1992 г Можно ли привыкнуть к инфляции?

Вячеслав Вячеславов
В "РГ" "Белозерцев передал следователю Прокуратуры СССР Аристову о перевозке, по распоряжению Горбачева, более тонны золота в один из банков Юго-Восточной Азии перед путчем..."

 На Белозерцева напали трое на перроне Казанского вокзала — один держал, двое били. Черепно-мозговая травма. Скорая два часа добиралась. За это время ввели в его кровь алкоголь, тем самым взвалив всё на него самого, мол, с пьяного какой спрос? Этого следовало ожидать. Наши умеют расправляться с бунтарями. То ли ещё будет. Удивляет, что он не смог предвидеть такой исход, не поостерегся,  не ходил с провожатым.

Воображение рисует мрачные картины. Но разум говорит, что до этого не дойдет.  Они ведь тоже должны понимать, что Россия находится на грани гибели.  Если возникнет тоталитарный режим вновь, то народ вымрет от неблагоприятной экологии и повального равнодушия, чтобы ни делал, всё равно остаешься в дураках.

Чуть задел на огороде ткань брюк и сильно порвал на коленке. Нет смысла ремонтировать. Надо новые, а их нет, или за большие деньги покупать летние брюки, никуда не денешься, хотя намеревался в эти два года ничего существенного для себя не покупать, чтобы не создавать ажиотажный спрос, люди с ума посходили, все покупают.

26 июня аванс тоже не дали вовремя. Зарплату задержали на десять дней.  Люди перестали покупать промтовары, деньги тратятся только на еду, выручка магазинов ещё больше сократилась. Замкнутый круг. В банках нет денег, потому что люди не покупают, а люди не тратят деньги, потому что у них нет денег. Кто виноват в создавшемся положении, которое не может долго длится, закончится взрывом?

Под впечатлением разговора с Володей Семеновым, мол, производственники скоро будут получать десять тысяч, подумал, что я кисну в контролерах, иль я не мужик? Надо переходить и зарабатывать тысячи. Решил немедленно пойти и разузнать насчет работы, примут ли назад в бригаду?

Утром было пасмурно, на огород опасно идти, мог застать дождь. Ночь провел скверно, мешали думы о новой работе. В семь утра встал, выпил чаю и поехал на завод в 65-й корпус. Первым увидел Шептухина, постарел,  поседел.

Заволновался, узнав, что я ищу работу, мол, у них в бригаде нет заработков, много людей, не то, что в твоей бывшей, туда и иди, если хочешь заработать. Так и не сказал, сколько зарабатывает, мол, не смотрит в расчетку, не нужно ему это. Стал верить в бога, старается быть добрым.

Напряженный, неулыбчивый. Пожалуй, у него, действительно, с психикой нелады,  зря я не верил, думал — наговоры про него. Он натянул перчатку на руку, показывая, что надо работать,  и я отошел от него. На зуборезке работает Толик Ховрин, в фигуристой тельняшке, сшитой как блузка, цветными лентами. Тоже начал говорить о маленьких заработках. Я понял, боится моего возвращения. Посоветовал пойти в новые цеха, мол, могут принять наладчиком сразу.

Но в них шла только стройка цехов, до запуска минимум два года.  Зашел к Шевченко в цех М-5. Вышел из двери, увидел меня и, ничего не сказав, зашел себе в кабинет, куда я тоже зашел и попросил уделить внимание. Тогда он немного размяк, поняв, что я пришел одалживаться, и завишу от него, и он может проявить снисхождение. Сказал, что устроит, но посоветовал зайти к Юре Кумпяку в цех поршневых колец.

 Час там прождал, пока освободится нач. цеха, который ничего хорошего не пообещал, лишь грязную работу, где работают молодые парни.

Уже проходя по цеху,  понимал, что совершенно не хочется здесь работать, и я не смогу, это не то, что 18 лет тому назад, когда был молодым и здоровым.

1 июля. После возвращения Вика предложила мне поехать в Ростов на лечение лазером, на десять лет снимает боль. Трудно поверить в такое чудо, но попытаться стоит, тем более у меня отпуск в сентябре. Страшно не хочется испытывать тяготы дороги, самого прерывания в Ростове, в чужом доме, муторно представить, но цель всё перевешивала. Надо будет всё стойко перенести, перетерпеть, я и так слишком много поблажек себе делаю, надо почаще брать себя за шкирку.

