Татарская Бездна. Не унесенная ветром

Татьяна Челышева
ТАТАРСКАЯ БЕЗДНА: НЕ УНЕСЕННАЯ ВЕТРОМ

«Есть в мире много, друг Горацио, такого, что и не снилось нашим мудрецам...» Разве ж могло присниться шекспировским мудрецам, что черные дыры из космоса переместятся в Гватемалу – на радость туристам, непременно желающим  фотографироваться на их зловещем фоне. Что главной достопримечательностью в Крыму, в Алупке, станет не Воронцовский дворец, а Хаос – бесформенная куча камней, сохранившаяся по словам экскурсоводов, с того самого Вселенского Хаоса. Что в Татарской Бездне вот так запросто добывают известняк, иногда привлекая к работам жителей Чувашской Бездны. И нет в этих Дырах, Хаосах и особенно в Бездне никаких химер и горгулий, только белокрылые гуси приветственно гогочут, да чернобокие коровы томно мычат…

СНАЧАЛА ТУДА, ПОТОМ СЮДА
Пешочком добирается из Нового Дрожжаного домой в Татарскую Бездну юная Алена Камалова. С компьютерных курсов шагает. Она любезно соглашается показать нам дорогу: «Сначала ровно езжайте, - объясняет, -  потом – туда, потом немного сюда». Следуя ее немногословным указаниям, мы попали туда, куда надо – в местную школу, новую и красивую. Там, по словам попутчицы Алены нам и расскажут, почему Бездна Бездной называется.

БЕЗДНА – БЕЗ ДНА?
Школа нас встретила песней – школьный хор готовился к концерту. Так с песней дошагали мы до кабинета информатики, где директор Мунир Ренатович Айнутдинов поведал нам одну из версий происхождения деревни.
Согласно ей, далекие предки нынешних жителей Татарской Бездны пришли к этому месту, желая поселиться непременно у воды. Взяли большую палку и начали измерять глубину реки – дна не достали и решили не заморачиваться с названием местожительства – мол, раз без дна, то Бездна и будет.

ЗАВЕТНОЕ ЖЕЛАНИЕ РУСТАМА БАКИРОВА
Вторую – новую - версию озвучил в июле, на празднике села, очень известный в Казани хирург, главный врач 18-й горбольницы  Рустам Бакиров - уроженец этой местности.
- Потребность докопаться до корней своей малой родины приходит к человеку в определенном, уже зрелом возрасте, - сказал Рустам Сайфуллович. – Пришла и ко мне. Это как заветное желание, которое непременно хочется исполнить. Потому что без знания прошлого – нет будущего. Потому что родная земля дала мне столько хорошего и не ответить ей тем же, отправить в забвение традиции, уклады, воспоминания я просто не могу. Моя земля – это та часть меня, которая ответственна за здоровье души. Ведь когда человеку трудно и больно, он идет к родному дому, к родителям, либо к кладбищу, где они похоронены, к роднику - и уходит оттуда, получив душевное облегчение, полный новых сил и энергии.

БЕЗДНА – СОВСЕМ НЕ БЕЗДНА
Помнится, подобные чувства испытывала Скарлет О Хара из «Унесенных ветром» - преодолевать жизненные трудности ей помогали встречи с родной землей, с ее Тарой.
Рустам Бакиров долго занимался историей деревни, вместе с учеными, с археологами они докопались до исторической истины и сейчас по результатам своих изысканий выпускают книгу о Татарской Бездне. Она еще не знакома широкому кругу читателей, но мы приоткроем завесу тайны.
Перелопатив 3 000 страниц архивных материалов, ученые пришли к выводу, что название Татарская Бездна к бездне в ее классическом русском понимании не имеет никакого отношения, потому что тогда она бы называлась татарским словом «Тепсез».

ПУТЕШЕСТВИЕ БУКВЫ «Д»
Название произошло от татарского Би узене, что значит «Долина бея», потому как издревна здесь жили беи – на древнетюркском языке так величали богатых предводителей булгарско-кипчаковских племен. На вопрос: «Где находится ваше селение?», жители этих мест отвечали – «Би узенендэ» («в долине бея»). Так название и закрепилось. И лишь много позже «Би узене» сократилось, превратившись в «Бизнэ». А еще позже, при переписи населения 1811 года, либо по невнимательности переписчиков, либо для того, чтобы приблизить тюркское звучание к русскому языку появилась в слове «Бизнэ» буква «д» и стало оно читаться как «Бездна». 

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ
Творческая группа ученых, историков и археологов с удовольствием вспоминают свою трехлетнюю работу в Татарской Бездне. Им помогали все как один бездненцы – от мала до велика - с небывалым энтузиазмом. Они будто вдруг почувствовали, что они нужны, они не забыты, что их деревня не брошена. Делились воспоминаниями своих бабушек и дедушек, растревожили личные архивы - приносили старинные документы, вещи. Именно с их помощью установили и возраст деревни – 1000 лет ей на будущий год стукнет. О том свидетельствуют найденные здесь при раскопках глиняные черепки и даже огромный рыболовный крючок, предназначенный для ловли крупной рыбы на большой глубине.

