Поль Фридман Падение Древнего Рима Лекция 9

Юрий Шибаловский
               

                ПРАВЛЕНИЕ  ЮСТИНИАНА


Основными источниками  для оценки личности и  деятельности императора Юстиниана являются письменные труды Прокопия и Григория Турского, авторы которых имели счастье жить с ним в одно время.  С одной стороны, огромным преимуществом является наблюдение событий собственными глазами, с другой стороны, часто для того чтобы понять и оценить истинное значение событий, требуется некоторая своего рода отстранённость, или отдалённость во времени, и потому более верные оценки даются чаще задним числом. Если вы  всмотритесь в картину Ван Гога с расстояния пол метра, то вы увидите разноцветные бугры, полосы, кляксы и точки, представляющие в целом хаотическое безобразие, но стоит только вам отдалиться на расстояние метров пяти, то перед  вами появится восхитительное, завораживающее зрелище.
   Прокопий и Григорий Турский отличаются манерой письма. Первый, являясь мирянином, обладает более изящным стилем, гладкостью и яркостью изложения.
Второй, будучи епископом, не стремится к изящному стилю и искусному слогу.
Его внимание сфокусировано на сверх естественном и Церкви, или вернее, сверх естественном и подконтрольном  Церкви.
  Прокопий не слишком озабочен христианством, и сверх естественное, например, прогулка обезглавленного Юстиниана вокруг дворца, у него имеет отношения не к христианству, а скорее,  к более древней традиции сверх естественного.
  Однако, как Григория Турского, так и Прокопия, понять не легко.
Современного историка, пишущего о том времени, гораздо легче воспринять.
Но в таком случае мы будем воспринимать лишь его восприятие восприятия  Григория Турского и Прокопия.
   Итак, император Юстиниан правил с 527 г. - 565 г.
  На первый период его правления, то есть до 540 г., приходится пик расцвета и мощи Восточной Империи, которая успешно завоёвывает (вернее отвоёвывает утерянные в пятом веке) территории Западной Римской Империи.
Также Юстиниан завоёвывает территории Северной Африки, а именно, часть территории, где расположена современная Ливия, Тунис, Алжир и Морокко, из которой Юстиниан изгнал вандалов; часть Испании, испанское Средиземноморье, где хозяйничали вестготы;  также Юстиниан изгнал вестготов из Италии. 
Это апогей успеха Юстиниана.  Некоторое время даже кажется будто он восстановил империю Константина и Диоклетиана.  Однако за эти победы Византия заплатила своим значительным ослаблением.
Разумеется, легко рассуждать, когда знаешь, дальнейшее развитие событий  и когда становится ясно, что Империя воевала не с теми врагами, которые представляли  настоящую опасность.   Нам теперь абсолютно ясно, что Юстиниану следовало обратить особое внимание на персов, которыми он мало интересовался и которых он пытался умиротворить, чтобы самому двинуться на запад.  А персы оказались именно самыми опасными врагами Империи.
   К тому же прибавился очень опасный фактор чрезмерного расширения империи, которое ведёт к её ослаблению, потому что вновь присоединённые территории - если только они не являются развитыми экономически и культурно центрами - требуют непомерных расходов для их адаптации.   Проще говоря, чтобы эту территорию не завоевали обратно, нужно строить на ней крепости, содержать армию, нужно завоевать симпатию населения, то есть помогать ему материально и т. д.   
  Ведь любое присоединение территории создаёт обязательства, и когда империя, согнувшись под грузом присоединённых обязательств, берёт ещё бОльшие обязательства, то в конечном итоге, такая империя  не выдерживает, и колос разваливается словно глиняный. Такими были Британская Империя, Испанская Империя, Российская, а потом и Советская Империя.
 Об оборонительных и наступательных войнах Юстиниана, в том числе и с Персией, нам известно, благодаря труду Прокопия "Секретная история" и многотомной работе под названием "Войны," которая делится на книги "Персидские Войны", "Африканские Войны", "Итальянские Войны."
 Когда дела в Итальянской кампании пошатнулись, мнение  Прокопия о Юстиниане и его генерале  Велисарии  резко меняется от восхищения до обвинения и бичевания.
Вообще,  "Войны" сильно отличаются от "Секретной Истории."
 Его стиль напоминает Фукидида или какой-либо другого  объективного греческого писателя. Те из вас, кто читал Фукидида, вспомнит, как он описывает  очень страшные события, но трезво их оценивая и фактически  излагая, в духе Олимпийской печали о недальновидности политиков и генералов.
