Деньги. 40. Затянувшийся переходной возраст

Мая Голубева
     Не зря называется возраст переходным, это объясняет ПЕРЕХОД одних понятий в другие.Лийка припомнила как она читала запоем книгу Ги де Мопассана "Жизнь"в совершенно зелёном двенадцатилетнем возрасте. Конечно, в пятидесятые годы прошлого столетия, в советские времена, понятия о сексе никто не имел, а  уж тем более дети. Эта книга тогда будоражила смутное непонятное воображение, в неясном, но волнующем мире. Она её проглотила вмиг, как впрочем, и все книги в те времена. Она их всегда так читала. Это тогда был единственный способ получить какой - то жизненный опыт. Затем читала эту же книгу позже. Содержание к тому времени было почти забыто, фактически  едва шевелились воспоминания ничем не связанные с прожитыми годами, опытом. Но в этот период Лийка читала книгу уже медленней, с расстановкой, часто задумывалась, многое её поражало, и ещё более конкретное понятие появилось у неё как у начитанного человека, что в этом романе она  столкнулась с автором-мужчиной,который очень тонко понимает,чувствует и описывает женскую психологию. Она тогда уже могла сравнивать и с другими авторами. Но это только взгляды от прочтения одной и то й же книги и это зависело от изменения взглядов человека на протяжении некоторых отрезков жизни. Нельзя исключить воспитание, умение держать себя в достойных рамках, умение общаться, слушать и слышать  присутствующих. Хоть этому должны приучать взрослые детей с детства. А в наш безумно оголтелый век разве это возможно? Когда распространённый эфирный глашатай-телевизор проповедует постоянно безнравственность, а родители пропадают в лучшем случае на работе, зарабатывая копейки и не в состоянии догнать по своим доходам тех длинноруких жуликов, которые за их счёт выруливают вперёд и ещё умудряются посмеиваться над  ЧЕСТНЫМИ неумёхами, которые время от времени читают нравоучения своим детям о том, что они всю свою жизнь отдают для их блага, а они не ценят этого. А детки, уже умеющие отвечать, заявляют, что никто не просил их рожать и если родители их сотворили, то обязанность их содержать и выхаживать. Ну, так и получается, что денежное воровство в почёте, в цене и надо с таких пример брать!!!! И не имеет никакого значения девочка это или мальчик. Ведь всю информацию они черпают в этот период друг от друга.

 
    Прошли ещё десятки лет. И во время очередного отпуска, Лийке снова попадается эта книга на глаза.Она не может отказать себе в желании прочитать ещё раз её. И после прочтения, она понимает, что таких тонких психологов, тем более, умеющих рассмотреть и увидеть внутренний мир женщины, не так уж много. И к странному выводу приходит она: три прочтения одной и той же книги, но на разных этапах жизни, давали совершенно разные представления о её содержании: об авторе, об отношении к жизни. Но это только книга и восприятие её содержания, которое меняется с возрастом, с приобретением жизненного опыта, то есть  меняется её смысл в зависимости от развития самого читателя. Ну, а в жизни..дети подрастают, вначале они послушные, накапливают родительский опыт, наблюдают посторонних, приобретая  элементарные знания, а затем начинают самостоятельно делать выводы, принимать решения, и зачастую не в пользу происходящих явлений, так как в их совершенно нежном возрасте появились собственные представления о жизни в отличии от матёрых взрослых,которые при первом столкновении с проблемами, производили совсем негативное впечатление на них.

        Однако, страницы жизни переворачиваются намного медленней книжных,а опыт и жизненные выводы приходят ещё позже, но у начитанных людей всё же не на пустое место. И тем не менее, зная уже многие ситуации, каждый человек почему то предпочитает набивать собственные шишки. На них не действуют ни литературные герои, ни предупреждения родителей, знакомых. А в большинстве случаев, у молодёжи срабатывает желание уйти из дому,начать самостоятельную жизнь и желание доказать, что "предки" не правильно живут, а они покажут им как надо жить. Но, со временем они пересматривают свои позиции, а чем больше гонора, тем дольше продолжают плыть по течению. Отсюда и только отсюда можно начинать отсчёт их перехода в новую стадию своего развития. И часто  этот момент поражает не только своим развитием, но некоторой молодёжной спешкой, с учётом потраченного бессмысленно времени на совсем не нужные дела. А это зависит от относительно кажущегося благополучия или невозможности  что-либо изменить.  Кстати, на этот переход требуется время, и одновременно происходит психологическая ломка,которую не все переносят нормально, а скорее всего очень болезненно, зачастую сильнее  чем физическую боль и часто ломаются психологически и даже психически.

