Свадебный ритуал в Древних Афинах

Дмитрий Михайлович Николаев
С полной версией книги и текста можно ознакомиться на Яндексе по ссылке:





Этноархеологи  давно обнаружили, что свадебный ритуал, как и похоронный, может сохраняться в ареале распространения определенной культуры многие тысячелетия (например, в Индии структура свадебного ритуала со времен создания «Ригведы» и до наших дней практически не изменилась, т.е. сохраняется почти 5 тысяч лет).
Так, основными элементами архаичного индийского свадебного обряда (виваха) выступали :
(Дом невесты: помолвка (за 1 месяц до свадьбы), сватовство, договор и передача священного пояска невесты  жениху, благословение брахмана; накануне свадьбы - установка навеса, утром в день свадьбы (зима, полнолуние, благоприятный день месячных) - омовение невесты (вода и сок всех трав и фруктов – жизненная сила природы), переодевание, покрывало, плачи, обряд отпускания (отец невесты); приезд жениха в дом (после обеда его встречают подруги невесты со светильниками и кувшинами с водой)  невесты, омовение ног, медовый напиток, возжигание «мирского огня», дары невесте от жениха (выкуп), умащение молодых, передача (дарение) невесты жениху, тройная клятва, повязывание пояска, жертвоприношение, предложение руки, клятва невесты (вступание на камень), обход алтаря Агни (против солнца, как открепление от отчего дома)
\Свадебная процессия: переезд на повозке; процессия подружек и родственников невесты; перенос в светильниках «мирского огня»,  музыка и гимны Соме, Гандхарве, Агни, заклинание перекрестков
\Дом жениха: очищение дома жениха, встреча молодых родственницами жениха, обход домашнего алтаря в доме жениха (посолонь – как ритуал прикрепления к культу нового дома), сидение на шкуре быка (невеста садится к востоку от огня и берет на руки мальчика, жрец  с южной стороны, тесть – с западной, жених – с северной), жертвоприношение Агни 8-ми ложек масла, общий пир, молодые отправлялись на брачное ложе (остальные шутили над женихом и пели гимны Агни о даровании 10 сыновей); утром жрецу-брахману передавалась корова и дорогие одежды невесты, молодых поздравляли и одаривали).
Именно гандхарва (Вишвавасу) и бог Агни (переносчик и перевозчик душ в иной мир)  покровительствовали девушке-невесте во время её переезда в дом жениха. Во время церемоний молодых осыпали жаренными зернами ячменя, фруктов…

В древних Афинах 5-3 века до н.э. был целый период в годовом цикле праздников, посвященный массовому заключению браков (от полнолуния января до полнолуния февраля, месяц гамелион).  Собственно сам брак, совершенный без освящения ритуалом назывался гамос, а совершенный с соблюдением ритуального обычая – телос. Очень важным для анализа структуры различных обрядов представляется зафиксированное в литературе описание свадебного ритуала в Афинах (см. в книге Е.Герцмана). Опираясь на эту работу, а также на исследования П.Гиро и В.Латышева, рассмотрим структуру свадебного обряда – телоса – в древних Афинах, совершаемого в доме. Во многом, этот обряд можно рассматривать, как одна из форм ритуала перехода из одного сообщества в другое, из одного состояния в другое. Такой подход к традиционным обрядам, обязательно включающим как ритуалы освобождения от прежнего состояния, так и ритуалы приобщения к новому, рассматривался в известной, но как нам видится теперь, довольно спорной работе Альфреда ванн Геннепа.

1.Свадьбе предшествовала протелея (предверие брака, сговор), которая совершалась в доме невесты и включала: (сговор родителей, обручение молодых и заключение договора \жертвоприношение богам и отречение \очищение невесты). Во время сговора определялось приданное и совершалось жертвоприношение семьи невесты в общегородском храме (Афины или в храме родового бога). Во время жертвоприношения невеста отрекалась от божества и оставляла ему свои игрушки, поясок, волосы… Очищение невесты для нового посвящения сводилось к тому, что утром жених с дружками приезжал на освященной колеснице к дому невесты, где его встречали родственницы невесты с факелами и кувшинами с водой. Следовал ритуал расплетания косы, омовения из источника Афины, переодевания невесты. Затем в доме невесты её отец устраивал прощальный сладкий обед (гамодайсия) у алтаря покровителя и совершался ритуал прощания с подружками и родителями.


Рис.1.

Структура свадебного обряда в Древних Афинах

2.Свадебное факельное шествие (помпа), смысл которой заключался в том, чтобы благополучно доставить и обеспечить защиту невесте, отрекшейся от прежних богов-покровителей, во время её перевозки в дом с другим богом-покровителем. Вечером устраивалось торжественное факельное шествие невесты к дому жениха. Жених (или его представитель) переносили невесту через порог её дома в повозку. Невесту, одетую в белую (цвет радостной жизни) тунику с красной фатой на голове, укрытую покрывалом с цветами апельсина и лилий, везли в колеснице под звуки авлоса и под исполнение торжественных гимнов Гименею (покровителю браков, невидимому божественному жениху  невесты, который покровительствовал ей с момента отречения от прежнего бога и до посвящения новому) в дом жениха. Перед повозкой  шли певцы-авлеты и исполняли гамеоны (песни с призывами женитьбы и часто повторяемым рефреном «О, Гимеон! О, Гименей!»). За повозкой (иногда и перед ней) шла мать невесты (и служанки) с факелом (символом Гестии – богини домашнего очага; или Геры-факелоносицы, дарительницы счастливого пути) и подружки невесты (нимфевтрии). За ними шествовала в порядке старшинства  мужская родня со стороны невесты, и, наконец, танцоры-кифареды со струнными инструментами (кифарами), которые размахивали ветками боярышника и исполняли громкие песни-пляски, призванные отпугнуть демонов и злых духов. Перед домом жениха шествие завершалось имитацией похищения из повозки невесты женихом и его друзьями (притворное похищение).