 В "Войнах" Прокопий излагает события не в столь неистовом тоне, какой он позволяет себе в "Секретной Истории", при чтении которой у многих складывалось впечатление, что её автор, по меньшей мере, не в себе.  Так что если сравнить эти работы с точки зрения психоэмоционального состояния автора, то без сомнения, станет ясно, что одну написал прототип мистера Джекила, а другую - Хайда.    
       Третья работа его называется "Здания."  Это, как следует из названия, книга о кампании Юстиниана по сооружению зданий, которая включает, но никоим образом не ограничивается, храм Святой Софии в современном Стамбуле, который является, и по сей день, неповторимым  грандиозным сооружением с огромным пространством внутри.  Купол, кажется, не поддерживается ничем и, кажется,  будто он покрывает половину земли, когда вы находитесь внутри него. 
Это прекрасное и экстраординарное достижение архитектуры и строительства. 
  Юстиниан строил церкви. Особенно восхитительны церкви, построенные в Равенне и украшенные живописной мозаикой.   
   Кстати,очень важным является то что иконоборцы не добрались до Равенны, и все эти  свидетельства развития культуры не были уничтожены.
 "Здания", однако, это не столько отчёт об архитектурных и строительных успехах Юстиниана, сколько панегирик, или хвала, Юстиниану, почти столь же  рабски угодливая, сколь обличительной является "Тайная История."
 И как я уже говорил в прошлый раз,на самом деле свойственно всем  обществам, где огромная власть сосредоточена в одном человеке,и реакцией людей, как правило, является лесть  правителю.
  Проведём некоторую аналогию:  на семидесятилетие Сталина  в самом большом музее Москвы вся постоянная экспозиция была отменена и спрятана в запасники, и весь музей был заполнен подарками Сталину  к его семидесятилетию со дня рождения от благодарных граждан.  Каждый мог войти и подивиться на них.
 Сам Сталин не отдавал такого распоряжения.  Кто-то из его окружения выдвинул идею.   Узнав об этом, Сталин сказал: "Ну, не стоило так беспокоиться, товарищи."  Это было то, что позже назовут "культ личности." И это всего лишь один из сотен примеров, были ещё и присвоение городу его имени, хвалы ему как "Великому Садовнику", "Другу детей", "преемнику Ленина", и так далее.
Другой стороной этого является своего рода ненависть и очернительство, более или менее тайное.  О Сталине ходило много анекдотов, за которые можно было попасть в лагеря, в Сибирь.   Неограниченная лесть и демонизация являются двумя сторонами одной медали - концентрации всей власти в руках одной личности.
 Про Прокопия многие полагали, что он написал "Здания" ранее, а затем сильно разочаровался.  Но  в то время многие пали духом, и не удивительно, потому что после 540 г., все пошло не так. Вспомним, что страшная чума 542 г. убивает треть населения.
Секретная история не закончена.  Она начинается довольно странным описанием, как жена Велисария помыкает своим мужем, несмотря на то что он генерал, а затем автор приступает к повествованию об Юстиниане.
 Хотя книга не была окончательно отредактирована, Прокопий желал, чтобы она была издана после его смерти.   Она сохранилась только в одном экземпляре, но судя по её риторике, она предназначалась для прочтения многих. 
 Это не просто наброски для собственного употребления, а работа, которую он желал донести людям, желая внушить им представление об Юстиниане как о чудовище.
    Юстиниан, как изображает его Прокопий в "Войнах" и в "Тайной Истории", был очень умный, трудолюбивый - Прокопий говорит, что он почти никогда не спал - способный  сильно увлекаться многими разными вещами: архитектура, церковь обряды, теология и закон.
   Юстиниан не был знатного происхождения. Он был из семьи солдата, проживавшей на Балканах. Его родным языком стал латинский, и он являлся последним императором, говорившим на этом языке, в отличие от тех, которые впоследствии говорили на греческом.
 Одевался он очень просто, и был доступным. Он не отгораживался от людей ореолом величия, как это делали Диоклетиан и Константин.  Он редко выходил из себя, был холодным и, казалось, не обладал милосердием и добротой.
 Он был нетерпимым,  не ведающим пощады и безжалостным.
