Парижская подземка

Борис Готман
 
  В этом репортаже не будет ни слова о нашумевшем фильме с похожим названием.

  Просто для рядового гостя Парижа знакомство с этим совершенно необычным городом немыслимо без путешествий под его древней землёй.

  И неплохо знать некоторые штрихи из жизни этого подземного царства до того,  как читатель в нём окажется один на один со всеми его прелестями, сложностями, а то и опасностями.
 
  Через пару строк станет понятна связь между моими фотографиями на иллюстрации.

  Итак, не очень глубоко под улицами Парижа  бегают поезда метро, более-менее привычные для нас. Глубже линий метро движутся "транзитные" поезда, которые больше похожи на пригородные электрички, коими они, по сути, и являются. Такие поезда коротко называют RER – аббревиатура от  "rseau express rgional d'le-de-France" (Сеть экспрессов региона Иль-де-Франс»). Они – экспрессы  RER – приходят из пригородов, "ныряют" под землю и бегут  по линиям, обозначаемым буквами  "А", "В", "С",  "D",  "E". 

  Как выглядят двухэтажные вагоны RER видно на моём  нижнем левом снимке.
 
  Сами линии RER  тоже расходятся ветками, поэтому знать, что нужна, скажем, линия "С" недостаточно – надо знать ещё и конечную станцию той ветки, на которой находится нужная станция.
 
  Карты подземки висят везде, их выдают в гостиницах – но нужно хорошее зрение, чтобы всё на них разглядеть.
 
  Для  знающих  французский язык ориентирование в подземке не составит труда. Для тех, кто не знает, "какие буквы читать, а какие нет",  советую в спокойной обстановке выписать себе заранее переломные точки подземного путешествия.

  Потому что "прокладывать маршрут"  в тесном переходе небезопасно, но об этом чуть позже.

  Поезда метро тоже несколько непривычны – узковаты. Главная их техническая особенность – на некоторых линиях тележки вагонов имеют не только традиционные железнодорожные колёса, но и пневматические шины – вот эти вагоны  на верхнем левом снимке.

  Ещё один момент – купить билеты для поездки в подземке можно только в автоматах, установленных на подходе к турникетам (о проездных билетах и картах Navigo я здесь писать не буду). Билеты и для метро, и для RER совершенно одинаковые. Для RER эти билеты действительны только в пределах окружной дороги Парижа (Периферийный бульвар).

  Как выглядят обычные (для взрослых) билеты, видно на нижнем правом снимке. Рекомендуют брать так называемый "карне" -  десять билетов, что значительно дешевле, чем покупать по одному билету.  Автомат принимает купюры  достоинством не меньше двадцати евро.
 
  Пользование автоматом тоже требует внимания. Легонько поворачивая рукоятку-барабан  выбираем язык, на котором автомат будет  с Вами общаться. Русский не ищите – нет его. На понятном, скажем, английском языке, выбираем меню "ticket", затем количество билетов или сумму, на которую Вы хотите их купить. Как только автомат понял, вкладывайте в прорезь приёмника купюру.  Купюра веселой макарониной затягивается в чрево аппарата. Через десяток секунд в нижний "карманчик" упадут билеты и сдача. Автомат ещё и спросит, нужна ли квитанция? Если нажмёте "Yes", получите и её.

  Лучше всего, чтобы кто-то знакомый показал первый раз, как проделать эти несложные операции.

  Принимать помощь от незнакомых категорически не рекомендуется. В лучшем случае доверчивый лох получит детские билеты, за которые его могут потом оштрафовать на крупную сумму. Цена десяти "взрослых" билетов сегодня тринадцать евро семьдесят центов, "детских" – вдвое дешевле, посчитайте навар "добровольного помощника" сами.

  Наконец Вы подходите к турникету и вкладываете в приёмную щель свой билетик. Он стремительно скрывается в аппарате и почти мгновенно выскакивает вверху в полуметре от Вас. Вы вынимаете свой билет – в это время турникет (или дверцы, или и то и другое вместе) открываются.
 
  Билет надо хранить не только для контроля, но и для того, чтобы выйти из подземки – на большинстве выходов билет вставляют в такой же автомат. По крайней мере, из  RER без билета не выйти (конечно, можно попробовать перелезть, или, наоборот, проползти).

  Вернёмся чуть назад. Когда Вы вытащили билет, проходя через турникет входа, на нём уже  пропечатаны специальные отметки. На моём снимке на них указывают стрелки. Без этих отметок билет недействителен – на снимке рядом чистый новый билет (ведь проскочить в метро можно и прижавшись к тому, кто входит с билетом).

  Перейти с линии метро на линию RER можно с тем же билетом, с которым Вы уже проехали в метро. Его надо точно так же, как новый,  вставить в приёмник турникета.

  В поездах RER для открывания дверей надо нажать зелёную кнопку!

  Теперь об опасностях. Говорят и пишут, что в Париже масса карманных воров. Воров я не видел. Только воровок. Но в больших количествах. И хорошо, если найдётся смелый человек, который этой воровке не даст Вас обчистить.

  Лично мне очень повезло. Даже не знаю, как выразить свою признательность смелой женщине по имени Дина – вот её фотография вверху моей иллюстрации.

  Дина не побоялась схватить за руку воровку, вытаскивавшую из моего – очень надёжного, как думалось – кармана всю мою наличность. Если бы не Дина, то даже трудно себе представить, чем бы закончилась эта моя поездка в Париж. А смелой её называю, потому что нынешние парижские карманники (а ещё чаще – "гастролёры") действуют наглыми шайками, связываться с которыми совсем не безопасно. Тем более, что Дина сделала это для малознакомого ей человека.

  Ещё раз, огромное спасибо, Дина!

  А в тот раз отпущенная Диной воровка тут же полезла в карман другого гостя Парижа. Правда, в тот день ей и там не обломилось.

  Так что, уважаемые читатели, главное в парижской подземке - это  беречь содержимое своих карманов!

  Ведь трудно рассчитывать, что рядом окажется Дина, которая не побоится сделать это за Вас!