Первые экспедиции - 1977 г

Виктор Бугаев
На следующий год,  на рейде Усть-Камчатска
Сгрузили мы и лодку и мотор
И сразу же, рванули на Еловку,
Поймав оперативности простор.

Река Камчатка покорялась, как девчонка,
Доверившись мальчишке со двора,
И новый наш дуэт работал, как метелка,
С восьми утра и до восьми утра.

Напарник мой – был Штейников Борис,
Студент с Перми, попавший на Камчатку,
И каждую речушку, вместе с ним
Утюжили, как школьную тетрадку.

По договору, мы добрались до Ушков,
А там Токранов Леха его сменит,
И встреча состоялась, и обмен готов:
Как Абеля на Пауэрса – в Вене.

Новейший наш дуэт шел вверх в исток Камчатки
С обловом рек-притоков и озер,
И много мы людей встречали по дороге
В разливах рек и зыбких берегов.

И судьбы тех людей в рассказах быстротечных
Сливались с нами, словно кислород Земли,
И эти дни казалось будут вечны –
В работе, у костра и в зарослях травы.

Речные берега готовили сюрпризы,
Весь поиск в экспедиции до совершенства довели,
Поверить трудно, но ведь это правда:
В районе Николки мы бивень мамонта нашли.

Здоровый бивень был, поэтому, не взяли,
Решили: пусть дней десять поторчит, 
Но к счастью нашему, его забрали…
А может быть на дне реки он все еще лежит?

Вот Мильково, инспекция, верховья,
Окрестных рек-притоков земной пазл,
Вдвоем бродили мы (а иногда по трое),
Ловили, меряли, как будто, в первый раз.

Залетный вертолет был нами встречен,
Заброс осуществили в тот же час,
Речной косы песок стал нашей базой,
Ну, а потом, тот вертолет чуть не забыл про нас.

В те дни дожди глушили всю Камчатку,
По графику, тот путь проложен сверху вниз,
Отчалил наш дуэт в разрыв дождя… не сладко,
Но молодость – ведь это не каприз.

На мокрых берегах костры мы разжигали,
Палатку ставили, жевали рыбу и варили рис,
А в спальные мешки – мы с чаем залезали
Под радио Москвы известнейших актрис.

А утром все по новой начиналось,
В разрыв дождя мы вновь стремились вниз,
И Бог погоду дал, и это наша радость,
Дуэт по-прежнему с работой – это приз!..

В однообразии тупеешь понемногу,
И с лучшим другом я развил конфликт,
Он уговаривал меня остыть немного,
Я был безумен от работы в этот миг.

И мы расстались с ним внезапно
В закате солнца вечером в Ключах,
Он улетел на самолете безвозвратно,
Я ж – ночевал в Куражечном в кустах.

Огонь костра вдруг прояснил мой разум,
Снял наважденье трудного пути,
Сказал: прости ты Леха дурака-заразу,
Мне без тебя сюда бы не дойти.

Весь материал собрали для работы,
А это диссертации кусок,
Весь отпуск посвятил ты свой пройдохе,
И часть твоей души ушла на дно, в песок.

И я раскрылся, и просил прощенья:
«Прости меня, ведь я безумен был»,
Горел огней ночных притихший город,
На фоне гор-вулканов и ветрил…

Огонь костра в районе Усть-Камчатска,
Мечтали мы здесь вместе посидеть
И поваляться на прибойке беззаботно,
Как в пламени оранжевая ветвь.

Я дорабатывал один в низовьях две недели,
Ночевка в лодке, кофе аромат с утра,
Звонил в ТИНРО и думал о потере
И встрече с другом, ждавшего меня.

          ***