  У него была грандиозная концепция империи.  Он стремился обложить подданных тяжёлым налогом и подвергать опасности стабильность на восточной границе.  Он считал величайшим бедствием утрату своими предшественниками завоеваний древней Римской Империи и приложил  много усилий к завоеванию  Северной Африки, части Испании и Италии.
Наверное, было бы неправильно обозначать правление Юстиниана как тоталитаризм, но,вернее,  как очень сильную концепцию имперского правления.
 Он пытался навязать доктрину относительно Церкви для того, чтобы решить вековой монофизитский вопрос. Он не был более успешным, чем Константин или Феодосий, при весьма жёстких методах, например, он похитил Папу в Риме, пытался запугать его, и изгнал его на Крымский полуостров, где тот и умер.
Юстиниан дал своей супруге Теодоре много власти и почтения, хотя она была ещё более низкого происхождения, чем он сам.   Прокопий обрушивается на
 неё с яростной критикой, и поневоле усомнишься в правдивости его сентенций, потому что тон Прокопия находится на грани истерического.
Складывается впечатление, что  Прокопий органически не переносит деловых и эмансипированных  и образованных женщин.
Историк Дж. Б. Бэри, один из великих исследователей  периода древнего Рима и Византии, который писал свои работы около 100 - 120 лет назад, описывает  молодость Теодоры, как бурную.  Прилагательное, которое мне нравится, потому что оно даёт простор воображению.  Возможно ее отец был дрессировщиком, который держал медведей для развлечения людей в цирке. 
У неё был незаконнорожденный ребёнок.  Она, возможно, была  шлюхой или квази-профессионалкой, полу-проститкой.
 Позиция Прокопия представляется несколько мутной: сначала он бичует Теодору за то что она была проституткой, затем он резко осуждает её за притеснения института проституции, когда Теодора стала императрицей.
  Прокопий не выступал против проституции.  Есть некоторые основания полагать, что сам он был если не завсегдатаем публичного дома, то, по крайней мере, время от времени прибегал к услугам этого заведения.
Но в его представлении проститутки  составляли строго очерченную низшую социальную группу, не имеющую право на своё мнение и почтение и уважение окружающих. Он воспринимал их как живые сексуальные предметы, предназначенные для искусного ублажения мужских потребностей, и не более того.   
 Прокопий был ярым консерватором и противился ослаблению элиты, или сенаторского класса. Представляя интересы крупных землевладельцев, Прокопий не очень любил императорскую власть, но выказывал уважение, при этом не одобрял действия императора по налогообложению богатых людей. 
   Вот уж кого действительно не любил Прокопий, так это выскочек. 
А на его век выпало немало, по его мнению, выскочек, таких как Юстиниан, Теодора, Антония, Велисарий.
  Юстиниан и Теодора правили в тандеме, будучи при этом совершенно различными личностями.   Теодора любила поспать, обожала роскошь, симпатизировала монофизитам.  Юстиниан был совершенной противоположностью: постоянно страдал бессонницей, одевался простенько, ненавидел монофизитов.   Каждый из них притягивал к себе определённый слой населения.
  Таким своеобразным разделением труда  эта парочка получала поддержку практически всего населения.  Такой трюк необходим для того чтобы удерживать власть в великих державах.   Например, у нас в США две самые известные партии,  Демократы и Республиканцы, перебрасывают мяч друг другу, создавая видимость участия народа в управлении, то есть демократии. Или вот ещё пример другой великой державы: в России, когда в народе господствовала тенденция к либерализму, то у них, пожалуйста, г-н Медведев; когда в обществе наметился уклон в сторону патриотизма, то нате вам - Путин.  Ну что тут скажешь, классика! 
 Итак, вернёмся к Юстиниану.  Он  любил присутствовать на спортивных состязаниях, происходивших на примыкавшей ко дворцу цирковой арене. Юстиниан был довольно доступен, то есть его приближённые или члены правительственного аппарата могли в любое время без церемоний с ним  общаться лично.
 Надо понимать, что это не распространялось на низшее сословие и уж тем более на крестьян и рабов.
  Явление Юстиниана народу было немного похоже на явление главы Советского Союза г-на Брежнева на парадах в Москве, во время которых можно было делать выводы об истинном ранге правительственных лиц посредством  внимательного наблюдения за тем, кто на каком месте и на каком расстоянии находился от Брежнева во время приёма парада.
  Юстиниан, присутствующий на ипподроме также был окружён ближайшей свитой.
