8 школьные годы

Майя Стриганова
                Когда  мой  папа  вернулся  с  фронта,  мне  было   три  года,  но  я  помню  ,  как  чужой  мне  дядька  посадил  меня  на  колени  и  мама  сказала :  «Это  твой  папа»,  но  я  не  поверила,  потому  что  мне  каждый  день  говорили,  что  мой  папа  приедет  завтра.  Папа  подарил  мне  красивую  куклу,  и  я  поверила,  что  наконец  мой  папа  приехал.   Это  было  в  маленьком  городе  Атбасар,  Казахстан.     Папа  увёз  нас   на  Украину  в  город  Винница.  Это  был  прекрасный  город,  утопающий  в  зелени  и  цветах ,  среди  которых  стояли  мрачные,  тоскливые  осколки  домов  без  окон  и  крыш.  Там  вскоре  родилась  моя  сестра  Наташа,  вечно  орущая  и  капризная.

                Помню,  как  быстро  восстанавливались  дома  и  людей  переселяли  из  подвалов.  Детские  дома  были  полны  сиротами  и  редко  в  какой  семье  был  отец.   Дети  завидовали  мне,  что  у  меня  есть  папа,  а  я  многим,  что  у  них  есть  бабушка,  дедушка.  Моих   фашисты  всех  расстреляли.

                Помню,  как  народ  обливался  слезами,  умер  Сталин,  которому  они  верили  и  любили.  Что  же  будет  с  нашей  страной?  Через  тридцать  лет  наша  страна  вконец  развалилась. 

                Когда  мне  было  лет  десять,  папа,  мама  и  сестра  уехали  в  Свердловскую  область  в  небольшой  город  Артёмовский,  оставив  меня  на  попечение  маминой  сестры,  семья  которой  поселилась  в  нашей  квартире.  Мне  хорошо  и  спокойно  жилось  с  тётей. Её  дочка  родила  девочку  Валентину,  с  которой  я  нянчилась.  Им  надо  было,  чтоб  я  быстрее  уехала  и  они  постоянно  жалели  меня,  что  я  при  живых  родителях  живу  сиротой.  И  я  написала  маме,  что  хочу  жить  в  своей  семье,  что  они  сделали  меня  сиротой.

                Когда я  заканчивала  8  класс,  папа  приехал  за  мной.   В  Свердловске  мы  пересели  в  поезд,  который  повёз  нас  в  Артёмовский. Для  меня  это  был  стресс.  Вагон  вонючий,  мат  пьяных  мужиков.  Я  лежала  на  верхней  полке  и  плакала.  Я  хотела  назад  в  Винницу,  я  жалела,  что  согласилась  ехать  к  родителям,  я  с  ужасом  понимала,  что  с  такими  людьми  мне  придётся  жить.

                В  классе  появилась  новенькая  с  длинными  косами,  юбкой  чуть  ниже  колен,  городская  интеллигентная  девочка  по  сравнению  со  всеми  -  белая  ворона.  Это  я.  Я  никак  не  могла  адаптироваться.  Все  курносые,  окают,  девчонки  прыгают  на  мальчишек,  бьют  друг  друга  книгами  по  головам.   То,  что  они  учили  сейчас,  я  давно  уже  знала,  и,  когда  учителя  задавали  вопросы,  поднимала  руку,  пока  меня  ни  зажали  в  углу  и  провели  со  мной  профилактику  поведения  в  их  обществе.  Я  приняла  их  правила ,  обзавелась  подружками.
 
