12. Рыбаки и золотая рыбка

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2014/05/19/2057

Топить беспощадно

Часть 12. Рыбаки и золотая рыбка

Англичане оказались невероятно везучими в части добычи шифров. 17-го октября 1914 отряд кораблей английского флота под командой капитана 1 ранга Сесила Фокса встретился с германскими эсминцами, которые направлялись для минной постановки.

 Германскую полуфлотилию эсминцев, под командованием капитана 3 ранга Тиле, собрали из самого ветхого старья на флоте, которым не жалко было пожертвовать,  ввиду опасности предстоящего задания. Перед выходом в море всем экипажам разъяснили суть задания. Все вызвались быть добровольцами.

 А суть заключалась в том, что им предстояло установить мины в Даунсе, проходе, ведущему из Дувра к Темзе. Задание, прямо скажем, для смертников. 

Скорее всего, англичане, благодаря труженикам комнаты 40, об этом уже знали. Во всяком случае, когда германские эсминцы ещё до рассвета вышли из устья реки Эмс, в пятнадцати милях от запада острова Тексель их поджидали английский лёгкий крейсер и четыре новейших эскадренных миноносца. Скрыться было невозможно. Немцы приняли бой.

 Несмотря на превосходство англичан в артиллерии и количестве кораблей,  они сражались, пока все их четыре эсминца, S115, S117, S118 и S119, не отправились на дно Северного моря.

У немцев погибли свыше двухсот моряков. Тридцать одного человека англичане подобрали из воды. Один из пленных офицеров умер от ран, и двух германских моряков позже подобрало нейтральное судно. Когда эсминец S119 стал тонуть, старший офицер корабля, действуя по инструкции, уложил все секретные документы в ящик со свинцовым грузом и сбросил его за борт.

В первые дни войны ещё действовали какие-то отголоски рыцарства. Тогда безобидные рыбачьи суда не топили, и не расстреливали из пулемётов, как это было во время второй мировой войны. Тем не менее, всякое могло случиться. Но, несмотря на опасность, траулеры выходили в море на ловлю рыбы, хотя немцы уже начали топить рыболовные суда англичан, подозревая, что они взаимодействуют с подводными лодками.

30-го октября британский траулер ловил рыбу у острова Тексель. И надо же такому случиться, что его донный трал зацепил тот самый ящик с эсминца S119. Уже 2 декабря все документы находились на столах в комнате 40. К неописуемой радости дешифровщиков среди важнейших документов оказалась последняя недостающая книга кодов «Verkehrsbuch».

Теперь морской министр Уинстон Черчилль и новый первый морской лорд Адмиралтейства адмирал Фишер получали всю оперативную информацию германского флота. Англичане, как зеницу ока берегли тайну своего сокровища. Черчилль запретил снимать копии с расшифрованных германских радиограмм. Их содержание сообщалось только высшему военно-морскому командованию.

История комнаты 40, без сомнения, очень интересная. На столе у меня лежит толстая книга, которая так и называется «Room 40  British Naval Intelligence 1914-1918» («Комната 40  Британская военно-морская разведка»).

 Но тема моего очерка все, же другая, поэтому приходится с сожалением отодвинуть в сторону и эту, и другие книги, посвящённые военно-морской разведке в первую мировую войну.
 
В начале войны, когда большие надводные корабли Англии и Германии в основном находились в своих базах, действовали подводные лодки, на которых адмиралы, что с одной, что с другой стороны, великих надежд не возлагали.

 К приятному удивлению германского военно-морского командования, и неприятному – английского, германские подводные лодки достигли больших успехов уже в первые недели войны.

Немецкий адмирал Шеер в своих воспоминаниях писал, что «…от подводных лодок требовали наступательных действий только в том случае, «если это возможно». Боевые успехи подводных лодок далеко превзошли все ожидания благодаря тому, что их начальники не отступали перед тяжёлыми заданиями, а командиры и команды, обуреваемые жаждой боевой деятельности, по собственной инициативе, делали больше, чем от них требовалось».

Но, подобное могли сказать о своих подводниках и англичане. Первые дальние походы германских подводных лодок показали, что они могут находиться в море дольше эсминцев, у которых были ограниченные запасы топлива. В свою очередь, большие корабли не могли рисковать, выходя в море без прикрытия малыми кораблями, теми же эсминцами.

Из орудия обороны, каким ранее считались подводные лодки, они стали орудием нападения, причём дальнего действия. Но это качество проявилось только благодаря невероятным лишениям, которые приходилось переносить их экипажам.

Во время войны только высокий моральный дух помогал выдерживать условия существования людей на подводных лодках. Это утверждение можно распространить на подводников всех стран, участвовавших в первой мировой войне.

В этом очерке я не описываю бои надводных кораблей, поскольку нас интересуют подводные лодки. Участие подводных лодок в операциях совместно с большими кораблями больших успехов не принесло.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/05/24/1842

Бой у острова Тексель