Но спасает зачем-то роман Маргарита. Быть замужем?

Любовь Сушко
Но спасает зачем-то роман Маргарита Мифы 21 века


Маргарита, где твой Мастер,
Где твой Мастер, Маргарита?
И.Царев.

Какая рука меня в черные списки включила?
Какой дирижёр, меня вырвал из спетого хора?
Прощай...
О.Чертов

 Обрываются строки внезапно возникших стихов,
В полнолуние  мир искажается странно и немо,
И уходит Марго в беспредельность смертельных грехов,
И усталый профессор взирает растеряно в небо…

Тот, кто сброшен с небес, не находит покоя никак,
И беззвездная даль так отчаянно душу тревожит.
В этом рабстве страстей и упрямых котов и собак
Мы остались одни, и никто уберечь нас не может

 От внезапных стихов и романов,   горящих дотла,
От глухих Мастеров, им не надо ни крова, ни дома.
Обрываются строки,  узоры в тумане стекла
 Ясно вижу опять, и не смею я жить по-другому.

Быть за мужем смешно, а над мужем - нелепая блажь.
Не хочу ни того, ни другого, о, Мастер упрямый.
Но придет Азазелло, найдет он потерянных нас,
И летит в пустоту от тебя и меня телеграмма.

И сквозь кладбище грез обнаженной я снова пройду,
И в квартире Московской все тайны Вселенной узнаю.
Обрываются строки, нам бесы пророчат беду.
Одинокие души  свои эмпиреи встречают.

Быть за мужем смешно, а над мужем нелепая блажь,
Но спасает зачем-то роман в сотый раз Маргарита,
Чтобы новых историй  бессилье осталось для нас,
Там где все  исчезает, но там, где ничто не забыто..

И уходит Марго в беспредельность смертельных грехов,
И усталый профессор взирает растеряно в небо…
Обрываются строки внезапно возникших стихов,
В полнолуние  мир искажается странно и немо.


Главный миф 20 века - это миф о бессемейности и бездомности...Быть замужем для героини  20 века -странная шутка, она не понимает, не ведает зачем это нужно, как это может быть. Ее с детства не научили быть замужем, за мужем,  и она не стремится к этому. Как можно желать того, о чем не имеешь ни малейшего представления?

Но с Маргариты ли вся эта пустота и печаль начиналась?

А если перечитать романы Достоевского, Толстого, где каждая семья несчастна по-своему  и от семьи Ростовых давно ничего не осталось, а существуют,  в лучшем случае,  семьи Болконских и в худшем -  семьи Курагиных, Безуховых,  то мы и вовсе теряемся в этом странном мире... Там не то, что каждая семья несчастна по-своему, там просто нет никакой семьи, одна ее видимость, уродство такое, что страшно становится.

И вот  вершиной бессемейности стал роман века, этакий бес для семейности нашей, для ее ценностей. Маргарита бежит от благополучного мужа в подвал к Мастеру, и единственное, что их связывает - сгоревший роман, который каким-то невероятным образом надо спасти.... А так называемая любовь, выскочила, как убийца( она скоро и станет убийцей для обоих).

Хотели ли наши классики того или не хотели, они упорно нас толкали в эту бездну… Последнее более менее определенное представление о семье явил нам А.С.Пушкин, хотя любой нормальный человек подумает о том, стоит ли выходить замуж, если придется пережить все, что  перенесла смиренно,  яростно осуждаемая многими Наталья Николаевна. Но это все-таки настоящая семья, наверное, последняя в обозримом прошлом.

Хотя оказалось, что все это были только цветочки.

 Лермонтов, Гоголь,  Тургенев, которые вообще жили без семьи как таковой и без наследников, кошмар семейной жизни Достоевского,  все причуды семейной  Л.Толстого, странные отношения в семьях творцов  серебряного века закономерно  перетекли в роман века. Литература ведь только зеркало, которое отражает то, что есть в реальности, пусть порой странно искажая, но она не может отразить то, чего нет вовсе.

 Маргарита возникла не случайно и не на пустом месте, она появилась из целого века бессемейности творцов и могла бы броситься спасать любого из них, и даже не самого Мастера, потому что при таком раскладе спасти его нереально трудно, а хотя бы странное его творение, которому он отдал все, что у него было...

