без следов

Диана Горяева
  Я устала. Мне всегда казалось, что работа библиотекаря - работа мечты: сидишь себе да книжки почитываешь. Ан нет. То заполни карточку, то вбей в каталог новые книги, то сходи в архив поищи какой-то старый том (который, я почти уверена, будет открыт читателем только для переписи данных книги в список литературы). А санитарные дни?! Мне, как самой молодой, приходилось лазить по верхним полкам и стирать пыль, отбирать наиболее поврежденные книги и отдавать их на починку. А шутка ли,  тянуть пятисотстраничный том и передавать его старушкам, которые порой сами на ладан дышат.
  А следы от пальцев? Вы видели, какие следы оставляют порой некоторые "читатели"? Плакать хочется. Кстати, иногда попадались следы и от слез: тщательно растертые, бледные, почти незаметные. Чаще попадались подчеркивания "главных" мыслей и пометы. Наверное, читатель тогда воображал себя знаменитым монахом или философом, по заметкам которого потомки напишут хвалебную книгу.
На полу тоже оставались следы: когда пыльные, когда отчетливо грязные, когда усталые, когда тоскливые (неудивительно - ведь период сессии скоро, а из курсовой - только список книг для чтения).
  И сейчас, едва разгибаясь от усталости, я стирала эти следы, оставляя полу его естественный приятный коричневый блеск. С грустной улыбкой оттирала мазутные отпечатки ботинок у полки с классикой: здесь стоял шофер - постоянный клиент нашего Храма Наук. Приятный человек. Он мог быть весь перепачкан мазутом: ноги, лицо, одежда, но руки - всегда чистые. Обязательно оттертые почти до второй кожи. И книги он брал очень бережно, будто драгоценность. И никогда я не видела после него никаких следов на страницах, только оставался легких машинный запах. Иногда на книгах оставались заплатки - тоже его рук дело.
  Мне оставалось совсем немного - небольшой коридорчик от входа до стойки, но я поняла, что не двинусь с места. Просто не могу. Решив оставить всё это грязное дело на завтра, я с трудом разогнулась и пошла мыть руки. Неплохо было бы принять душ, но домой я сегодня не попаду.
  Для непредвиденных случаев и для редких минут перерыва у нас была небольшая каморка с уютным диванчиком и столиком, на котором притулился электрический чайник. Попив немного чаю и тщательно вымыв руки, я погрузилась в чтение.
  Наверное, я уснула. Прикрыла глаза, давая им отдохнуть, и уснула. Очнулась от легкого непонятного шороха среди стеллажей. Прислушалась. Мягкий шум, будто кто-то шелестит страницами или проводит пальцами по обложке книги, повторился. Я закрыла книгу и медленно поднялась. Что делать? Я совершенно одна, и в нашей «комнате для непредвиденных случаев» не было ничего для такого происшествия. Я глубоко вздохнула и попыталась бесшумно открыть дверь. Кто же мог пробраться в библиотеку? Что здесь красть, когда можно прийти и просто взять или хотя бы подержать в руках? Я вышла в проход между шкафами. Где-то слева мерцало слабое сияние. Удивленная без меры, я, не таясь, прошла к источнику света и чуть не вскрикнула от удивления. Возле полок стоял незнакомый парень и задумчиво листал что-то, а все книги вокруг него мягко светились! Заметив постороннего, незнакомец в белом одеянии повернулся и мягко улыбнулся. Я не могла вымолвить ни слова.
 -Мне нравится, как вы следите за словами, что послал вам Он, - густой голос ангела будто обнимал. - И нам нравится, как следите вы за Наблюдателями слов.
 -А… эээ, - наблюдатель за Наблюдателями слов мог издавать только бессвязные звуки.
 -Смотри, - незнакомец обвел стеллажи со светящимися книгами, - как сияют слова, как сияют следы Наблюдателей. Берегите их.
  И всё потонуло в безудержном затопляющем свете…
  Солнце проникло сквозь единственную щель между занавеской и стеной и светило мне прямо в глаз. В голове стучало, будто кто-то бил чем-то тяжелым… а, нет: это стучали в дверь. Еле разгибаясь и охая от боли в мышцах, я открыла дверь. В библиотеку вошла одна из моих коллег. Увидев грязный коридор, она поцокала языком и бодро отправилась к раковине наполнять ведро водой. Я бездумно и полусонно смотрела на грязный пол. Поняв, что помощи от меня не дождешься, старенькая библиотекарша со вздохом засучила рукава и принялась оттирать грязь.
 -Ещё и босиком шлёпала, - ворчала она, ловко орудуя шваброй.
 -А? - откликнулась я, заваривая себе кофе. - Я?
 -Ну не я же. Хорошо, что ещё к полкам не пошла и следов там не оставила.
  Но я всегда ходила по библиотеке в специальных тапочках!
 -Эх, молодежь, - проворчала старушка. - Вот раньше тебя по головке за такое бы не погладили. А знаешь почему?
 -Почему? - немного обиженно отозвалась я.
 -Потому что полы надо с вечера мыть. Ещё моя бабушка мне говорила: мой, Рая, полы с вечера - чтобы ангелам чисто ходить было...