1993 г. 12 октября. Учителя бросают школы

Вячеслав Вячеславов
Вторую неделю держится бабье лето, днем +16. Последний раз не смог вскопать участок из-за влажной земли. Сейчас можно копать, но работаю во вторую смену. Продержалась бы такая погода до понедельника. Сейчас вторник. Купили мне простые брюки за 2100 и остались почти без денег, даже на хлеб, благо, у нас запасы продуктов, ничего не надо покупать, кроме хлеба, который должен повыситься в цене на днях, после зарплаты, пока ее не выдали.

16 октября днем +18, вышел на улицу в пиджаке покупать ветровку за 18 тысяч. Вика купила кофту за 38 тысяч.   Истратила 10 тысяч на несколько ведер яблок. Впервые за 19 лет, что здесь живем, вволю едим яблоки, наварили много яблочного варенья, заполнив все свободные емкости, вплоть до декоративного кувшина. Немыслимо дорогая капуста 250-350 рублей за килограмм, морковь 300 рублей.

Власта со слезами на глазах упрекнула, что ей в детстве хотелось иметь собаку, а я не разрешал — это в ответ на мои упреки, что надо смотреть за детьми, а не за собакой, дети остаются обделенными родительской лаской, которую получают собаки. Я брезглив,  поэтому не могу представить, как можно целовать собаку, или есть из одной тарелки, и тесно жить в одной комнате.   

Но у них другие представления.  Вероятно,  я не прав со своими упреками, они взрослые,  а мне все хочется, чтобы они поняли, что так нельзя. Собака должна жить на улице, а не рядом, чуть ли не в одной постели.

Юлька свалилась в большой картонный ящик с игрушками. Не плачет, смотрит беспомощно.  Взял её на руки, рядом Власта, и тогда она уже захныкала и пошла ей на руки.  Игорь видел это и тоже лег в ящик, хитро посматривая на меня.  Я понял, что ему хочется моего внимания,  поднял его из ящика.  Он тут же снова бросился в картонный ящик, который уже распорот с одного конца.  Я снова вытащил его и запрятал ящик в простенок на пылесос.  Он начал бегать по пуфикам, не слушая мои запреты,  а словно нарочно провоцируя на какие-то действия.  Ника более послушна, но берет пример с Игоря,  делает то же что и он.  Любит повторять понравившееся действие, неравнодушна к музыке, правильно напевает "Антошку", но мелодия крокодила Гены пока не по силам.

17 октября с утра +3, днем +10. Съездил на дачу в сороковой раз за сезон, перекопал землянику и немного под картошку. Небо почти чистое, но прохладно.

В Грузии идут бои за Самтредиа с звиадистами. Как долго это противостояние продлится? Шеварднадзе должны убить. Тогда верх возьмет Гамсахурдиа,  и начнется вакханалия, которая может протянуться около двух лет и вконец обескровит народ,  который наконец-то поймет, что с Россией лучше дружить. Если Ш.  уцелеет, то ему придется года два сражаться с звиадистами.

Но пройдет третий вариант, которого я не знаю. Что же? Перемирие? Трудно представить.  Вмешательство третьей силы? России? Приход к власти Абашидзе?

20 октября. Кашель не проходит, пошел к Абдулову,  он дал отдых на три дня, уколы хлористого кальция, лекарства, прогревания УВЧ, рентген. И на следующий день кашель стал меньше.

Сижу на кромке скалы, подо мной синее море, в котором плавают большие рыбины, и даже меч-рыба. Вода очень чистая, прозрачная. Вот плывет нечто похожее на человека, но лицо животного. Мальчишки издеваются над ним. Я выговариваю им, что нехорошо так обращаться с разумным существом, которое переворачивается на спину, показывая твердый покров в виде прямоугольной решетки красиво сочетающихся линий. Видите, какая целесообразность? Только у разумного существа может быть такое.

Но меня не слушают. Переключение.  В зарослях на тропинке вижу животное с кабана, но морда лохматая, как у терьера.  Понимаю, что всё не так как я думал: после замучивания мальчишками, то существо превращается в этого зверя, которое становится послушной собачкой.

