Девочка с соседнего участка,

Леонид Патракеев
    В летний полдень в беседке было прохладно. Я открыл бутылку пива, налил его в кружку и вдруг услышал легкий стук, доносившийся с соседнего участка. Встав со стула, я подошел к забору. Через щель между досками на меня внимательно смотрела светловолосая девочка лет четырех.

-Привет,- сказал я.
- Привет,- отозвалась девочка и вдруг спросила,- ты чего такой довольный? 
Оторопев на миг от такого вопроса, я рассмеялся.
- И ничего смешного,- строго посмотрела она на меня.
- Конечно, ничего смешного,- согласился я, и попытался объяснить, что недавно приехал с рыбалки, где  поймал много рыбы и что выпить пиво в жаркий день очень приятно.
-Ты довольный, потому что поймал рыбу или выпил пиво?- стала уточнять девочка.
-Ну, наверное, и потому и по- другому,- сказал я.
 -Она некоторое время помолчала, думая над моим ответом, но тут увидела газонокосилку, стоявшую у беседки.
-Это что?- тут же последовал вопрос.
Объяснив, что с помощью этого агрегата постригают траву на газонах, делая их красивыми, я показал на ту часть участка, где трава была скошена, сравнив ее с другой, еще не скошенной частью. 
А где красиво? – поинтересовалась девочка.
- Там, где пострижено,- показал я рукой.
- Но там же нет цветочков, - возразила она.
Не найдя, что сказать на этот аргумент, я решил перевести  разговор  и спросил:
-Как тебя зовут?
-Ксения,- по- взрослому ответила девочка и спросила:
-А тебя?
- Вениамин Константинович, - ответил я.
-Так длинно,- удивилась она и, подумав, поинтересовалась:
- А как тебя звали, когда ты был маленьким?
Маленьким?- несколько растерялся я,- Веней.
- Вот,- обрадовалась девочка, так лучше и продолжила,- ты здесь один живешь? 
- Нет, с женой, но она работает и приезжает поздно.

-Ксюша, где ты? – послышался голос, на крыльцо дома вышла женщина и, увидев нас, подошла. Мы поздоровались и разговорились. Оказалось, что родители Ксюши сняли эту дачу на месяц, а сами продолжали жить в городе, забирая девочку лишь на выходные.

-Пойдем, Ксюша, тебе пора кушать и спать.
Девочка пошла за няней, потом повернулась ко мне:
-Веня, я потом к тебе приду, - проговорила она и убежала в дом.

Пообедав и занявшись делами, я не заметил, как подошел вечер. Посмотрев на забор, я увидел, стоявшую за ним девочку.
-Веня, можно мне к тебе?- спросила она.
-Если няня разрешит – можно,- ответил я.
Ксюша убежала и вернулась с няней. 
- Пусть она у меня побудет,- попросил я няню, - я сейчас сниму доску в заборе, чтобы вокруг не ходить через калитку.
Няня была не против и, взяв инструмент, я быстро  сделал проход. Взрослый в него, конечно же, не пролез бы, а для девочки он был в самый раз.

 Так Ксения впервые оказалась у меня на участке. Обуви она не признавала и ходила по дорожкам босиком. Девочка прошлась по территории, зашла в беседку и взобралась на стул.
-Что будем делать?- спросила она.
-А что бы ты хотела? - поинтересовался я.
-Раскрашивать картинки.
Вспомнив, что от гостившей в прошлом году внучки осталась книжка – раскраска я сходил за ней в дом. Ксюша с увлечение начала раскрашивать картинки, заявив мне:
-Веня, ты иди.
Я продолжил заниматься делами, поглядывая на сидевшую в беседке девочку. Минут через  двадцать, Ксюша слезла со стула и, держа книжку в руках, побежала ко мне.
-Веня, посмотри, как я раскрасила!- буква «р» получалась у нее особенно звонко. Я посмотрел, краски немного наезжали друг на друга, но в целом было хорошо.
-Неплохо, - похвалил я ее.
Ксюша посмотрела на меня и ничего не сказав, отправилась к себе домой, забрав книжку с собой.

