Обзор Катарсиса Геннадия Дмитричева

Гуйван Богдан
          Не счесть, сколько раз Земля уже уничтожалась в произведениях искусства. Чаще под раздачу попадал разве что Нью-Йорк. Ещё один вариант гибели столь полюбившегося Гагарину голубого шарика можно прочесть на странице Геннадия Дмитричева: http://www.proza.ru/avtor/dmitrichev . Повесть называется «Катарсис» (в дальнейшем просто К), и обзору я сегодня подвергну только первую её часть, потому что дальше она пока не написана.

          Сюжет К повествует о том, как после гибели родной планеты человечество на двух огромных кораблях превращается в многомиллиардный табор космических цыган, движущийся, судя по тому, что можно узнать из первой части книги, без какой-либо явной цели. «Смелый» и «Сильный» - таковы названия кораблей размером с Плутон, которые были построены всего за три года, и, честно говоря, верится такую возможность с трудом. Особенно, с учётом того, что, судя по неявным указаниям и отсылкам к современности, присутствующим в тексте повести, её основные события происходят ещё в двадцать первом веке. С большим трудом верится, что за такое короткое время люди могли бы понастроить настолько огромный космический флот, чтобы его хватило бы для инженерного обеспечения строительства такого масштаба. Не говоря уже о самом строительстве.

          Вообще, вопросов по матчасти у меня будет ещё много. Взять хотя бы упоминание того, что «людям разрешили взять с собой животных», причём почти, что в последний момент. А что, до этого никто не додумался захватить с собой замороженные эмбрионы или образцы ДНК, чтобы восстановить биосферу в случае нахождения новой планеты с подходящими для жизни условиями? Временные рамки полёта кораблей-колоний тоже довольно нечёткие. Не проходит сколь либо значимого времени, а они уже оказываются в другой звёздной системе. Если, как говорится в книге, на них установлен фотонный привод, а гиперпространственные прыжки ещё недоступны, значит, полёт должен был занять не один год, и при этом большую часть массы звездолёта должно было составлять антивещество. В таких условиях, ни о каких манёврах вблизи планеты не могло быть и речи – корабли просто не могли себе позволить такую нерациональную трату драгоценного топлива.

          Один из кораблей оснащен мощным вооружением, что логично, ведь неизвестно, что ждёт впереди, а на борту находится, ни много, ни мало, всё человечество. При этом непонятно, почему «ядерное вооружение» автор упорно называет сугубо наступательным. В сравнении с кораблём размером с Плутон даже Царь-бомба – всё равно, что гайка против «Спейс Шаттла». В космическом пространстве, при отсутствии негативных экологических последствий, ядерное оружие становится вполне конвенциональной вещью, которую можно без опасений применять как для нападения, так и для обороны.

          Также в тексте повести упоминается некое силовое поле, способное выдерживать температуру в сто тысяч градусов, что позволило бы кораблям пройти даже сквозь Солнце. Во-первых, учитывая размеры Солнца и скорость повышения температуры в фотосфере, скорее не пройти, а так, краешек задеть, а, во-вторых, теплоту можно передавать не только путём физического контакта, но и через излучение. Обычно, силовые поля действуют в качестве преграды от материальных объектов. Хотя, если имеется в виду некое непрозрачное силовое поле, способное задерживать фотоны, тогда я снимаю претензии. Но всё же стоило бы это уточнить. Это всё равно, что назвать Жало из «Хоббита» световым мечом, потому что он тоже светится.

          Наконец, в описании внутренней логистики «Сильного» и «Смелого» указывается, что многочисленные грузовые и пассажирские лифты за считанные минуты могли доставить людей и грузы на любой уровень. Скорее, уж отбивную из людей и спрессованные брикеты для переплавки из грузов. Потому что при размерах кораблей в две тысячи километров, получается, что лифты должны были достигать скоростей порядка первой космической скорости на Земле, Галактика ей пухом. А это, учитывая временные рамки, влечёт за собой перегрузки, по меньшей мере, в несколько g. При этом, ни о каких технологиях гашения инерции или гравитационном приводе лифтовых кабин в повести не упоминается.

          Тема уничтожения Земли замешана на модной экологической тематике. Типа, человечество плохое, нещадно эксплуатировало родную планету, а матушка Земля в ответ обиделась, как эмо-подросток, и самоубилась. Лично я в этом плане придерживаюсь взглядов Джона Карлина, утверждавшего, что Земле до нас вообще нет никакого дела, и полемика на тему того, что «мы убиваем планету» и яйца выеденного не стоит. Но это не суть важно. Важно то, что гибель Земли от остывания ядра почему-то выглядит, будто всасывание её образовавшейся в недрах чёрной дырой, притом, что в действительности, никакого шоу, заметного с космических расстояний, это не должно было создать.