Гена ездил с Ниной в Ульяновскую область в Перелюб.  На самарской дороге въехал в глубокую  лужу после дождя,  влажные дисковые тормоза проскользили, и он сильно помял "Оку",  а себе — радиатор.  За буксировку отдал 10 тысяч. Экспертиза на алкоголь ни у кого не показала.  Гене выплачивать ремонт "Оки", и ещё свой восстанавливать.  У него впервые такая серьёзная авария.

Сильно похолодало +4.

30 октября. Температура держится около нуля, три дня назад выпал первый снег, до сих пор временами идет.

Владелец "Оки" требовал новую машину. Гене удалось убедить, что у него нет таких денег, тогда он сказал, чтобы Гена дал ему свою машина на то время, пока "Ока" будет восстанавливаться, мол, он бизнесмен, теряет много денег без машины. Гена ответил, что свою машину никому не доверяет. Предполагает, что ремонт обойдется в «лимон», тем более что с первого ноября цены вновь повысили на автомобили.

В сентябре Скрипкин, Никонов, Власов на своих машинах поехали за грибами. Очень скоро у Скр. машина забарахлила, он вернул ее в гараж и пересел к Власову. Ехали ночью. На дороге стоял авто с выключенными фарами. Чтобы не врезаться резко свернул, выехал на встречную полосу, столкнулся с новой машиной, которую перегоняли к месту. Машина Власова в лепешку, но на них ни царапины, лишь Власову помяло грудную клетку. За рулем был его сын.  Побитый владелец полез в драку, требует новую машину, вместо побитой. Никонов тоже стукнулся — не соблюдал нужную дистанцию. Договорились, что поменяют кузов.

Мне об этой аварии Скрипкин не рассказывает, скрытничает.

Приснилось:  я и Володя Баранов идем в кинотеатр, перед кассой небольшая очередь. Он берет билеты, я отдаю за себя мелочью 70 копеек, хотя билет стоит 50 к.  и сразу от кассы проходим в зал, что очень удобно, отмечаю я. Зал камерный, театральный, на сцене какие-то люди ходят. Мест много, сели сбоку от сцены. Володя пошёл курить. Внезапно зал стал заполняться, и на его место села женщина, ни в какую не хочет понимать, что место занято. Пришлось пересесть поглубже от сцены, которую стало почти не видно.

С первого ноября подняли цену на хлеб в три раза, и на молоко в два раза. Воспринимается спокойно, с пониманием, хлеб не должен быть дешевым, чтобы не кормить им свиней.

М. Розанова, жена А. Синявского  сказала по телевидению, что оправдывает любую любовь, но только не безответную.

 "Если меня любят, то и я люблю. И ни одной минуты не уделю тем, кто меня не любит!".

И этим заявлением неприятна. С какой стати, тот или иной человек должен ее любить? Можно уважать и не любить, и этого достаточно. Для того, чтобы влюбить в себя,  нужно иной раз приложить много усилий, которые не всегда оправдываются.

2 ноября, выходя из библиотеки, встретил Гришмановского, которого видел недавно и поразился, как плохо он выглядит. На этот раз он смотрелся лучше, но очень худ. Поставил объемную, но пустую черную рамку у стены, пожал протянутую руку. Я назвал его по имени, в прошлый раз не мог вспомнить, как его зовут. Пытливо смотрит на меня, чуть вытянув вперед голову, словно ожидая подвоха в моих вопросах, и незамедлительно желая дать на них колкий ответ.

— Работаю дворником в седьмом квартале. По совместительству подрабатываю слесарем. Хожу, получаю замечания.
— Какие замечания? От кого? — не понял я.
— По работе.
— Не женился?
— Нет. Не считаю необходимым.
— Сколько тебе лет?
— 24.
— На Руси женились после сорока. Тебе ещё гулять и гулять.
— Спасибо за ценную информацию. Вы же держите журналы. Я прочитал. Очень интересно. Айкидо. И другое. Спасибо.

Я не мог понять, за что он меня благодарит? Когда он успел прочитать совершенно новые журналы, которые только пришли, и библиотекарь сразу же выдала мне?! То ли пока я сидел в зале, он прочитал? Нет, мои журналы никто не брал. Абсурд какой-то. Уверен, нет там айкидо. Зачем он это говорит?

