Первые гастроли Ефрема Амирамова

Алифтина Павловна Попова
Сначала я по радио услышала песню Ефрема Амирамова – «Молодая». Потом увидела его пару раз по телевидению. Ефрем с гитарой в руках пел эту песню, а рядом стояли ещё два парня перед открытым окном дома. Красивая девушка закрыла окно, не дослушав песню до конца. Ей была адресована эта песня, – я так думаю. Исполнителем песни был мужчина невысокого роста. Седой волос уходил волной в сторону. Это говорит о том, что когда-то   мужчина был с пышной волной кудрявых волос.

Обратила внимание на то, как перед началом исполнения артист проделал странный жест плечами, как будто они вздрогнули. И это движение показалось мне знакомым, но вспомнить не смогла, где я это уже видела. Несколько лет прошло после этого клипа?! Как-то  проснулась  среди ночи. И мой мозг выдал сразу давно забытую информацию, связанную со школьными годами  Ефрема Амирамова. Я вспомнила его жест, движение плечами и самого артиста в те годы, когда он был ещё подростком.

Это было в 1970 году. В конце декабря приехали с концертом в нашу школу артисты – школьники из Нальчика. Примечательно было то, что это были восьмиклассники: четыре мальчика и пять девочек. Все были невысокого роста, но – очень подвижные.
 «Наша школа взяла шефство над Вашей школой. Мы приехали к Вам с концертом, посвящённому приближающемуся Новому году», –  сказал  кудрявый мальчик  директору о цели  приезда группы ребят.
– А где ваш учитель? С кем вы приехали?
 – У него уроки. Мы сами организовались и приехали из Нальчика в автобусе до Баксана. Потом ехали сюда двенадцать километров в кузове на попутной машине.
У меня был урок рисования в просторном классе, поэтому директор сказал мне: «Пусть ребята выступят во время твоего урока. Пригласите восьмой класс!»
Парты сдвинули в сторону, там лежала одежда артистов. У стены, против окон, ребята организовали место для сцены. Артисты начали прихорашиваться: девочки пудрили носы и красили губы – в одном углу. Это была их открытая гримёрная, а мальчики причесывали и приглаживали непокорный кудрявый волос в другом углу. Отсюда же они выходили на сцену. Все много суетились, перепирались. Ну, ребятня, что с них возьмёшь. Мои ученики и восьмой класс вместе с Александрой Алексеевной  столпились у доски.

 При проведении концерта взял на себя всю организаторскую работу черноглазый мальчик с чёрной копной кудрявых волос. Все называли его – Фима. Он же был ведущим и объявлял номера художественной самодеятельности. Мальчики играли на аккордеоне, гитаре, а пели все прекрасно. Зрители аплодировали, не жалея ладошек. Аккордеон-то наши ребятишки – кабардинцы не видели ещё. Телевизор в доме был редкостью в то время.

Среди всех артистов выделялся Фима. Он пел и играл прекрасно, но перед началом выступления обязательно вздрагивали у него плечи. Я смотрела на него и думала о том, что со временем из этого парня получится прекрасный артист. Я его обязательно узнаю, когда увижу спустя годы по жесту плечами, но и по имени. Фима – редкое имя, я его не забуду.

Во время перемены артисты сделали перерыв. Шумно было в коридоре, дети заглядывали в класс.  Девочки – артистки суетились в своём углу, просили подругу Фимы сказать ему, чтобы он исполнил на аккордеоне «Семь сорок». А та не хотела этого делать, ещё и выражала недовольство, сердилась, что сюда приехали. «Как обратно будем добираться? Опять на попутной машине? Когда пойдёт проходящий автобус, мы не знаем? – возмущалась девочка. – Лучше бы у себя, в школе, репетировали». «Какая разница, где мы проведём генеральную репетицию, в нашей школе или сейчас? Здесь уже и зрители есть. И дома уже смелее будем выступать перед старшеклассниками», – говорили девочки, не обращая внимания на всех присутствующих.