       Если ребёнок воспитывается в семье алкоголиков, там результат привыкания к алкоголю весьма доступный и привычный. Так в семье Лииных друзей по профессии родилась очень талантливая дочь Каролина. Абсолютный слух, прекрасный голос, музшкола ей была обеспечена.

      Но более доступным для Каролины в её нежном возрасте оказался алкоголь. Когда пьяные родители засыпали, о дочери они вообще не вспоминали. Голодная Каролина ползала по квартире, высасывая из опорожнённых бутылок содержимое и это продолжалось до тех пор, пока она сама проваливалась в пьяный сон. Естественно, поступление в музшколу, не оказалось для неё весьма желанным явлением. Уже в десятилетнем возрасте,не получив алкоголь, она заявила матери, что имела её школу в ... и больше не пошла туда, а тем более никто не смог её заставить заниматься.
 
       В общеобразовательной школе она тоже никого не радовала своими успехами, училась кое-как. Едва дотянув до 8-го класса, учителя избавились от балласта. Видимо, они терпели дочь Лены, зная её по былым временам как добрую, воспитанную, способную ученицу, а теперь как пианистку, которая никогда не отказывала учителям в проведении школьных мероприятий. Но за время замужества муж успешно её споил. Каролина же в свои школьные годы осталась без образования и специальности. А в это время накатили голодные годы  девяностых, умер от цирроза печени её отец, мать Лена, оказалась безработной, а Каролина со свойственной ей беспечностью и бесцеремонностью притащила к матери в дом алкаша, будущего папашу  её ребёнка уже беременной. Квартиру они продали и переехали в дешёвую лачугу. Надо же было брать где-то деньги на выпивку.Дальше след этой семейной драмы потерялся из-за переезда Лийки в Россию.
               
       Талант, способности, которые можно и нужно развивать обнаруживаются в основном в детском возрасте. У музыкантов это слух, голос и очень важным является седьмой орган чувств-это душа, интуиция, темперамент. У математиков- необычная сообразительность, быстрый ориентир в математических действиях и все качества характерные музыкантам, кроме голоса и души. Этими бедами они вообще не страдают, у них их просто может не быть,хотя музыка-это бездуховная родственница математики

   Спорт, балет-это тоже заложники музыки. Спортивная, художественная гимнастики, балет без музыки невозможно представить и поэтому необходимо знать музыкальные законы.Хоть спортивные способности заключаются в гибкости, физической силе, подвижности.
      
    А художественные и другие интересы обнаруживаются у детей по их влечению, по тяге к определённым занятиям. Например: возне с машинками, деталями, играми в медицину, строительству домов из кубиков и на песке. А художники проявляют себя неожиданно в видении мира, в попытках его изобразить. Родителям во всех случаях жизни надо быть наблюдательными и правильно реагировать на склонности детей к различным формам их проявлений. А зачастую, на детей вообще не обращают никакого внимания, особенно в глухих деревнях, и на городских детей живущих в подвалах, убежавших от родителей алкоголиков, садистов, особенно с ростом городов, превращением их из малых населённых пунктов в культурные центры, где слова культура, воспитание это вообще отсутствующие понятия. О каких детях может идти речь, если родители и сами не знают что это такое.Впоследствии таких детей часто вылавливают и отправляют в детские дома, приюты-типа колоний. Но разве там воспитание? Это очень серьёзный вопрос. Ведь даже наука не даст точного определения человека, который может дать воспитание чужому ребёнку. Эта система детских домов давно превратилась в систему тёпленьких и выгодных для себя местечек"чинушей"настолько, насколько  проверить толком никто ничего не может, также как и комиссия бывает сама по себе не только не состоятельной, но часто действует вопреки необходимости, но угроза детям действует постоянно. Кроме этого, истинный педагог должен быть по природе талантливым, обаятельным, гибким, эрудированным, думающим, любить свою работу,быть борцом за правое дело. А как много таких людей? Их намного меньше чем самих детских домов, школ, учителей в школах... Из неблагополучных семей редко вырастают благополучные дети, так как упущено время для их воспитания и пример постоянно был негативный на глазах, так как и сама жизнь не благополучная  практически у всех людей, да и весьма не простая, требующая постоянного умственного напряжения и т. д.