И в этом ракурсе рассмотрения образа, она стала памятником всем тем Музам, женам, подругам, которых судьба свела с нашими гениями.

 Вспоминается печальнейшая история отношений  Ф.И.Тютчева и Е.Денисьевой, которая все-таки выбрала роль гражданской жены поэта, и ее печальный  финал. Оттуда пришла в наш мир Маргарита. Характерно и то, что она спасает роман не о любви и счастливой семейной жизни, ( это бы оставляло какую-то надежду),  а роман о Понтии Пилате, о власти и страсти именно к власти. И Иуда, который в романе Булгакова бежит к продажной женщине на свидание и в этот момент убит киллерами ( если перевести на современный язык)-представителями той власти, – это тоже очень характерно для века и  гибели семейственности, вот что остается  человеку в этом мире, где нет и уже не может быть самого главного.

Ироничное замечание поэта «Может лучше собаку купить» (когда ушла женщина), Понтий Пилат воплощает в реальность, у него только собака и остается. Во всем романе нет и намека на семью, даже Марии Магдалины рядом с распятым Иешуа практически нет. Есть только красавица, из-за которой погибает Иуда, но она даже не продажная женщина по сути, а  сотрудник тех,  у кого в руках власть… Именно власти весь мир и подчиняется, а это очень страшно.

Почти никто не замечает, но ведь мы пришли к этому вольно или невольно, от Лермонтовской эпохи, до 1917 года, когда  революция вбила последний гвоздь в крышку гроба семейной жизни, и не случайно уничтожались  усадьбы, как оплот рода и семьи,  и творились коммунальные квартиры, где соседи стали значительно ближе родственников. В ту эпоху это казалось актуальным, и незаметна была конечная цель – уничтожение рода и племени окончательно и бесповоротно.

Маргарита и Мастер – это то, что осталось от  состояния, когда женщина за мужем, а мужчина – Глава семьи, ее патриарх, ее  стержень, ее основа основ. Вот что получилось у нас.

Мы все в какой-то мере Маргариты, которые живут  по принципу славянской сказки " Пойди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю что". Они бегут куда-то , что-то находят, спасают, но оказывается, что это совсем не то, и ценности никакой не имеет, и наверное, лучше было бы, если бы не бежать и не спасать.

Как вырваться из этого порочного круга, как вернуться к вечным ценностям, и можно ли к ним вернуться после всего, что было и чего не было?

Трудно сказать, что делать, но как и в славянских мифах, где остались только обрывки и отголоски, в мифах о семье, о ее необходимости, мы помним какие-то пазлы головоломки, которые никак не можем сложить в единую картину.
Что-то помнится, что-то возникает в памяти.

И тогда юные девицы выходят замуж за стариков по понятным причинам, а старики уверены, что они по-прежнему сильны и неотразимы,  и им нужны исключительно юные девицы, чтобы якобы помолодеть и самим.  А потом начинаются жуткие трагедии, потому что ожидания тех и других не оправдываются. Как царь, шагнувший в ванну с кипящим молоком, они оттуда уже не выходят живыми, да и может ли быть иначе? Вместо молодости -преждевременная смерть, законы природы не обманешь. Но наши сказок никогда не читали, а ведь там не только добрым молодцам урок.

Только у нас женщины, которым чуть больше 30 никому не нужны, потому что ни один мужик ( в среднем) не потянет ее, они обошли их во всем, и это снова история Мастера и Маргариты. Тот, с кем она хочет остаться, прячется в психушке, только чтобы не показать  удивительной женщине всю свою несостоятельность, слабость, никчемность, любовь для него убийца, выскочивший из-за угла...Он будет лучше смешным и нелепым с юной девицей, которая как раз по уровню развития ему и подходит, а то, что в постели катастрофа, этого же никто не видит, ну кроме самой девицы...

Что-то могут купить себе ( а как по-другому назвать такие союзы) олигархи, но чем этот брак ( другого слова и не придумаешь) заканчивается, тоже все знаем, когда они для себя выясняют, что оказывается, любят не его самого, а только его деньги. И тогда остается одно -отобрать ребенка и шантажировать им свою бывшую горячо любимую жену...