          Автор явно не любит ни человечество, ни отдельных его представителей. Один из главных героев повести, генерал Гордон, отдаёт приказ уничтожить инопланетный флот вместе со всеми земными спутниками и кучей своих кораблей на орбите при помощи супер-оружия (которое, кстати, судя по описанию, должно всё-таки обладать избирательностью действия, но автору важнее нагнать драмы). При этом флот пришельцев не проявлял никаких принципов агрессии. Не было предпринято попыток установить контакт или провести разведку боем. Это было бы логичнее, но, опять таки, автор решил сломать стереотип об агрессивных пришельцах и показать негативные стороны человечества, принеся этому в жертву здравый смысл. В итоге читатель вместо того, чтобы, как, видимо, задумывалось, испытать стыд за свою расу, испытывает разве что понимание того, что один из главных действующих лиц – не слишком умный человек, и недоумение, как его вообще посадили за большую красную кнопку, нажатие которой способно разом очистить земные окрестности ото всех жестянок с разумными существами внутри.

          Если отвлечься от замечаний к матчасти, то одним из главных изъянов сюжета оказывается недостаток масштабности. Как бы планеты взрываются, мегакорабли строятся, но при этом все эти интереснейшие события, вокруг которых можно было наворотить множество подсюжетов, остаются на заднем плане и подаются в виде не слишком детального авторского пересказа. Наблюдать же читателю приходится всего за парочкой героев, один из которых вышеописанный «гениальных стратег», а весь образ второго можно выразить двумя фразами: «я опытный космонавт» и «другой главный герой убил моих родителей». При этом первое почти никак не отражается в сюжет. Арт не интересуется тем, что происходит на его корабле, не отдаёт никаких приказаний, не принимает важных решений, не разрешает конфликтов между подчинёнными, и, в целом, ни разу не показывает, ни навыков, ни опыта, за которые именно на его плечи была возложена ответственность за жизнь половины всего человечества.

          Сюжет начинает более-менее динамично развиваться и цеплять только во второй половине повести, когда скитальцы исследуют руины инопланетной цивилизации, а внутри самого флота из двух кораблей появляются довольно интересные интриги. Концовка получилась настолько интригующей, лично у меня, при всех огрехах повести, возникло желание взглянуть на вторую часть.

          С персонажами у повести всё не очень хорошо. Мысли и переживания главных (да и вообще любых) героев автор никак не раскрывает. Но, может, слова и поступки будут говорить лучше прямого погружения во внутренний мир персонажа? К сожалению,  нет. Почти все реплики в диалогах сухие, обезличенные и служат лишь для передачи информации и продвижения сюжета. Понаблюдать за персонажами в обыденной обстановке, чтобы понять, кто они такие, и, почему надо им сопереживать, не получается, потому что почти всегда герои находятся либо на научных совещаниях, либо принимают какие-то важные судьбоносные (и почти всегда нелогичные) решения.

          В итоге всё раскрытие персонажей на протяжении тринадцати глав сводится к тому, что полковник Гордон имеет замашки диктатора, а его как бы антагонист Арт недолюбливает Гордона за то, что тот ответственен за гибель его родителей. Интересно, как выглядел процесс принятия решения о том, кому же поручить управление мегакораблями с миллиардами человек на борту? Людей, претендующих на такие должности, просто обязаны были тщательно проверять. Как ответственные за это люди проворонили, что Гордон отдал приказ, в результате которого погибли родители Арта. Почему никто не догадался, что личная неприязнь между ними может поставить под угрозу всю миссию?

          Читать повесть в целом легко, а со второй половины ещё и захватывающе. При этом, как и многие авторы, которых можно встретить на этом сайте, автор «Катарсиса» по какой-то необъяснимой причине зачастую выделяет скобками слова, которые всего лишь употреблены в переносном значении.

          Несмотря на многочисленные ляпы, в повести немало неплохих научно-фантастических идей. Если бы они были развиты с должной детальностью и масштабом, читать «Катарсис» было бы намного интереснее. Главный бич этой повести – это персонажи, которые слабо прописаны, и зачастую нелогично себя ведут. За подающий надежды финал на «Катарсис» стоит взглянуть ценителям научной фантастики. Тем же читателям, которые не готовы терпеть плохо раскрытых персонажей и медленно раскачивающийся сюжет ради того, чтобы насладиться описанием вымышленных технологий и научных теорий, рекомендовать первую часть «Катарсиса» я не могу.

          Fifth fleet out