    А как понимать  браки с их бракоразводными процессами, а главное, никто не может предсказать будущее развитие сюжета. Сама жизнь преподносит такие сюрпризы, что придумать подобный исход любому фантазёру не под силу. Ведь встречаются и женятся не от пустой забавы, а связывает людей симпатия, любовь. Людей тянет друг к другу, а под конец их романа совсем не понятно, что они могли иметь общего и было ли что-либо у них вообще кроме чувства презрения и ненависти. Как правило, часто желания людей не совпадают с возможностью, а  также страх перед будущим, особенно людей, уже имеющих семейный опыт, подстёгивает многие пары не выходить замуж, а просто совместно вести своё хозяйство, ничем друг друга не обременять, особенно, если люди независимые  и умеют руководить своими эмоциями. И с этими обстоятельствами по стране стал распространятся брак по контракту, хоть для независимых людей он тоже не панацея от бед, хоть и является какой-то защитой от брачной "лотереи". Ведь так часто бывает: выходишь за одного человека замуж, а после союза "двух сердец", оказывается полная несовместимость интересов, взглядов и пр. Мать, которая стала матерью далеко не в старом возрасте, а совсем  молодой, неопытной, вдруг становится сама уже воспитателем и руководителем впервые не только собственной жизни, но и своих детей и мужа. Каждый  день у неё появляются совершенно новые незнакомые ей обязанности и требования. Бессонные зачастую ночи, ссоры с мужем, родственниками, финансовые проблемы, возникает непонимание.... и это изо дня в день. Затем надоедание и отсутствие умения слушать и быть услышанным приводят к различным последствиям. Но все без исключения Лийкины наблюдения говорят о том, что если повзрослевшие дети  кричат на мать, отца, то это не от благополучной их личной жизни. Они готовы во всех своих грехах обвинять своих предков, которые тоже часто не выдерживают этих скандалов. Так приходилось Лийке наблюдать родственников, которые жили по соседству в деревне, где она отдыхала. Пожилые родители ежедневно страдали от нападок их собственной дочери, которая позволяла себе буквально всё: придти, без разрешения и спроса взять себе любую нужную ей вещь, держать сколько угодно, не поставив никого в известность, а родители пусть ищут. Возникали скандалы просто на пустом месте. При этом родителей всегда обвиняли, а младшая дочь, имела совсем другой характер, хоть родители были одни и те же. Она старалась во всём помочь родителям, усмирить сестру, поставить всё на свои  места. И как практика показывает, что у одних и тех же родителей бывают совершенно разные дети. Но это зависит не только от их восприимчивости, но и от качеств самооценки и  оценки всех своих действий со стороны. Этим качествам обучает наука психология и педагогика. И этими знаниями должен обладать каждый человек. Пока этого не будет, переходный возраст  может длиться до конца жизни и так и не наступить до самой кончины, так как анализировать объективный мир он не может, не умеет, да и не хочет. Почему-то есть любители отравлять своими поступками окружающим жизнь, никогда не ставя себя на их место. Но когда сами попадают в такую ситуацию, не могут совершенно с ней справиться. На таких правилах создаются законы, работают суды. Но людям характерно всё доводить до суда, хоть никогда чья-то сторона не будет преобладать ( я не имею ввиду особые эпизоды, связанные человеческой нечистоплотностью).Суд-это проблема совсем не обязательная для людей, которые могут во всём спокойно самостоятельно разобраться. Но человеческая тупость, упрямство, жадность, отсутствие самоанализа - всё это доводит до суда. И, как ни странно, такими качествами обладает огромное  количество людей, особенно начальство, которое вообще не имеет права работать с людьми без педагогических навыков, понимания психологии и не обладает человеколюбием.