По спирали

Александр Пейсахис
              Праздновать в Израиле любят и праздников в Израиле много. Каждый имеет свои особенности. Вот, например праздник Ту би-Шват. Это Новый год деревьев. По традиции во время этого праздника в парках и на пустырях принято высаживать молодые деревца. Из путеводителей известно, что 70 процентов  лесных массивов Израиля – это искусственные посадки, а сам Израиль – единственная в мире страна, где 100 лет назад лесов было меньше, чем в настоящее время.
              Ещё один праздник – Лаг ба омер.  В этот день полагалось приносить дары в Храм. Есть и ещё одна причина, по которой в Израиле отмечают этот день: раби Шимон Бар Йохай – один из величайших раввинов древности умер во время этого праздника и, в момент его кончины над телом в небо вознёсся огненный столб. С тех пор появился обычай в ночь на Лаг ба омер зажигать огромные костры. Примерно за месяц до этого праздника дети начинают собирать и складывать в укромных местах всё, что может гореть.
              Вы спросите – с чего это вдруг матершинник, убеждённый атеист и старый член ВЛКСМ вдруг озаботился осмыслением традиций древнего и очень набожного народа? Я объясню.
              За домом, в котором я живу уже семнадцать лет, раньше был голый песок. Однажды этот песок разровнял бульдозер и через середину участка пролег красиво выложенный кирпичиками тротуар. В праздник Ту би-Шват по сторонам нового тротуара появились молодые деревца, к корням каждого из них была подведена трубочка капельного орошения. Подачу воды регулировал компьютер. Деревца, укрепленные подпорками, прижились на песчаной почве, зазеленели.
             И вот, однажды, выгуливая ранним утром своего кобеля, я обнаружил, что один из этих саженцев сломан. Остался лишь пенёк высотой около полуметра. По следам на песке было видно, что по деревцу проехал тракторон, который в России называют квадрациклом. Жаль было деревце … Через неделю, однако, заметил я что по бокам пенька стали появляться веточки, а на них проклюнулись листочки. Потянулись вверх молодые побеги, деревце набирало силу. Я человек далеко не синтиментальный  и дров в своей жизни наломал достаточно, но в данном случае было приятно видеть, что победила жизнь. А вот тут-то и наступил праздник Лаг ба омер.
              Выйдя утром  я недалеко от больного деревца, с которым иногда даже разговаривал (крыша едет?), обнаружил огромное кострище с тлеющими углями. Вокруг - обычный срач, который бывает в стране, стремящейся к европейской культуре, после каждого праздника. Слава Богу, докторов и кандидатов наук из СССР приехало достаточно – уберут. А на самом деревце ни одного зелёного листа. Всё пожелтело и сморщилось от жара костра.
               И ещё раз воспряло это деревце. Опять на нём появились побеги и листья, но, видимо, как и некоторым людям – не судьба. Огромный мусоровоз сдавая задом добил этого растительного подранка. А многие из его ровесников вдруг стали сохнуть и погибать. Может быть, что-то случилось с компьютером, регулирующим подачу воды – не знаю.
              И опять наступил Ту би-Шват. Появились на пустыре за домом люди, убрали засохшие саженцы, а на их место посадили новые и бережно подвязали их к колышкам. Хорошо принялись деревца. За год выросли чуть ли не вдвое, зашумели листвой, оживили песчаный пустырь, а потом …  А потом пришёл Лаг ба омер. С наступлением темноты запылали по всей стране костры, скрылись в дыму города и веси, полетели искры в окно нашей кухни на четвёртом этаже, завыли сиренами пожарные машины – всё как обычно.
              Наутро я опять обнаружил два огромных кострища среди молодых деревьев. Около одного из них листья обгорели на трёх саженцах, около второго – на четырёх. Всё  развивается по спирали, как гласит одна из теорий мироздания. Обидно …

21.05.2014.