И вдруг сегодня, за два часа до окончания смены подумал: надо пойти к врачу и спросить, насколько эффективно лазерное лечение? Может быть, не стоит и ехать? А что, если в Медгородке есть лазер и можно направить туда на лечение, тогда не придется ехать в Ростов. Надо узнать. Сегодня же пойду и возьму талончик на пятницу, так как завтра собрался поливать огород, стоит ужасная жара, за 30 градусов.  Решено. Если судьбе угодно, чтобы я не ездил в Ростов, а это по всему не должно быть, так как мне претит эта поездка, то я не поеду, то есть лазер будет в Тольятти.

Уже когда брал талончик, решил взять на сегодня, чтобы не маяться два дня в неопределенности. И чудо совершилось. Лазер оказался здесь же, не надо никуда идти. Без всяких очередей в этот же день прошел лазерную процедуру, выкупил Раверон и сделал первый укол. Невероятное везение. Я страшно рад, что не надо ехать в Ростов и унижаться перед всеми, и зря расходовать не лишние тысячи на дорогу и взятки тамошним врачам.

Перед этим в раздевалке нечаянно разбил баночку с чаем, подумал: пусть это будет единственным сегодняшним невезением, не стоит и расстраиваться, лишь бы лазер оказался здесь.

4 июля. На кольце, перед заводом, в автобусе все стали вытягивать голову и что-то рассматривать. Огромный оранжевый бетоновоз лежал на боку, в него уткнулись "Жигули", рядом милицейская машина. На газоне раздетый по пояс парень, пьяно раскачивается и что-то безадресно говорит, слушателей нет, милиция рассматривает происшествие. Солярка вытекла, ветровое стекло разбито, через него, шатаясь, вылез парень, потом вернулся, чтобы выключить работающий мотор.

Удивительно, как быстро милиция оказалась на месте, завернули ему руки назад, надели наручники и оставили трезветь.  В столь раннее время и так напиться, не вписался в кольцо, налетел колесом на бордюр и перевернулся. Хорошо, что на автобус с людьми не налетел.

Уж, наверное, на работе его знали, что он выпивает, но не принимали никаких мер, мол, все мы не без греха, хороший парень, стоит ли придираться по пустякам?

Уже ехал после работы — бетоновоз стоял на колесах, недалеко от места аварии. Сколько убытка, кто будет возмещать?

Немного похолодало, небо в тучах, но дождя всё нет, хотя нужен – стоит страшная сушь. Начала спеть вишня. Клубника 300 рублей ведро, отдают за 280 рублей. Лишь потому, что у людей мало денег. Промтовары почти никто не покупает, выручка упала. Мясо и колбасы предпочитают выбрасывать на свалку, но лишь бы не снижать цены.  Будем ли мы богатыми, если так поступаем? О  какой нравственности может идти речь, когда народ знает, что такое творится? А правительство, словно без сил, ничего не может предпринять.

Володя Семенов говорит своему 12-летнему сыну:

— Недоделанный. 

В ответ на моё замечание, что нельзя так говорить, сказал:

— Он не понимает. Купил за 130 рублей сандалии, на следующий день порвал. Говорит, с браком были. Дочка спрашивает: Двести рублей? Так дешево? Я когда это слышу, выхожу из себя, они не понимают, каким трудом это всё достается. Сын говорит: мы же хорошо живем, в комнате у нас так красиво, мы же богатые?

Уйму денег тратит на книги, мол, если не детям, то внукам пригодятся. Я объясняю, что если дети не читают, то и внуки не будут, легче вставить кассету в видик, и не тратить никаких усилий.

Если судьбе угодно какое-либо действо,  она сделает всё, что угодно,  вплоть до невероятных стечений обстоятельств. Но зачастую, она довольствуется незначительными толчками, которые впоследствии приводят к сильным изменениям, вплоть до смертельного исхода. Так бывает, когда вдруг в дверях мы на секунду замешкиваемся, вспоминая, всё ли взяли, не забыли ли что, и этой секунды бывает достаточно, чтобы спасти вам жизнь, или наоборот, подставить под страшный удар пролетающего автомобиля.

Мало кто задумывался, глядя на недавнюю аварию четырех автомобилей "Жигули" за кольцом от завода, что им не хватило какой-то секунды, чтобы благополучно разъехаться. Кому нужна эта смерть? Или же всё происходит бесстрастно,  случайно.  Погиб человек. Ну и что? Я всё равно куплю автомобиль,  со мной такое не случится, он зазевался и врезался,  а я не такой.

