Исповедимы ли пути человечьи?

Андрусенко Валерий
                Мужество + Воля + Труд  + Упорство = МВТУ!

  Исповедимы ли пути человечьи?               

     Помните в фильме «Добро пожаловать» директор пионерлагеря возглашал: «Когда я был маленьким, у меня тоже была бабушка…». Вот и у меня, пацана 40-х  - начала 50-х, был полный набор детских необходимостей – и бабушка, и деревянная палка-ружье, и дворовая команда хулиганов, и прозвище «солдат», и отцовский офицерский ремень, которого так боялась моя задница. Доставалось и голове. Однажды «в бою» стенка на стенку получил пробоину на левой части лба, чудом не задевшую глаз. Отметина, оставшаяся на всю жизнь, напоминала, что у головы есть и другое – более важное применение.
     Отслужив армию, не зря же фамилия Солдатенков, подался в высшее образование. Куда идти? - Какие сомнения, конечно в МВТУ им. Баумана. Кажется, там учат делать ракеты и умные приборы для них. Поступил и учился легко, жил в общежитии в Измайлово. Чтобы не забыть крутые ярославские морозы купался  зимой в измайловских прудах. Летом отдавал дань студенческим отрядам. Но душа просила неизъяснимого. Хотелось приподняться над собой, узнать в самом себе что-то непостижимое.
     Интуиция привела на кафедру научного коммунизма в школу лектора-международника (ШЛМ). Дело в том, что с детства я слегка заикался и страшно «окал», как и полагается ярославским робятам. Это создавало трудности в общении, а со временем стал понимать, что может быть и тормозом. Кроме того, возникло настойчивое желание овладеть гуманитарными направлениями знаний, которых в курсе технического ВУЗа было недостаточно. Начав заниматься в ШЛМ, убил сразу двух зайцев: интерес был обеспечен получаемым объемом информации и полезным способом ее применения на лекциях в различных аудиториях, с другой стороны, необходимость выступать приучила к дисциплине устной речи и правильному произношению.
     Затем, уже гораздо позже, пришло осознание, что настоящий инженер и не может оправдать свою квалификацию без такого необходимого инструмента как убедительная устная речь. Сколько раз приходилось быть свидетелем, как толковые специалисты, не умея донести свои мысли до своих коллег или начальства, невольно превращались в аутсайдеров. А разве смог бы такой специалист воодушевить коллектив на выполнение общих задач, которые требуют и вдохновения и высокой организации? Может быть кто-то возразит, что это дается человеку от бога, как талант композитора, художника, поэта… Не буду спорить. Но ШЛМ в стенах МВТУ доказала, что при наличии мужества, воли, труда и упорства можно достичь кажущихся невозможными результатов. И что самое удивительное, это ощущение – «всё по силам» - остается с вами на всю жизнь, помогая иногда в самых замысловатых положениях.
     После окончания института я поступил в цех мастером-наладчиком станков высокой технологии, создающих приборы необыкновенной сложности и точности на оборонном предприятии Москвы, где продолжаю работать до сих пор в должности Генерального директора. Опуская неисчислимое количество поучительных историй, способных доказать чрезвычайную пользу полученных в ШЛМ навыков, упомяну лишь об одной. Исполнял тогда уже руководящую должность в НПО «Геофизика». Середина 90-х. «Оборонка» в забвении. Финансирование нулевое. Зарплат нет. Все распродается. Квалифицированные рабочие разбегаются, а ведь им не грош цена и сажень дрова. В этот, казалось бы, безысходный момент судьба сводит с другим выпускником МВТУ и также бывшим слушателем ШЛМ Юрой Грузевичем. Из этой встречи на фоне общих воспоминаний родилась техническая идея: создать приборы ночного видения, потребность в которых созрела в армии, особенно это показала война и наши потери в Чечне. В результате через несколько лет такие приборы были запущены в серию и поступили в распоряжение вооруженных сил.
     Стоит ли говорить о том, сколько жизней наших парней было спасено, благодаря способности видеть поле боя в темноте. Кроме того, открылось и коммерческое направление реализации таких приборов, например в прицелах для ночных охотников и промысловиков.* Огромное количество заказов от участников международных выставок вооружений. Юра Грузевич, как купец Афанасий Никитин, объехал не три, а тридцать три моря, побывал в десятках полуночных стран, где потребность в наших приборах теперь весьма актуальна. А где продажи, там и деньги без которых не развить производство, не удержать рабочих, короче, не выжить. Правомерно поставить вопрос: а возможно ли было создание таких приборов без школы лектора-международника МВТУ им. Баумана? Для меня ответ очевиден. А для вас?

Виктор Солдатенков, Генеральный директор НПО «Геофизика»
(записал  В.В.Андрусенко)
16.05.2005.

(* - а также на вертолетах и штурмовиках)