Самара. Дом на Краснодонской улице

Татиана Рет
       (Из повести «Никто тебя не любит так, как я»)
     Самара, куда перевели папу служить большой промышленный город на  реке Волга.
     Город встретил нас с распростертыми объятиями. Нам выделили жилплощадь в трехэтажном доме на Краснодонской улице.
     Дом был трехподъездный с огромным зеленым двором. Около подъездов лавочки, на зеленом ковре благоустроенная детская площадка.Заселен дом  семьями рабочих и служащих легендарного авиационного завода, а также семьями военнослужащих.    
     Несмотря на то, что в доме только двадцать семь квартир, народу было предостаточно. Ведь в каждой квартире находилось по две-три семьи, в зависимости от комнат. И почти в каждой семье детей было не менее двух.
У нас было две комнаты в коммунальной квартире.
    Комнаты, хотя и на первом этаже, но большие, светлые, просторные, с огромными окнами.
    Соседями по коммуналке являлась семья папиного сослуживца. Они помогали наладить нам быт: советовали где купить мебель, посуду, предметы хозяйственного обихода. Потом так к нам привыкли, что стали жить одной семьей. Мамы по очереди готовили еду и за столом всегда собиралась куча народа, как на праздниках. А когда наши соседи съезжали, то тетя Галя плакала навзрыд, так ей не хотелось с нами расставаться. Но труба зовет, солдаты - в поход, их переводили на новое место службы.
    Мы с сестрой быстро освоились на новом месте. Появились друзья-сверстники. Мальчики и девочки играли вместе. С утра до вечера во дворе дома звучал веселый детский смех. Ребятня нашего дома была самая доброжелательная и дружелюбная. Если и ссорились, то по пустякам и тут же мирились.
    В доме имелась и «своя знаменитость» - Валя дурачок.
Это был мужчина сорока лет с умом трехлетнего ребенка. Безобидный, вечно улыбающийся толстяк. Ежедневно сидел на лавочке и развлекал старушек своими детскими фантазиями. Иногда с матерью ходил в магазин и оттуда приносил мешочек подарков, которым хвалился перед нами. Его многие продавцы знали, жалели и угощали разными сладостями. Он любил смотреть, как дети развлекались, играя в игры или пряча  в земле «секреты». «Секрет» представлял из себя фантик от конфет под стеклышком от разбитой бутылки.
     Мы по - детски  гордились, что  в доме живет дурачок, а в других домах  такого, вот, нет. Из других дворов приходили ребята, чтоб на него посмотреть. Никто и никогда над ним не издевался. В нашем доме не было извергов и садистов, способных глумиться над убогим.
    Когда Валя-дурачок неожиданно пропал, все взрослые и дети переживали, что он, наверное, заблудился и не может найти дорогу домой. Старушка-мать обращалась в милицию и они обещали помочь найти. Но проходили дни, а толку не было.Случайно, в электричке на него наткнулся сосед и привез домой. Его появлению в доме обрадовались. Как потом оказалось, Валю выкрали квартирные воры. Обманом заставили уйти с ними, привезли в другой район города и взяли в «дело». Однако, пользы от него им было никакой, потому что он вел себя как малыш, расплакался и просился домой. Жулики бросили его на окраине города. Валя бродил по улицам голодный, обросший, грязный и плачущий. От него все шарахались, потому что не догадывались о его состоянии. Где он только не ночевал, а ел из помойки. Еще долго Валя-дурачок рассказывал нам о своем приключении.
  Многие дети нашего дома занимались в кружках или имели какие-нибудь увлечения.
Галя Бакулина, Люся Панина, Галка Никитина, Олег Павлюченко, Колька и Славка Ивановы - «Артисты" дворового театра, который организовала, живущая в нашем доме, пенсионерка Марьян Ханум.
Галя Киселева увлекалась спортом. Ее сестра Тома занималась в акробатическом кружке в Доме Культуры «Родина».
Толька Турапин  учился игре на фортепьяно. Этот юный «Пианист» был редкий гость во дворе, потому что целыми днями трынчал в своей комнате, разучивая гаммы.
Мы быстро освоили все дворовые игры от песочных куличей до тенниса, поэтому дни и вечера проходили дружно и весело. Особенно пользовались успехом: скакалка, мячик, классики.
Кривоногая Танька Труфанова  была "Королевой скакалки". Лучше и дольше нее никто не умел прыгать. Когда играли в "Матки и гусятки" Танька гусенком выбирала меня, потому что я ее никогда не подводила, прыгала почти также как она.
Валька Кривошеева, сестры Терниковы, Татьяны Чудинова и Панкратова, — абсолютные чемпионки по «Классикам» и «Мячикам».
Тихоня Лидка Искорнева любительница игры в «Дочки-матери».
Людка и Витька Мурзиновы- главные «сорвиголовы» двора, никого и ничего не боялись и были заводилами игр «Раскуйте! Кого?» «А мы просо сеяли...», «Я монах, в синих штанах...»
Многие мальчишки имели свои знаки отличия.
Алька Никитин, миловидный и скромный мальчик был «кумиром» для девочек - ровесниц. Мы с Томкой его просто обожали.
 Юрка Перебейнос- «ходячий неудачник», вечно попадающий в истории. 
Юрка Бурцев, сын продавщицы кулинарии, особенно был в почете у сластен, потому что часто угощал «списанными» пирожными.
«Пушка-Пешка» -темнокожий мальчик, с шевелюрой из мелких кудряшек  был похож на негритенка.
Борька Данилюк, Мишка Кузнецов и Сережка Леонов - дворовые «интеллигенты». Они были несколько старше нас, держались обособлено и редко принимали участие в коллективных играх.
     Но всех детей нашего двора объединяла любовь к вяленой сушеной рыбе. В соседнем доме был магазин «Рыбный», где постоянно продавали воблу и другую таранку. Мы закупали сушеную рыбу целыми сетками. В день удачного «улова» собирались на лавочках, лакомились рыбкой и делились мечтами и новостями, по- детски смешными и забавными.
                (Продолжение следует)

http://www.proza.ru/2014/05/23/92