Это, оказывается, была у них генеральная репетиция с первым выездом за пределы Нальчика. Звонок прозвенел на урок, и концерт продолжился. Ребята пели  песни собственного сочинения. По очереди исполняли музыкальные произведения на гитаре, аккордеоне. Девочки же кричали из своего угла: «Фима, сыграй «Семь сорок»! Ну,  сыграй!» «Потом, потом», – отмахивался от них Фима. Уже в самом конце он поблагодарил отзывчивых зрителей за тёплый приём. Он пригласил всех присутствующих в свою школу на Новогодний праздник, назвал день и час. А концерт он закончил игрой на аккордеоне. Сыграл, наконец, «Семь сорок», сорвал бурные аплодисменты. Гостей проводили толпой за ворота школы. Они пошли к автобусной остановке ожидать проходящий автобус из Пятигорска.

Приглашение мы приняли. И вот, все  принарядились, в назначенный день и час приехали в Нальчик в кузове совхозной грузовой машины, покрытой сверху брезентом. Когда нашли названную школу, там была только техничка. Она и сказала нам о том, что у ёлки встретили дети Новый год вчера. Следы прошедшего праздника были видны уже в школьном дворе. Школа находилась в районе компактного проживания евреев, там и учились их дети. На этом деятельность наших «шефов» закончилась. Мы не огорчились, а поехали в кинотеатр и посмотрели там хороший фильм.

С тех пор прошло около пятидесяти лет, когда я решила узнать, кто исполнял песню «Молодая». Оказалось, что Фима, давно уже не Фима. Информации  в Интернете много, но я напишу кратко. Амирамов Ефрем Григорьевич - поэт, композитор. Народный артист Кабардино-Балкарии и Ингушетии. Кавалер ордена «Служение Искусству». Кавалер ордена «Слава Нации». В 2004 году признан легендой шансона по версии радио «Шансон». Родился 11 апреля 1956 года в городе Нальчике (республика Кабардино-Балкария). По национальности – горский еврей.

1 сентября 2009 года на торжественном концерте в завершении празднования Дня государственности Кабардино-Балкарии, президент республики Арсен Каноков объявил о своем решении присвоить Ефрему Амирамову звание Народный артист Кабардино-Балкарской Республики. Удостоверение и значок вручил артисту А. Каноков в сопровождении Председателя Правительства КБР Александра Меркулова. Ефрем жил в Москве, давал концерты и работал над новым проектом «Созвездие Отечественной Культуры».

Оказалось, что моё предсказание, в плане становления Фимы, как хорошего артиста, сбылось. Это я определила, когда в нашей школе прошли первые гастроли группы  «Джины», которую уже в седьмом классе организовал с одноклассниками Фима. Талант проявился с детских лет у этого артиста.

Как-то я ехала с мужем в легковом автомобиле, услышала по радио выступление  Иосифа Кобзона. Нам удалось услышать только часть его интервью. Он рассказывал о творчестве Ефрема  Амирамова, говорил о том, что единственный клип с песней «Молодая» был записан  и показан по ТВ. Это стоило больших денег Иосифу Кобзону, так как он нанял музыкантов для того, чтобы записать ещё и другие песни Ефрема Амирамова  для  диска. Эта запись тоже стоила больших денег. В общем, потратился хорошо Иосиф Кобзон, как я поняла. Честь ему и хвала! Известный артист Иосиф Кобзон рассказывал с большой грустью об Ефреме Амирамове, говорил с сожалением.

В киоске мне попалась на глаза кассета с записью песен Ефрема Амирамова. Я её купила и прослушала дома. Там есть «Молодая», но остальные песни содержат тюремную тематику. Грустные песни, просто вытягивают душу. Есть песня о том, как через окурок в зоне, парень заразился. Я подумала, что это был Ефрем, умер там, поэтому и грустные нотки  были в голосе у Кобзона. С другой стороны, родственники Фимы говорили о том, что он в тюрьме не был, а песни сочинял по мотивам жизни своих бывших друзей по детству, проживавших в Нальчике.
Интересно было бы узнать, помнит ли сам Ефрем Амирамов свои первые гастроли, проходившие в небольшом кабардинском селе, под  названием Куба-Таба. Написала эти воспоминания об артисте на память для себя и для читателей из его фанатов.

Фото из Интернета: Ефрем Амирамов.