— Встречаешься?    
— Да. Есть одна женщина.
— Нет,  по литературным делам.
— Встречаюсь, со Стрельцом. Давно не видел Алексеева. Да, заходил в Лит.центр. Валентины Александровны не видел. Видел Кудряшова. Арндта.

Не разговор, а сплошной абсурд. Первым закончил с ним разговор. Он вежливо попрощался. Я так и не понял, то ли он придуряется, то ли от наркотиков отойти не может.

6 ноября вдруг нашел определение: я всю жизнь искал алгоритм жизни, подозревая, что он существует. Всё шло на подсознательном уровне:  если такое поведение приводит к плохим результатам, то нужно поведение изменить, и так до тех пор, пока не наступит долгожданный результат и полная гармония.

Человек учится на ошибках, часто не подозревая, что ищет свой алгоритм. Плохую услугу делают те родители, которые балуют своих детей, которые убеждаются, что могут позволить себе очень многое и добиваться желаемого результата. Потом вдруг родительская опека почему-то перестает срабатывать, общество не хочет быть всепрощающей матерью, что озлобляет разбалованное чадо, и он злится на общество и становится преступником.

Боюсь, что такая участь ждет и моего внука. Дай   Бог, чтобы это было не так, но Власта сильно балует детей и обижается, когда говорю ей об этом, не воспринимает мои доводы.  Понятие своей ошибки придет к ней слишком поздно, если вообще придет. Но здесь я бессилен. Кто знает, как воспитывать своих детей, чтобы хорошими были не только они, но и внуки, и их дети. 

Боюсь, это невыполнимая задача, и с ней никто не справлялся. Вмешивается Фатум, судьба. Всё время не оставляет тревога, что жизнь может измениться к худшему, произойдет что-то страшное, что до сих пор ещё не происходило. Но тут же мысль:  почему оно должно произойти? Разве не мало лиха я хлебнул в детстве и юности, жизнь меня не баловала, разве не достоин я спокойной старости?

Мать всё не успокаивается, ходит к колдунам, которые заговаривают самодельное вино, хорошо, если ничего не подмешивают, потом это вино приносит нам, Куксанову. Я отказывался, но она настойчиво предлагала. У меня мелькала мысль, что она взялась за старое, как и раньше, привораживала Ветохина.  Но вся ее ворожба заканчивалась безрезультатно, и не верю я во всё это, хотя и неприятно сознавать, что тебя пытаются использовать в своих целях.

К нам она перестала приходить, но часто гостит у Куксановых, который помнит, что обязан ей лишней комнатой, и она это использует на всю катушку, наговаривает гадости про меня и Вику. Власта заступается, ссорится с ней, и так каждый раз. Видимо, Бог решил, что я слишком хорошо и спокойно живу, и послал мать напоминать о гадостях жизни. Шутка.

Я заметил, что люди не всегда понимают шутку и иронию, произносимые слова воспринимаются всерьёз. Может быть, и я такой же? Не замечал. Кажется, могу воспринять юмор.

Часто читаю о разбившихся молодых парнях на своем авто. Кто выбрал такую судьбу, они сами или кто-то другой? Разве они хотели быть раздавленными в 22 года? Нет.  Но должны были понимать, к чему приводит соответствующее поведение или такой алгоритм жизни. Не хотели понимать, или соответствующее воспитание убедило их, что им всё сходит с рук, сойдет и на этот раз. Так родители толкают своих детей на убийственный путь.

Бесит наличие попов на телевидении. Вся коммунистическая атеистическая пропаганда коту под хвост, народ дегенерировал, вернее, нисколько не прибавил в культурном развитии с 17 года, а может, мы и не способны духовно расти? Вырождающаяся цивилизация. Трудно поверить, что человек способен на добрые дела. Так много преступлений, крови вокруг. Может, коммунисты были правы, когда зверскими методами наводили в стране порядок? Люди не понимают ласки, они начинают на голову садиться. Говорили же умные головы, что демократия и свобода не совместимы. Что-нибудь одно. Хотя свободу без демократии понять невозможно, как и представить.

