Москаль я, а ещё я кацап

Александр Измайлов Митрофанович
     Не люблю я ездить в автобусах на дальние расстояния. Не люблю. А самолётом дорого, да и страшновато. Поезд  люблю. Хочешь -  лежи, хочешь -  сиди, хочешь - ходи.… Люблю ездить поездом.
Дорога дальняя. Познакомишься. Наговоришься вволю. Иногда прямо чуть не родными становишься. Жениться можно. А если очень далеко ехать, то и разведёшься.
Мужик попался. Слово за слово – разговорились. Воронежский он, а я Подмосквич.  Вернее для Воронежца буду я Замосквич.  Поезд бежит, спешит. Мы разговариваем. Сейчас я слушаю, а он говорит:
  - Москаль я, а ещё я кацап.  Москаль –  так называли в старину жителей Московского государства.
А кацап - тоже прозвище моё. Цап – это козёл на украинском языке. Как цап (кацап) – как козёл. Это так поясняют украинцы. В то же время в тюркских языках  слово касап означает разбойник, мясник. Это учёные так говорят, но я думаю, что  правы украинцы.
Козлы бородатые.  Москали в старину бороды не брили.  А хохлы - это украинцы. У них причёска такая была: длинный клок волос на лысой голове- хохолок. Чуб такой длинный. Причёска боевая.  Бульбаш -  это белорус. Бульбу (картошку) любит.
 Москаль.  Кацап. Я не обижаюсь. С детства привык. У нас через речку хохлы живут. Триста  лет живём вместе. Мы – потомки служивых людей Русского царя батюшки  живём на  одном берегу реки, а на другом берегу этой  реки переселенцы-  казаки запорожские.
Наши хохлы- русские не обижались, если мы их хохлами называли. А украинцы обижаются. Бульбаши вон те гордятся своей кличкой. Ну и правильно. У нас у русских испокон веков всем клички давали. Ну, вот у нас в селе пять человек на Сидоров Пётр Иванович отзываются. Двое из них в одном и том же году родились. Как их различить?  Вот у всех и клички с детства есть. Если Вы спросите людей у нас в селе:
- Сидоров Пётр Иванович, где здесь живёт? Никто вам сразу и не ответит. А спросите Вы так:
-Где здесь Петька Трактор живёт?
 Вопросов нет. Всем всё понятно.
-Вот  тут он живёт,-  Вам покажут.
 И те русские, и эти русские и третьи тоже русские. Как различить? Ну и дали друг - другу клички, а может еще, кто клички дал. Давно это было. А язык разный почему? Он и в России в разных местах очень разный.
Да бабки очень старые, которые в школе не учились, из разных концов России,  не совсем друг дружку поймут.  И на Украине также и в Беларусии.  Русский литературный кто создавал? Пушкин, Толстой… Они французский  язык лучше знали. А украинский? Там свои были…
Я же говорю у нас через речку село, там  хохлы живут. Половина родни моей: братья и сёстры на одну половину хохлы на другую москали.  Недавно говорю я мужу тётки:
-Дядь Лёнь, а ты же хохол!
-Я русский,- обиделся он. Сильно обиделся.
Вспыхнул, как огонь, я не ожидал. Я с детства привык:  он– хохол, я – москаль. Лёнька, наверное, решил, что я его украинцем обзываю.
Испокон веку на базаре встречаясь, разговаривали друг - друга понимали. Москаль по - москалячи говорил, а хохол по - хохлячи,  и отлично друг друга понимали.
Много слов общих. Ехал я, как то в Минск в поезде. С Белоруссии  женщина в одном купе вместе со мной ехала. Удивился я, как наш москалячий (не литературный) похож на белорусский язык. Это литераторы развели наши языки, сделали отличными.  Вон украинцы новые термины в технике и науке и то отличными от нас словами называют. Зачем? Скоро дойдет до того, что между собой по-английски или по-китайски разговаривать будем.   
  Да, я и сам по-русски, как учил Пушкин, до сих пор разговаривать не научился.
Если бы Ломоносовы, Пушкины, Гоголи  и прочие умные люди не создали единый язык то воронежская бабка с красноярской бабкой  только бы через переводчика сплетничала. Русские мы: и кацапы и хохлы, и бульбаши.  Один с бородой, как у козла, другой с хохолком на голове, а третий тот который картошку очень уважает. Брата  три. Близнецы. Тройняшки.  Россия- это страна. В ней живут россияне: русские, татары и много-много всяких национальностей. Украина – это страна. В ней живут украинцы. Люди разных национальностей живут там.  Беларусь – это страна. Разных национальностей люди живут в Белоруссии. Все они – белорусы. Это я так думаю. Может я не прав?
- Прав, наверное, - говорю.
Я над этим не задумывался.
- Поезд едет в Москву,-  это я на русском литературном говорю,- продолжает он.
-Поезд  едя у Москву-  это так по-нашему  я сказал. Всего четыре слова. А уже тебе переводить нужно.
- Да понял я Вас,-  говорю.
- Это понял, а что- то и не поймёшь. А если, какой умник книги начнёт писать на нашем языке.
Песни, стихи, повести, романы.…   А что нельзя?
В школе начнут учителя науки преподавать…
- Тогда мы с Вами так просто бы не поговорили. Переводчик нам нужен был бы,- прервал я его.
-Мир сейчас не тот, что двести лет назад. Сейчас  Вы картошку сажаете в своей Засратовке, а через день уже  Вы в Австралии кенгуру почёсываете, а на другой день по Китаю гуляете. И зачем Вам Ваш засратовский язык развивать?  Убивать его не нужно. Пусть живёт. Но и специально развивать его я, думаю не нужно,-  выразил я ему своё мнение.
- Не Засратовка, а Успенское,- поправил меня собеседник.   
-И не собираюсь я его развивать. Я просто рассуждаю.
Люди вокруг ложились спать. Мы с попутчиком застелили свои места и тоже легли спать.
Поезд бежал, стучал,  спотыкаясь колёсами о стыки рельсов, подпрыгивал, постукивал. Бежал и вёз нас в своём тёплом нутре. А на улице мороз морозил. Луна светила с неба. Вагон покачивался, укачивал пассажиров.  Я не заметил, как заснул.
Люблю  я ездить на поезде. Ездить на дальние расстояния на автобусе я не люблю. На самолёте летать дорого, да и боюсь я.