Однако существенным отличием являлось то что, хотя Юстиниан и его свита имели отдельную ложу, остальные граждане, присутствующие на ипподроме, могли открыто выражать одобрение и похвалу императору или неодобрение и критику. Представьте, что было бы с тем, кто отважился  бы открыто выражать неодобрение Брежневу во время парада. В Константинополе такое имело место и даже стороны, одобряющие и осуждающие императора, разделились на два лагеря: Голубые и Зелёные.
Голубые(это не то что вы подумали) это те, которые были настроены против монофизитов и тяготели к Юстиниану( в политическом смысле.)
Зелёные были приверженцами монофизитства и симпатизировали Теодоре.
В 532 г., эти цирковые фракции взбунтовались. Отчасти из-за недовольства налогами, отчасти  из-за чрезмерной удали и жажды куража.
  Они напоминают некоторых нынешних футбольных фанатов, бьющих витрины после матча, если их команда проиграет. За ними не стояло какой-либо доктрины и уж тем более какой-нибудь программы.
Префект города арестовал семерых из этих громил и приговорил к смертной казни. У  двоих  во время повешения  лопнула верёвка, и они остались в живых.
 Обычно те кого таким образом провидение спасало от смерти,  сразу становились почти героями, и их отправляли в монастырь молиться до конца своих дней Богу, избавившему их от казни.
 На этот раз  появилось сомнение, что палачу заплатили за то чтобы он подрезал верёвку.  Администрация замешкалась и не торопилась действовать согласно обычаю. Поскольку один из осуждённых принадлежал зелёным, а другой - голубым,  обе партии объединились и пошли  по улицам, требуя пощадить "отмеченных провидением."  Юстиниан отказался выполнить требования, и тогда начались массовые беспорядки, целью которых являлось свержение Юстиниана и Теодоры и в ходе которых была сожжена почти половина города.   
  Как пишет Прокопий, Юстиниан уже был готов бежать, но Теодора отговорила его, сказав, что гораздо приличнее императору лежать мёртвым в императорской одежде, нежели скрываться от черни, переодевшись в тряпьё.  Теодора послала Велисариуса и Нарсеса на подавление бунта, что те и выполнили, положив около 40 000 мятежников.
Юстиниан любил строительство.  Конечно, для этого требовалось больше налогов, но народ  видел, как обошлись с теми, кто выступал против налогов и более бунтовать не решался.  Примерно в это время начинается строительство нового собора Святой Софии, который мы видим сегодня.  Его строили пять лет.
  Для этого потребовалось огромное количество рабочей силы и финансов.
Трон патриарха в Святой Софии был выполнен из серебра, и вес его составлял 40 000 фунтов. Многие колонны изготовлены из порфира. Для излучения света использовалось много стекла.  И свет исходит так далеко, что он образует  замечательные узоры, в зависимости от времени суток. Юстиниан также восстановил Сенат, бани, императорский дворец, церковь Святой Ирины, церкви апостолов, и т. д.
   В 531 г. Восточная Империя и Персия подписали "вечный" мир, и Юстиниан двинул свои войска на запад, о чём давно мечтал.
Война с вандалами в Северной Африке оказалась успешной, причём успех выдался довольно легко.  Вандалы сдались почти без боя.  Трудно было поверить, что это те самые вандалы, которые  всего лишь столетие назад наводили ужас на Рим, которые разграбили Рим в 455 г. , в 430 г. захватили зернохранилище, кормившее Рим, и теперь эти вандалы бежали с поле боя как крысы. 
Даже  подчинённые вандалам берберы проявили удивительное мужество, сражаясь с византийцами. Хотя их сопротивление выражалось не  стандартными военными действиями, а скорее внезапными набегами и  стремительными уходами в духе партизанской войны, берберы, тем не менее, причинили немало огорчений византийцам.
   С 533 - 534 гг. - завоевание Африки. Завоевание Италии началось в 535 г. и длилось примерно двадцать лет, в течение которых Италия была опустошена, и  культурные ценности, уцелевшие во времена вторжений остготов, были разрушены и разграблены самими римлянами.
  Кампания началась достаточно успешно, однако сопротивление остготов оказалось гораздо более упорным, чем предполагали византийцы.  Юстиниан отзывает Велисариуса и назначает Нарсеса главнокомандующим, и он добивается большего успеха и в период с 552 г. по 555 г. завоевывает Италию.
