Ностальгия. К великому Талю. Виртуально

Эмма Брамник-Вульфсон
  В гости  к великому Талю. Виртуально...

...Рига,улица Крышьяна Вальдемара,34. На бронзовой мемориальной доске  у входа в парадное надпись:»Здесь жил Михаил Таль, восьмой шахматный король мира».

«Скоро эта квартира  станет музеем,шахматным клубом,местом встреч людей разных стран,для которых дорого понятие «Шахматы и»  и имя  Михаил Таль»,- говороилось  в апреле 1995 года на пресс-конференции Мемориала памяти Михаила Таля  в Риге.

Однако мечте не суждено было сбыться. Квартира-музей доживала  в этом доме последние дни- у дома нашелся хозяин ,американец,и очень скоро  экспонатам музея предстояло великое переселение (в уже независимой Латвии был принят закон о возвращении частной собстенности).

Обустроить квартиру –музей Таля в другом месте было бы не очень просто, Но эта ситуация волновала в Латвии только почитателей гения и шахмат.Не возыимел воздействия  и горячий призыв известных  общественных деятелей к властям спасти ситуацию,  найти средства  для выкупа  квартиры у хозяина дома.

...С трепетом  и волнением  поднимаюсь по лестнице, чтобы успеть  побывать у него в гостях.Запечатлеть уникальные экспонаты  и уголки квартиры,где еще витает дух Таля.Гидом стал главный хранитель  еще неофициального музея Вавлентин Кириллов,многолетний секундант Михаила Таля. Без него бы не  сориентироваться в том шахматном океане.

Музыка и поэзия шахмат

Мир  поэзии шахмат , как в театре,  и здесь начинается с передней,            с вешалки. На крючке у зеркала –кепка с шахматной короной,будто ее хозяин только что вернулся домой.

Всюду плакаты,брошюры, альбомы, каталоги. Конечно, все  с шахматной символикой.

Посреди большого зала-рояль »Эстония»,купленный папой для дочери Жанны, а рядом, у стены-старинное  пианино   еще  с бронзовым модератором , на котором часто наигрывал сам папа Миша.

 На стенах-портреты Таля, дружеские шаржи местных настоящих и будущих классиков и  знаменитостей- Артура Никитина,Лео Кокле, Галины Сатониновой-и авторские  афиши на шахматные темы. Подшивки шахматных журналов , которые он  редактировал,с его интервью и репортажи  с мировых шахматных сражений.
Каких  только нет здесь шахмат! Из дерева и кости , металлов , магнитных,настольных, карманных...Вот на шахматной доске  выстроились  друг против друга красочное войско- шахматная Хохлома против Палеха. На других полях дружелюбно улыбаются друг другу «узбеки» и « казахи».

И кубки, кубки,кубки-несметное количество . На шкафу огромный кубок  в виде  сосуда для приготовления горячего глинтвейна-это кубок-термос  из Рио-де-Жанейро,1987 год. Кубок-чернильница-намек  на то,что Таль был и блестящим журналистом.

В столовой со старинной мебелью снова шахматные коллекции-тарелки,настенные барельефы из разных уголков мира. В соседней комнате на камине-серебрыный клинок в серебряных ножнах, на которых выгравирована шахматная корона, подарок знаменитых кубачинских мастеров.

В будущем музее планировалась  комната для гостей,гнде бы они могли сыграть  партию за столиком ,за  которым  играл сам Таль. И столик, и шахматные фигуры, и часы –из Варезе, городка в Северной Италии,где проходил  памятный  матч-турнир  Портиш-Петросян-Таль. После турнира  хозяева  упросили Мишу взять весь  этот набор на память.

На одной из полок колоритная  мини-скульптура типичного еврея в черном длиннополом пальто и шляпе, с зеленым зонтиком под мышкой,человека задумчивого ,размышляющего,похожего на самого Таля. К сожалению, на статуэтке нет имени автора. Возможно, это подарок  близкого человека , чья подпись или автограф  были излишни. Еще одна загадка времени...

Валентин Кириллов работает здесь над архивом, а также четырехтомником  воспоминаний  о Тале. На одном из столиков  и на рояле папки готовых страниц рукописм. Уже готов  третий том .»Это издание, если оно состоится, задумано  для помощи  семье Таля ,-говорит Валентин.-Семья Миши доверяет мне , ведь мы дружим десятки лет». Валентин подходит  к одному из буфетов и достает ключ: «Этот ключ еще  от одного дома Талей-от квартиры семьи Миши, которая живет в Германии. Я бываю там  довольно часто. Вот и недавно побывал там,когда возвращался с турнира  в Италии».

Мой репортаж 1995 года из квартиры гения заканчивался так: «Экскурсия закончена,а вопрос о квартире-музее М.Таля еще открыт».
Музей не состоялся. Не спасло и обращение-призыв  известных общественных деятелей изменить  ход событий.

С фасада дома исчезла даже бронзовая табличка памяти короля- вместо нее здесь давно красуется вывеска  очень богатой коммерческой фирмы.

Участники Мемориала Михаила Таля  1995 года , и я вслед за ними,оказались слишком оптимистичны:вопрос о квартире-музее великого шахматного гения  и романтика  давно закрыт, причем со знаком минус. А теперь ставшие буквально антикварными  и уникальными экспонаты  так и не сосзданного музея хранятся  в квартирах шахматистов-друзей и учеников.

В Верманском   городском  парке  на средства местных меценатов  сооружен памятник Талю.Вот если бы этот вклад  они сделали  тогда, в 90-х. Выкупить квартиру  для музея обошлось бы  в несколько раз дешевле...
Музей памяти гения в Латвии не актуален.



На снимке-подарок итальянских почитателей Михаила Таля.
 
На ссылке кадры по теме.


Наведите на ссылку,когда она станет красной, нажмите на нее.Откроется сайт
Shutterfly по теме.
Если ссылка не»покраснеет» до конца строчки,  то  скопируйте всю строку  и вставьте ее  в  строку, в которую  обычно пишите  адрес  сайта.