Интервью, которого никогда не будет

Елизавета Юдина
В моей журналистской практике бывали очень приятные моменты: мне выпадало сделать интервью с актерами, известными и не очень…, но вот одного интервью никогда уже не будет… Интервью с Олегом Ивановичем Далем… Его не стало в 81-м, мне тогда было десять…

Сразу оговорюсь, я не театральный и не кинокритик, я обычный журналист, который пишет обо всем… Такая уж у нас (у большинства) провинциальных журналюг  судьба – дали задание – пиши! И тут не до вдохновений, творческих полетов и прочего, и прочего…, но, иногда, так хочется о чем-то «своем» написать… Коллеги меня поймут…

Так вот…  Эдвард Радзинский сказал про Даля, что он был болен «манией совершенства»…, в профессии…

Прекрасно помню свое первое впечатление. Я услышала голос, точнее, песню в исполнении Даля. Был такой фильм «Вариант «Омега», где Даль, помимо того, что играл главного героя,  еще и пел за кадром. Фильм я увидела позже, но в тот день  - 9 Мая, и по радио передавали песни на тему…
 
- Где он, этот день? …

Бывает же так, что первая строчка парализует, забываешь, что делал, о чем думал, хочется слушать, слышать, ловишь слова, интонации.

Со мной случалось такое, когда в доме звучали магнитофонные записи Высоцкого и Окуджавы, а тут… Вроде же не поэт, просто поет кто-то...

Я спросила отца, кто это поет, и услышала: «Олег Даль, ох, Лизка, какой это актер!»

Какой актер, я увидела примерно через неделю. По телевидению шел фильм Нины Кошеверовой «Тень».  После фильма кинулась читать Шварца, а перед глазами стоял Даль-Ученый и Даль-Тень. Я читала пьесу и слышала его голос. В десять лет не оперируешь затертыми клише: «точное попадание в героя», «актерское мастерство», «проникновение в образ»…, смотришь и не можешь отделаться от впечатления, заболеваешь, буквально…

Мама тогда сказала: «У Елизаветы появилась новая влюбленность, кроме Жана Маре…»

Какой там Жан Маре… Какая влюбленность… Романтический герой «Горбуна» и «Капитана» и в сравнение не шел с Ученым!

Обаяние, талант, голос? Не знаю… До сих пор не могу определить и понять, что именно нравится, что подкупает, почему, смотришь известную  до кадра «Хронику пикирующего бомбардировщика», «Женю, Женечку и катюшу», «Отпуск в сентябре», «В четверг и больше никогда», «Приключения принца Флоризеля» и не можешь оторваться.

Не знаю ни одной неудачной работы Олега Ивановича.

Мало сыграл, мало прожил, у всех бывают удачи и неудачи… Бывают… Только не у тех, кто болен «манией совершенства», когда требовательность к себе, партнерам, режиссеру, костюмам, мизансценам доходит до степени болезненности.

Про Олега Ивановича говорили, что он требовал безупречности, гениальности от всех,  от себя, в первую очередь. Поэтому и не было неудач…

Было другое. Непонимание, отторжение, зависть…, но об этом не мне судить. Даже и близкие люди порой ошибаются, ошибаются коллеги по цеху, режиссеры… Я зритель, а зритель прав, когда влюбляется в героя, пусть и в отрицательного… Если влюбился зритель, значит, все правильно, все совершенно…

И все-таки я никогда не задам ему вопросов, на которые так хотела бы получить ответ:

- Олег Иванович, как Вы относитесь к тому, что происходит в современном театре и кино? К потере профессионализма ради спецэффектов, популярности, самореализации за счет искажения сюжета пьесы или любого произведения, по которому ставится фильм или спектакль?

- Как Вы думаете, русский театр умер, или только тяжело болен?

Трудно представить Даля в современном театральном и кино-пространстве…, очень трудно.

Возможно, я не права, но почему-то мне кажется, что сейчас Даль снимался в кино и играл в театре еще реже, чем тогда в 70-е-80-е… Конечно, времена не выбирают…, но:

- Мы уходим. Закрой за нами.
Хлопнув дверью, погасишь свет.
Мы вдвоем под тремя зонтами
- ничего тут такого нет.

И уже ничего не будет, только дождь и вода, вода...
Сверху падая, странные люди бьются в край моего зонта.

Мы идем и не слышим криков: голоса - но без слов и фраз.
Миллион прыгунов безликих с поднебесья летит на нас,
разбиваясь соленой брызгой о булыжник или траву.
Что, желаньем прыжок  их вызван разобраться «по существу»?
Или им не сиделось дома?
Или думали, что спасут?
Или, может быть, сверху догма, что внизу терпеливо ждут?

Чтоб понять, меняться местами – не хочу.
Меня Здесь ты  ждешь…

Мы вдвоем под тремя зонтами постепенно уходим в дождь.
 
В статье использованы стихи Андрея Кузнецова. (http://vk.com/topic-24060270_23979674)