Слава Юстиниана находилась бы в зените, если бы не персы, нарушившие  в 540 г. "вечный" мир и напавшие на Восточную Империю.
 Персы разграбили Антиохию, крупнейший город Восточной Империи после Константинополя и Александрии.
  Затем на империю обрушился враг не менее жестокий и опасный, чем персы - чума.
Хотя империи удалось пережить чуму и вытеснить персов, в последние годы правления Юстиниана она зашаталась под тяжестью налогов, экономического спада, сокращения численности населения, непомерного территориального расширения.
Юстиниан присоединил Италию, но эта территория представляла собой руины, на восстановление которых требовались огромные средства. 
 Относительно персидского вторжения Прокопий писал: " Мне кажется странным и непонятным, зачем нужно Господу наделять человека  высоким положением, успехом и богатством, а затем ввергать его в  пучину бедствий, страданий и лишений без всякой на то видимой причины." 
  В отличие от "Признания" Августина, Прокопий в своём произведение не даёт ответа в христианском духе, и это навело многих историков на мысль,что Прокопий не был христианином. Тем не менее, Прокопий был христианином, но писал в соответствии с классической традицией.  К тому же он принадлежал к элите и являлся консерватором.
  Юстиниан известен своими сооружениями, как например, Святая София, а историкам -  завоеванием западной части Империи  и правовыми реформами, кодексом Юстиниана, лёгшим в основу всего европейского права. 
Как вы знаете, оно выработано из римского права, в отличие от англо-американской правовой  системы, являющейся отдельной традицией.
  Представляется удивительным, если не странным, что Прокопий, знакомый с правовой системой, ни словом не упоминает о вкладе Юстиниана в развитие права. А ведь именно Юстиниан кодифицировал римское право, которое впоследствии определило систему европейского права, а также политический и административный порядок.
 Римское право во времена Юстиниана было научным и громоздким. Для того чтобы найти ответ на интересующий вас вопрос, вам нужно было перелопатить тысячи и тысячи случаев или законодательных актов. Это напоминает англо-американскую правовую традицию, в которой вам следует  отыскать и опираться на законодательный акт, либо на прецедент из судебной практики.
Например, в штате Коннектикут существует законодательный акт,запрещающий держать оружие в своей машине, а в Техасе есть законодательный акт, разрешающий иметь оружие в машине при таких то и таких условиях.
Законы Юстиниана в основном регулировали операции с собственностью, контракты, покупку, продажу, наследование, партнерство, безопасность, гарантии, обязательства. На то время это была самая продвинутая правовая система.
Так называемый Кодекс Юстиниана, или Corpus Iuris Civilis  (Корпус Гражданского Права), был составлен за пять лет.
  Кодекс был издан в четырёх книгах. Первая книга представляет собой собрание статутов и называется Кодексом.  Собрание законов, принятых Сенатов и императором за предыдущие столетия.
Самой большой книгой является Дайджест или на латыни, Digesta.   Дайджест представляет собой свалку всякой всячины по определённой теме. Эта книга поможет вам  выяснить, например, что произойдет, если река поменяет свое направление немного, и земля ваша окажется теперь в руках вашего  соседа.
    Третья книга является своего рода учебником, или обзором всего права и называется Институты.  И четвертый называется Новелла, или новые законы, потому что, очевидно, что новые законы  необходимы для поддержания правовой системы в надлежащем состоянии.   Кодекс, Дайджест, Институты написаны на латыни, потому что латынь была языком Римской империи. Однако, Новелла - на греческом языке, потому что греческий стал новым языком империи.
В 534 г.  эта работа была закончена.
 Повторю ещё раз, что Кодекс Юстиниана является не просто переработкой старых законов, а  разработкой концепции права, согласно которой закон является не только калькой с правовых прецедентов, но  и представляет собой новый интеллектуальный продукт, развивающий право.
Император подразумевается слугой закона, исполнителем закона и вместе с тем, хозяином закона, обладающего абсолютной властью  право применения, настоящим воплощением закона.

  Скрупулёзное изучение Кодекса Юстиниана даёт представление, что Восточная Империя этого периода является хорошо управляемой, огромной, территориально раздувшейся империей. Прокопий дает нам  - несмотря на несколько предвзятое изображение Юстиниана в виде демона -  яркую картину высоко-регулируемого, даже эффективно-управляемого, но угнетающе-управляемого и очень амбициозного общества.


[end of transcript]