                В  сентябре  наш  учебный  год  начинался  с  поездки  «на  картошку»   в  деревню.   Брали  с  собой  одеяла,  наволочки  набивали  соломой  и  спали  на  соломе  в   каком – нибудь  старом  холодном  бараке. Топили  стационарную  печку,  чтоб  обогреться  и  просушить  сырые  от  дождей  вещи.  Выбирали  поваров,  остальных  с  вёдрами  грузили  на  открытые  грузовики  и  везли  на  картофельные  поля.   Всех  ставили  на  грядки  по  двое  -  и  вперёд  с  песней.  Со  мной  никто  не  хотел   вставать  на  грядку,  все  привыкшие,  у  каждого  свои  огороды,  а  я  впервые  увидела,  как  растёт  картошка.   Я  каждую  картошку  брала  в  руки,  очищала  от  грязи,  ползая  на  коленках.  А  ребята  обгоняли  меня  и  сбрасывали  на  мою  грядку  половину  картошки,  бегом  кончали  работу,  жгли  костёр,  пекли  картошку,  а  я  ползком  продолжала  трудится,  пока  ни  приезжал  за  нами  грузовик.  Я  уставала  ужасно,  но  вечером  мы  заводили  с  деревенскими  танцы – манцы,  игры,  смех ,  песни.  И  у  меня  открывалось  второе  дыхание.  Очень  приятные  воспоминания.

                Все  в  классе  были  комсомольцы,  а  я  избегала  этого,  не  хотела  связывать  себя  обязательствами,  мне  маминого  диктата  хватало  с  лихвой.   Но  я,  оказывается ,  позорю  класс,  одна  выделяюсь,  и  мне  пришлось  вступать  в  этот  комсомол.  Но  за  билетом  в  горком  я  так  и  не  пошла.  Так  и  осталась  белой  вороной. 

                Я  писала  стихи,  прозу   и  только  этим  выделялась  от  остальных.  Мои  классные  сочинения  читали  перед  классом,  как  пример,  а  писала  я  всегда  на  "вольную"  тему,  я  мечтала  заниматься  этим,  но  мама  была  категорически  против,  не  пойму  до  сих  пор  -  почему.  Она  считала  моё  увлечение  глупостью,  сжигала  мои  рукописи,  очевидно,  она  считала  меня  глупой,  не  способной  ни  к  чему.  После  окончания  школы,  мне  нужен  был  год,  чтоб  подготовить  текст  к  творческому  экзамену ,  но  чтоб  угодить  ей,  я  подала  документы  в  химико-технологический  техникум,  как  она  велела.   Я   надеялась,   что   не   пройду,   так   как   в   тот   год   только  10%   принимали  выпускников  без  стажа  работы.  Химию  я  терпеть  не  могу,  с  трудом  закончила,  несколько  раз  пытаясь  бросить,   и  до  сих  пор  не  могу  себе  простить,  что  не  смогла  пойти  поперёк  матери.

                Юность  свою  я  вспоминаю  с  большой  грустью.  Мама  меня  откровенно  не  любила,  унижала.  Всё  что  я  ни  делала,  всё  было  неправильно,  глупо.  Любую  подружку  она  ставила  в  пример  и  прямо  при  ней  оскорбляла  меня.  Я  с  детства  решила,  что  я  ей  не  родная  дочка,  поэтому  у  ней  нет  жалости  ко  мне, и  сплошные  наказания,  моральные  и  физические.
 
                Когда  я  окончила  этот  дурацкий  техникум,  встал  вопрос  ехать  по  распределению  работать.  В  Советском  Союзе  каждый  выпускник  учебного  заведения  направлялся  по  распределению   на  предприятие  по  усмотрению  деканата.  И  тут  оказалось  место  в  Узбекистан.  Я  так  обрадовалась  возможности  уехать  подальше.  Так  я  оказалась  в  Самарканде,  чудесном  восточном  городе.

                Самарканд  для  меня  оказался,  как  заграница.  Там  была  совсем  другая  жизнь,  многонациональный  город  со  своими  законами,  со  своим  укладом.  Люди  ко  мне  относились  по-доброму.   Отрезок  жизни,  который  я  прожила  в  Самарканде,  был  самым  счастливым  в  моей  жизни.   Восточные  базары,  всё  дёшево,  восточная  кухня,  красивые  люди,  такие  разные,  но  добрые  друг  другу.