СОЛИДНАЯ ДЕРЕВНЯ
- В общем, солидная была деревня, солидные люди ее населяли, - резюмирует историк Анвар Хайри, -  780-800 дворов, 5 мечетей, 9 мурз (слово «мурза» пришло на смену «бею» - это титульное звание для состоятельных татар, приравнивалось к князю. – Авт.), а остальное население имело статус «служилые татары», «чиру кешесе» (военнослужащие), которые служили в местных войсках, рубили лес для строительства российского флота…   При таком княжеском наполнении, деревня процветала: все были при деле, богаты духовно и материально. Было здесь много ремесленных мастерских, гончарных, по выделке кожи и шкур, работали мельницы, была спичечная фабрика - жизнь кипела…

ДЕРЕВЕНСКИЙ СОЛОВЕЙ ПОЕТ ЛУЧШЕ ГОРОДСКОГО
- Посмотрите на меня, - добавляет Рустам Сайфуллович, - разве меня плохо кормили, плохо учили, плохо воспитывали в моей родной деревне? Меня вырастили, поставили на ноги, теперь и я должен помочь той земле, которая меня родила. Все кто корнями отсюда,  могут ей помочь, не смотря на то, что перебрались в город. Ведь даже соловей деревенский поет лучше городского, душевнее. Потому что в деревне остается наша душа. И если дети будут помогать своей родине, как матери – только тогда выживет деревня, восстановится. Вспомните, как после войны голодные и раненые люди разрушенные немцами деревни восстанавливали, а нам здоровым и сытым сам Бог велел.

***
… Да, «есть в мире много, друг Горацио, такого, что и не снилось нашим мудрецам». Не снилось и нам, которые уж во многих глубинках побывали, всякой разрухи повидали. На фоне тихо умирающих деревень - Нижняя Баланда с ее фонтанами, да вот теперь Татарская Бездна, о которой пишут книги, во всех неравнодушных к судьбе российской глубинки вселяют оптимизм. Побывав там, понимаешь, что нет такой бездны, которая не покорилась бы человеку. И нет такой деревни, которую нельзя было бы оживить.

КАК ДОБРАТЬСЯ:
От Казани до Татарской Бездны 280 километров. Ехать нужно в сторону Буинска. Затем – на Новое Дрожжаное, где главное не спрашивать дорогу у местных милиционеров, потому что их секретная миссия – заметать следы. Обязательно отправят в противоположном направлении. Когда же язык вас все-таки доведет до одиноко стоящей в чистом поле остановки – не спешите прорулить мимо нее - присмотритесь: специально для имеющих глаза, на ней написано красной краской: «СЕЛО ТАТАРСКАЯ БЕЗДНА». И  даже стрелочка нарисована, указывающая направление.

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ:
Ветеран педагогического труда Флюра Сафиулловна Мударисова мудро заметила, что гостиницу в селе Татарская Бездна можно найти в каждом доме – здесь все очень гостеприимные. Вот и на праздник села принимали огромное количество народу – 1500 человек: кто у родственников остановился тогда, кто у друзей, кто у знакомых - всем были рады.
- Всем место нашли, - подтверждает ее супруг Ирфан-абы, - подливая странникам горячего чая, потчуя ароматным медом да яблочным пирогом, - и на тысячелетие Бездны найдем, пусть приезжают. 

БАБУШКИНЫ СКАЗКИ
Школьный лаборант Гульнара Шагаева – многодетная мама восьми детей – в свободное от работы и от воспитания отпрысков время тоже собирает у односельчан воспоминания об историческом прошлом своей родины. Вот что ей рассказывала 80-летняя бабушка Мегафира-эби: на месте школы была раньше в Бездне двухэтажная мечеть с балконом.  После революции минарет у этой мечети большевики спилили – все плакали, дети искали в траве полумесяц с упавшего минарета мечети, хотели спрятать, но так и не смогли найти…
Чуть ниже в двухэтажном доме жил «Сыерчык-бабай» («Дедушка-скворец»)  – очень образованный человек, помогал бедным, жертвовал большие суммы на строительство. Жил здесь еще Сафиулла-бабай – очень религиозный и очень грозный – на его улицу молодежь вообще боялась ходить, никого не пускал. При этом сам пек в бане хлеб для бедных...
Прадед мужа Мегафиры-эби – Шахимурза – легендарная личность. Пешком в хадж ходил, в Мекку. Не только дошел, но и вернулся. И принес с собой два ивовых саженца оттуда. Ивы из священного места и сейчас растут возле магазина. Хотя можно ли из Дрожжановского района дойти пешком до Мекки меньше, чем за 50 лет, и растут ли в тамошнем климате ивы – это вопрос на засыпку.