Лечебник истории

Галина Докса
                И твой, бесконечность, учебник
                Читаю один, без людей, -
                Безлиственный, дикий лечебник,
                Задачник огромных корней.
                Осип Мандельштам
               

Не пролившись, гроза откатилась,
пару молний метнув от границ,
и в закатной тревоге явилось
мне виденье в провалы глазниц.

Ты спаси меня, преданный Богдан,
ты казни меня, грозный Тарас, –
я как лирник слепой при дороге,
все не кончу постылый рассказ.

Все ловлю в задыхании ветра
хлороформовый запах войны
да под пирровый фейрверк победы –
треск по швам рассеченной страны.

Все мне чудятся подвизги стали
в шуме тОполей здешних степных,
что на десять веков отлистали
вспять и вхлест повесть лет временных.

Снова Русь в новорожденной яви
замерла под латинским крестом,
снова туровский князь окаянный
сел на Киева шаткий престол.

Снова мукой Бориса и Глеба
выкупаема доля земли,
что измерили с неба до неба,
Боже, ноги босые Твои.

…то ли солью присыпало язвы,
вешним цветом бесслезных зарниц –
слышу, вязнет в грязи непролазной
княжий поезд у польских границ.

И листаю, листаю, листаю,
и невидим, почти невесом,
облетает Славянск, упадает
грозным грузом на чашу весов.

                21 мая 2014