После окончания второй смены прямо у проходной торгуют пивом, водкой, за 150 рублей. В ожидании посадки тут же выпивают. Конечно, не все могут спустить дневной заработок, лишь тот, кто имеет побочный доход, приворовывая с завода, то ли занимаясь спекуляцией, как наш контролер Валера Фомин, который часто ездит в Польшу за товаром.

Идет критика действий Гайдара. Вероятно, скоро его уберут. Слишком много ошибок, и довольно значительных. Трудно поверить, что он не понимает своих поступков. Значит,  истинная подоплека в другом.

Идет конституционный суд над КПСС. В газете прямо пишут: если признать КПСС преступной организацией,  то это будет обозначать, что у нас было преступное государство.   И это действительно так. Мы просто боимся, не хотим в этом признаться. Стараемся об этом не думать, как больной раком,  понимает свою обреченность и беспомощность. Мы не излечились,  и даже не поставили себе диагноз, лишь догадываемся о нем.

Начал читать историю Костомарова. От народа скрывали даже его историю. Разве это не говорит о преступности государства? Сейчас начали открывать крупицы правды. Но мало кто хочет ее слушать.  Инстинктивно человек избегает ее, потому что она неприятна, страшна,  заставляет что-то делать, что-то в себе ломать, а этого не хочется, легче ничего не знать.

19 июля собрали полтора ведра вишни с огорода. Пришли домой, а там ни капли воды холодной, только горячая. Как всегда неожиданно случилась авария. Поехали за аварийщиками, а их на месте не оказалось. После этого, наученные, набрали воды во все емкости.

Прошла конференция по обсуждению приватизации завода. Никто из рабочих ничего не знает, нигде не проводились собрания, не спрашивали мнения рабочих, которые ничего не понимают, какой вариант приватизации лучше.  Даже я, постоянно читая газеты, не могу понять и решить, догадываясь, что любой вариант можно так исказить, что не обрадуешься.  Вряд ли государство выпустит лакомый кусок из лап. Но и в прежнем состоянии не можем находиться, нужны изменения, это они тоже понимают.

Аванс в июне не дали, зарплату — с задержкой на неделю, не хватает денег отпускникам. Хасбулатов начал очередную атаку на прессу.

Ельцин в Калмыкии 23 июля на канале Волга-Чограй в Элисте, в знаменитой больнице, где детей заразили СПИДом. История творится на глазах,  и немного страшно, что политики могут не удержаться и развяжут гражданскую войну, которая со страшной закономерностью случается через определенные промежутки времени.

Коммунисты пытаются убедить, что они не виновны в преступлениях ком. режима. Но забывают, что сами же утверждали постулат:

"Незнание законов не освобождает от ответственности".

Чем больше исполненных желаний, тем меньше осталось жить.

Гитлер мог просвистеть оперу Вагнера наизусть, ни разу не сфальшивив. При другом раскладе он мог бы стать добропорядочным гражданином со скучной, заурядной жизнью.  Но что-то не так сложилось, и вот из обыкновенной заурядности получился выдающийся преступник. Так и я не раз задумывался, как бы сложилась моя судьба, если бы... Природа словно испытывает различные варианты. Слепо? Наугад. Кому это нужно,  или никому?

Человек, как слепой кутенок тычется во все стороны и не может найти успокоения, понять, для чего он, и зачем.

Лев Толстой в 50 лет не видел смысла в жизни. А что говорить нам, простым смертным?

11 августа во сне состояние невесомости над земным шаром превращается в полет.  Земля стремительно приближается, и вот я уже не лечу,  а скольжу с крутой горы,   а внизу обрыв.  Но не страшно, я знаю,  что могу летать,   и жду этого мгновения, чтобы вновь испытать восхитительное чувство полета.

После пробуждения чувствую, как уже невидимые фантомы всё ещё проносятся в глазной оболочке.

Первое сильное похолодание, утром +12, днем +25. Осень дохнула. А мы лишь съели один спелый помидор и ведро огурцов.

В расчетном листке потрясающая цифра, свыше десяти тысяч. Но маленькая булка хлеба стоит десять рублей, а скоро будет ещё дороже.  Всё это пустяки,  лишь бы не было гражданской войны.

Производственникам дали по 20 килограммов сахара,  а до  нас всё очередь не дойдет.

14 августа оккупация Абхазии войсками Грузии. Вывоз 11 тысяч русских отдыхающих.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/12/442