3.Свадьба, как ритуал очищения и посвящения невесты новым богам. Во дворе перед домом жениха возле алтаря Зевса-Геркейоса (Ограды, Зевс – покровитель ограды дома) процессию встречала его мать с факелом. В доме жениха невеста (её на руках вносил жених) и гости представляются хозяину, над головами молодых преломлялась лепешка, а затем невеста зажигала от матушкиного факела огонь в очаге (на домашнем алтаре Гестии, с этого момента она становилась основной хранительницей домашнего очага в доме мужа ). Здесь же жених дарил невесте гранат, орехи и фиги (символ единства семьи и верности).
Затем молодых окропляли водой, они исполняли обряды и хороводы вокруг алтаря Геры с исполнением песен-гимнов  богине Гере (покровительнице браков и семьи). Во время этих обрядов на домашний очаг высыпались зерна ячменя и фрукты – дар богам-покровителям (Гестии, Гере, Зевсу Ограды; невеста, желающая быстро зачать, обращалась ещё и к Артемиде), чтобы те даровали молодым благополучие. Несколько раз под песни и танцы молодые обходили (по часовой стрелке) очаг (в доме) и жертвенник (во дворе). Молодых и гостей хозяин дома окроплял водой из ведра, в котором был затушен принесенный тещей факел. Во время самого жертвоприношения (мясом, зерном, шафраном, вином, медом и молоком, благовониями) музыка и песни-танцы не исполнялись, читалась только призывная молитва. Веселая музыка исполнялась сразу за ним – для привлечения  богов к принесённым дарам.

После священной трапезы (гамелии, во время которой молодые сидели на бычьей или козьей шкуре – символах плодовитости), за которой поедали принесенные на домашний алтарь дары и жертвоприношения, и во время которой каждый исполнял сколию (песню-куплет в честь молодых, богов-покровителей города, филы, фратрии) под пляски танцоров, молодые благодарили ответными дарами совершавших ритуал жрецов-архонтов (или жриц Деметры) и, получив их благословение, отправлялись в опочивальню.
В это время молодых осыпали финиками, инжиром, жаренным зерном – чтобы их дальнейшая жизнь была благополучной и сытной…

Во время первого соития близкие родственники и гости весело танцевали перед закрытыми дверями опочивальни и исполняли двусмысленные колыбельные, фривольные песенки (эпиталамионы-катакойметиконы) с вскрикиваниями, с намеками на эротику и в быстром, энергичном ритме… Затем все удалялись из дома.

После этой первой брачной ночи совершалась эпаулия: утром друзья и родственники встречали молодых поздравлениями, исполняя эпиталамионы-диегертиконы – песни пробуждения – и одаривали молодых, а отец невесты присылал процессию с утварью и приданным невесты во главе с одетыми в белое мальчиком и девочкой-канефорой.
В конце октября, на празднике Апатурии, после жертвоприношения родовым богам и пиршества, жених вносил в списки фратрии свою жену. Как раз к этому времени (т.е. через 9 месяцев после январской свадьбы) возможно было и рождение первенца.
В целом, свадебный обряд начинался с определения приданного из дома невесты во время утреннего сговора и завершался  передачей утром приданного в дом жениха.  Поэтому можно рассматривать весь обряд как освященный традиционным ритуальным циклом акт перемещения собственности от одного собственника к другому. Во время свадебной процессии мать (и служанки) невесты переносит факелами освященный огонь от очага из дома невесты в очаг дома будущего мужа – чем сохраняют непрерывность покровительства божеств.

С другой стороны, отметим особенность получившейся формулы: в ней, структурно, гамелия – священный свадебный пир – как раз попадает на условные январь-декабрь (верхняя часть, север условного сакрального пространства, что соответствует др. греч. месяцам посейдонион\гамелион) и согласуется с оптимальным сезоном свадеб в ДревнихАфинах.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Павсаний, Описание Эллады, Кн.1, гл.31.
А. Ф. Лосев. Теогония Гесиода \\  15. Hes. Theog. 629—735 (Титаномахия); 16. Hes. Theog. 820—868 (Тифония).
Гвоздева Т. Б. Великие Панафинеи — история, структура, общественное значение. Дисс. … к. и. н. М., 2001. С. 144—150.
Л.И.Акимова, «Сакральное пространство древнегреческого праздника: Великие Панафинеи», 2008 г.
П.Гиро, Частная и общественная жизнь греков, 1915 г.
http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1270652732#o22
В.В.Латышев, Очерк греческих древностей, 1889 г.
http://centant.spbu.ru/sno/lib/index.htm
Е. В. Герцман,  Музыка древней Греции и Рима. СПб., «Алетейя», 1995 г.
Ф.Ф. Зелинский, История античной культуры, 1915 г.
Бондарь Л. Д. Афинские литургии V—IV вв. до н. э. СПб.: Нестор-История, 2009.
Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 тт. - М.: Советская Энциклопедия. - 1980. (статьи А.Ф.Лосева о Др. Греции).