновался  и  как  отдалённое  эхо  вспомнил  то  тело,  которое  когда-то  принадлежало  мне.  Было  неприятно,  неужели  я  был  таким.


-Да,  да  именно  таким  ты  и  был.  Теперь  ты,  как  я,  и  я  теперь  не  одна.  Ты  многому  научишься  и  поймёшь  красоту  и  возможности  нашего  Мира.
Я  задумался - моё  тело  Лиана  и  как  понял,  я - это  мужская  особь.  Остатки  прошлого  разума  давали  о  себе  знать.  Я  не  мог  уразуметь,  как  я  мыслю  и  как  я  вижу  не  имея  глаз.
Внутренне  почувствовал  улыбку  и  радость  Лианы  преобразившей  меня. 


-Ты  обладаешь  такими  возможностями,  которые  тем  Иным  и  не  снились.  Твоё  виденье  внутреннее  оно  не  нуждается  в  глазах.  Ты  можешь  видеть  и  днём  и  ночью,  под  землёй  и  под  водой.  Ты  используешь  всё  растительное  сообщество,  и  оно  помогает  тебе  мыслить  и  видеть.  Твоё  виденье  внутреннее  -  усмешка – Иные,  как  когда-то  был  ты -  говорили  о  таком  видении,  как  о  третьем  глазе. 


Ты  же  закрыв  глаза  в  том,  Ином,  мог  видеть  образы – приблизительно,  это  так  теперь  в  тебе.  Только  процесс  этот - более  сложный.  Твой  мыслительный  аппарат  не  мозг  Иного,  обособленный  и  уязвимый,  а  как  коллективное  соединение  тысяч   и  тысяч  растений. 
-Все  эти  годы  я  ждала  и  дождалась  тебя.  Ты  не  те  Иные,  живущие  в  этих  лесах  примитивные,  даже  в  сравнении  с  теми,  кто  вырубает  наш  Мир.  Я  многих  переформатировала,  но  они  там  внизу  эволюции.  Ты  первый,  равный  мне  и  ты  единственный  любящий  наш  Мир. 


Услышал  гордость.
-А  теперь  ты  рядом  со  мной  и  мы  многое  сможем  изменить  в  нашем  общем  Мире. 
Я  открыл  свой  разум  и  впервые  увидел  Мир  иначе,  одновременно  в  разных  точках  планеты.  Восторг,  потрясение  от  красоты  и  невообразимых  возможностей  и  главное,  я  ощущал  трепетную  Любовь  моей  красавицы  Лианы.

16  августа  2011