Конечно, нужна твердая власть для наведения в стране порядка. Но такая власть очень быстро скатывается в диктатуру и тоталитаризм.  Но, может быть, это лучше, чем бесконтрольная анархия и преступная вседозволенность, мы не доросли до свободы, может быть, человек и не способен быть свободным, на свободе он становится зверем, это в нем заложено генетически, иначе он и не был бы человеком. Очень многое откроется в следующем веке, и я страшно жалею, что так рано родился и не узнаю того, что хочу узнать.

Лучше бы я умер, тогда в Сухуми, когда у меня было воспаление легких. Мне такая жизнь совершенно не в радость, и недавно я Вике сказал, что если окажусь в таком состоянии, что будет решаться вопрос о моей реанимации, то не надо возвращать к жизни, я не хочу жить, устал, я не доволен собой, детьми, у которых такая же серая жизнь.

Но это жизнь! И я не могу знать, какими будут мои внуки. Может,  мое предназначение именно в этом, дать жизнь потомству? Что я и выполнил. В отличие от некоторых. Сергею Хл. 28 лет, и не собирается жениться, зачем? Упрекнул своих родителей:

— Вы никогда ради меня не жили.

Это когда Гена отказал ему давать машину, мол, старую разобью, не жалко, потом новую себе куплю, когда научусь на твоей. Он же не сказал, что купит отцу новую, взамен старой. Гена до сих пор содержит обоих сынов, за Алексея отдает уйму денег за платное обучение в стоматологическом техникуме, хотя у того и нет желания учиться, но все-таки выучился, сейчас проходит практику. 

Я большего мнения был о Сергее. Посмотрим, какая судьба ожидает его, к какому финишу он придет? Я невольно ставлю себя на их место и думаю, может быть, и я был бы таким на их месте, если бы родился в таких условиях и в их время? Каждый дитя своего времени и обстоятельств. Не думаю, что Славка Чернов добился каких-то успехов в жизни, он не способен на усилия,  нет никаких талантов.

Костю до сих пор гложет воспоминание, как он в детстве прибегал в Петро-3авадовку, когда узнавал, что мы приехали.  Это его до сих пор унижает. Он считает, что с высоты его положения начальника, у него не должно было быть такое унизительное детство. Однако не думаю, что он счастлив и доволен своей жизнью. Впрочем, и я не доволен, человеку всё мало, чего бы он ни достиг, все хочется большего. Телевидение и радио приносят короткие сведения о гражданской войне в Грузии, все время прокручивают одни и те же кадры.

Я недоволен вмешательством России, так же и в Таджикистане им делать нечего, мы должны уйти оттуда, пусть сами решают свой вопрос, кому быть у власти? Так много неразумного поведения властей, что приходишь в отчаяние. Китайцы оккупируют Дальний Восток.

Преступность выше разумных пределов, учителя бросают школы и идут на улицу торговать, мы привыкли к пониманию, что Россия разваливается, что у нас всё плохо, покупаем только импорт, забывая и не понимая, что тем самым мы поддерживаем других, а не своих работников, и это чревато плохими последствиями.

Впрочем, так долго продолжаться не будет. Всё утрясется.  Мы должны выйти на правильную дорогу, или же Россия развалится на клочки. Я же считаю, что в таких клочках порядок навести гораздо легче, чем в огромной империи, которая как динозавр не в состоянии быстро реагировать на раздражение нервных окончаний:  хвост отгрызли, а динозавр только поворачивает голову, чтобы посмотреть, кто там своевольничает.  Вероятно, будущее за российской конфедерацией.

Третий месяц как работаю на кардане постоянно. Тем более что барабан и диск к новому году собираются перевезти в АвтоВАЗагрегат. Последний довод сыграл решающую роль. Да и с женщинами буду меньше контачить, особенно с Лёвкиной, которой так и не смог простить  крика на меня. Я не христианин, не могу прощать, хотя и не собираюсь мстить, просто от таких людей стараюсь держаться подальше.

Новая работа спокойней, так же читаю всё свободное время. Скрипкин пока не делает замечаний, чем я пользуюсь. За заработком не гонюсь, стар стал, это в молодости пахал за гроши, а сейчас нет желания и стимула.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2012/08/14/637