Женятся на  пенсионерках юнцы, тоже понятно почему, а потом милая дама выясняет, что оказывается  он уже на себя квартиру в центре Москвы  переписал, и она же  удивляется: «Да как же так, почему он такой нехороший мальчик».
А если не стоит финансовый или квартирный вопрос, то утверждают о том, что  легче и проще жить одному. И это так, потому что ни о чем другом эти так называемые состоятельные и успешные люди не подозревают. Им никто никогда о семейных ценностях не рассказывал, и как Маргарите в лучшем случае им там становится скучно...

И это не их вина, это началось очень давно в нашей несчастной стране.
О семейных ценностях убедительно, ярко и образно мне в первый раз рассказали финны, и наш Раймо Сумманен в частности,  так, что я лично поверила – это для них важно – жена, дети, собаки, свой дом, свой мир. Когда они говорят, у них горят глаза, они все это на самом деле любят, дорожат, ценят.

Не потому ли некоторые наши девицы ( старомодные) и спешат выйти замуж за иностранцев, потому что там надеются найти то, что дома днем с огнем не отыскать, и ведь находят, если сами это умеют ценить... А здесь остаются Маргариты. княжны Мэри, Элен Курагины и все бесчисленные героини Достоевского, которым непонятно, что хуже, быть замужем за Мармеладовыми или вовсе не быть, но следовать , как бедная Соня, за Раскольниковым на каторгу, такие вот два зла, непонятно, правда, какое из них большее.

И  снова вспоминается несчастная Маргарита – последняя капля, которая переполнила чащу нашей бессемейности, и бессмысленности семьи.

Хочется выбраться из этого болота, но вряд ли в этой жизни получится.
А если учесть, что в Европе вообще все перевернулось с ног на голову, и меньшинство стали большинством, и семья - это два мужика или  две тетки, которые заключают брак, то по-моему все безнадежно, да просто гибельно, из комы точно не выйти никогда.. Но неужели это все, что нам только и осталось?

И остается бедной Маргарите ценой нереальных усилий спасать не Мастера, который ни в каком спасении не нуждается и убегает от нее без оглядки, находя покой в психушке, а только роман ( рукопись) о власти и страсти, роман о Понтии Пилате. Роман , в котором нет ни слова о любви и семье, словно в те времена уже ее не существовало.

И возникает вопрос, а надо ли было спасать ценой жизни этот роман, не напрасные ли это подвиги и жертвы…

Но что сделано, то сделано, а мы оказались там, где оказались. Кто виноват в том, что с нами со всеми случилось, литература ли, отражающая реальность,  или реальность, ставшая поводом для  творения текстов.

Кстати, вопрос не такой уж простой и однозначный, если вспомнить, что  Тургеневские девушки появились после творений Тургенева о них, то влияние оказывается взаимным, вторая реальность может внезапно стать первой, потому что когда мы долго всматриваемся в бездну, то вдруг обнаруживаем, что и она в нас всматривается тоже.

А есть ли какие-то другие примеры, в литературе 20 века, догадался ли кто-то о том, что семья – самое главное в жизни? Неужели ни одного такого творца не нашлось, и с сожжёнными и разрешенными усадьбами все и исчезло, стало прахом и пеплом?

А ведь почти никто не замечает и не отмечает, что во втором гениальном романе 20 века, я  говорю о "Тихом Доне", в финале, пройдя все кошмары гражданской войны - этого конца света для семьи, когда брат пошел на брата, и все было разрушено, на автора сошло озарение.  Заканчивается повествование, когда Мелехов возвращается в свой родной дом ( уже нет ни Аксиньи, ни Натальи), но он остается с сыном на руках, и понимает, что это самая большая ценность в жизни, все остальное вторично.. Мужчина с ребенком на руках - это все, что осталось?

Но наши суровые сказки, увы, не заканчиваются свадьбами, настоящими свадьбами, а не сделками, голым расчетом, не в этом ли и таятся все наши беды ?

М. Задорнов о том же самом:

Невольно о конце света задумываешься, глядя на победителя Евровидения. Истинно Еврогейский Союз! А знаете, я за то, чтобы в Европе было больше геев! Они должны вырождаться. Только достойные в Европе должны продолжать свой род. Может быть вот этой ненормальностью – мужик с мужиком, баба с бабой – природа предотвращает мировую войну, которая может произойти от перенаселения и капитализма одновременно.

Независимо от меня у многих в голове высветилось выражение «Кончита всей Европе!».