 Просыпалась она рано, и на следующее утро я услышал легкий стук в дверь.
- Проходи,- пригласил я ее,- что же ты вчера убежала?
-Ты сказал, что я плохо раскрасила.
Что ты, Ксюша, я сказал – неплохо, что значит – хорошо.
Девочка помолчала, обдумывая мои слова, потом посмотрела на меня и спросила:
-Что ты будешь делать?
-Буду ремонтировать лодку.
-Я буду тебе помогать,- тут же решила Ксюша.
-Давай,- согласился я.
Мы разложили лодку на траве, и я занялся ремонтом уключины. Девочка, стоя рядом, внимательно наблюдала за мной. Тут ее внимание привлекла большая яркая бабочка.
-Веня! Посмотри!- воскликнула она. Я посмотрел на бабочку, потом перевел взгляд на Ксюшу. Она смотрела на нее с таким восторгом, с каким, наверное, смотрит астроном на открытую вновь звезду. Бабочка уселась на куст смородины и замерла, но тут на скошенную лужайку прилетели две птицы, и девочка переключила внимание на них.

 Наблюдая за Ксюшей, я поражался, с каким восторгом и трепетом, она познавала окружающий ее мир.  Ей все было интересно.  А уж вопросы, которые она задавала, порой ставили меня в тупик. Не зная иногда, что ответить, я обещал ей, что подумаю и отвечу завтра. Ксюша воспринимала это спокойно, но о своем вопросе не забывала, и если я не отвечал и на другой день, смотрела на меня с укоризной. Вечерами мне приходилось искать ответы в интернете, чтобы не выглядеть перед девочкой неучем, и так получилось, что четырехлетний ребенок стал подталкивать к развитию взрослого человека.

Общаться с ней было очень интересно, как это не казалось странным, но сквозь любознательность ребенка в ней иногда проглядывала мудрость пожившего человека. Бывало, она замирала на месте, глядя на какую-либо вещь, словно пыталась что - то вспомнить,  уже знакомое ей когда то.  Однажды  мы сидели с ней на кухне, по телевизору шла какая - то драма, главная героиня рыдала.
-Почему она плачет?- спросила Ксюша.
-Наверное, у нее горе,- ответил я.
-А плакать то зачем, слезами горю не поможешь, - вздохнув, сказала девочка.
А как то я нечаянно обидел Ксюшу.
В тот день у нас были гости, и под вечер мужчины сидели в беседке. На крыльце появилась Ксения и, оглядев нас, спросила:
-О чем задумались, мальчики?
Гости, которым всем было за пятьдесят, дружно рассмеялись.
-И ничего смешного,- тут же отреагировала девочка. Желая показать особое расположение девочки ко мне, я стал просить ее рассказать стихотворение, как это обычно и делают взрослые, когда желают похвастаться ребенком. Ксюша, стесняясь, такого количества незнакомых людей, отказывалась, а когда мои просьбы стали слишком назойливы, она, оглядев мои дачные шорты и футболку выдала:
-Костюм надень.
У моих гостей вытянулись лица, а девочка повернулась и тихонько ушла к себе домой.

На следующее утро я ждал ее в беседке. Ксюша вышла на крыльцо, посмотрела в мою сторону, но не пошла. Я подозвал ее и попросил у нее прощения. Ксюша посмотрела на меня, улыбнулась, мы помирились и уже не ссорились.

 Большую часть дня девочка проводила со мной.  Я настолько привык к ней, что, когда ее забирали родители на выходные, не находил себе места. Незаметно она вошла в мою жизнь, по утрам я ждал топота ее босых ножек, и мне уже не хватало ее удивленных глаз. Я не знаю, можно ли назвать такие отношения дружбой  и может ли она быть между пожилым человеком и ребенком, но, наверное, это и была дружба в чистом ее виде.

Месяц, проведенный в обществе Ксюши,  пролетел быстро и пришел день, когда родители забирали ее, уезжая на юг. Сидя в беседке, я смотрел, как они загружали вещи в машину.
В новом платье и туфельках, Ксюша вышла на крыльцо и, увидев меня, побежала к беседке.
-Веня, посмотри, я вся новая.
Я встал со стула и присел перед нею
-Ты не скучай,- проговорила Ксюша, я немного покупаюсь в море и приеду.
Она охватила мою шею руками и крепко прижалась.
-Веня, я тебя люблю.
Я очень давно не слышал этих слов, да и слышал ли я их вообще в своей жизни, сказанные с такой искренностью. Сердце сжалось, и глаза наполнились слезами.
-Я тоже люблю тебя, Ксюша,- проговорил я.

Ксения, где ты? – раздался голос няни.
Девочка еще раз посмотрела на меня, крутанулась в своем новом платьице и убежала. Я подождал, пока машина выедет за ворота и ушел домой. На следующий день, взяв инструмент, я поставил доску на место, закрыв путь, по которому приходило ко мне  маленькое чудо, умеющее  искренне любить, жадно познающее мир и смотревшее на него широко открытыми удивленными глазами.