Трезвый взгляд

Валентин Спицин
Чем дольше продолжаются предсмертные конвульсии Украины, тем яснее становится смысл происходящего. Спадает пелена предрассудков, рассеивается дымовая завеса агрессивной пропаганды, такой интенсивной со всех сторон конфликта, и выкристаллизовывается трезвый и объективный взгляд.

Пока мы не можем похвастаться тем, что этот взгляд единый для всех участников и наблюдателей, - даже по прошествии веков взгляды на исторические события рознятся, что уж говорить о событиях современных. Но вот «первые ласточки», - выдержки из британской Guardian, которая «трезвеет» в таких случаях несколько раньше других.

«Любой, кто скажем вам, что украинский кризис – это борьба России с Западом, будет неправ, пишет обозреватель газеты Guardian Оливер Буллоу.

История украинского кризиса началась не в феврале, с отставкой Виктора Януковича, а в 1991 году, когда Украина приобрела независимость.

Тогда, в попытке избавиться от коммунизма украинская собственность была приватизирована в спешном порядке. Приватизаторам было безразлично, кто получит эту собственность. Для них было важно, чтобы частная собственность появилась. Они верили в то, что новые собственники будут отстаивать свои права и таким образом будет построено стабильное правовое общество.

Но Запад эту мечту убил. Новые собственники уводили свои богатства в офшоры, пользовались теми правами, которые собственникам предоставляет Запад, и при этом наживались на хаосе в собственной стране. Чем дольше Украина находилась в состоянии хаоса, тем больше они наживались.

Это не было противостоянием России с Западом - все были участниками этого процесса. Взгляните на ненужную посредническую компанию «РосУкрЭнерго»,  организованную Дмитрием Фирташем в 2004 году и занимавшуюся перепродажей Украине российского газа. Каждый заработанный ею доллар – это доллар, отнятый у простых украинцев.
 
Коррупция была чудовищной. По подсчетам антикоррупционных организаций, 30% всех ежегодных поступлений в бюджет разворовывалось. Это 15 млрд. долларов в год. Именно такую сумму Украина сейчас выпрашивает у МВФ.

В параллельном мире некоторых комментаторов политическая жизнь Украины была борьбой прозападно ориентированной Юлии Тимошенко с пророссийски настроенным Виктором Януковичем. На самом деле она была из Днепропетровска, а он был из Донецка, и каждый из них был нацелен на собственные интересы.

«На Украине Москва пытается сохранить коррумпированный режим против воли желающих жить с достоинством украинцев, потому что этот режим приносил деньги»
Guardian

Янукович проиграл, Донецк потерял власть, и она перешла Днепропетровску. Но украинцы протестовали не для того, чтобы власть от одного воровского клана переходила к другому. Протестующие остаются на Майдане, и это давление, надо сказать, работает.

Через старый коррумпированный парламент проведен закон, закрывающий лазейку для разворовывания бюджета. Ужесточены наказания за коррупцию, вводятся проверки расходов чиновниками государственных средств и так далее.

В этом смысл революции на Украине: украинцы хотят отобрать контроль над своей страной у донецких, днепропетровских и прочих олигархов, которые с помощью Востока и Запада 23 года разворовывали страну.

Теория борьбы Запада с Востоком выгодна только Кремлю. На Украине Москва пытается сохранить коррумпированный режим против воли желающих жить с достоинством украинцев, потому что этот режим приносил деньги.

Поэтому Россия укрывает Януковича, а российская пропагандистская машина представляет конфликт как борьбу идеологий, а не наемников.

Журналистам, выросшим в мире, в котором Москва и Запад были непримиримыми врагами, удобно жить в старой системе координат. Им легче представить Украину новой Чехословакией 1968 года, чем развалившимся, несостоявшимся государством, европейским Конго.

Украинцам продолжают говорить, что это противостояние – геополитическое и межэтническое, а не попытка простых людей взять собственную судьбу в свои руки.

Но в этой карикатуре на правду есть своя доля правды: западные украинцы действительно говорят по-украински, а восточные – по-русски. И украинцы начинают верить во все это и воевать друг с другом. И люди начинают гибнуть. И тогда пропаганда становится правдой.

Журналисты в такое время должны быть ответственными, они должны понимать, что речь идет о простых украинцах, а не о Вашингтоне и Москве, пишет Оливер Буллоу в газете Guardian. Они должны понимать, что их сегодняшние досужие рассуждения завтра становятся разжигающей конфликт пропагандой».

Таким образом, суть происходящего - гибель нежизнеспособной криминалфашистской олигархической модели государства, модели, оказавшейся вполне себе жизнеспособной в средневековой рабско-ордынской России, но не прижившейся на более общественно и исторически развитой Украине. Процесс вполне объективный, и ни от кого не зависящий. Вмешательство США только ускорило события, однако оно не может ими управлять.

Хотя агония олигархии при нищем, и потому неспособном установить демократическое государственное устройство, народе - процесс весьма болезненный и неоднозначный. И результатом вполне может быть вовсе не то, что хотели бы видеть американские «демократизаторы». До Европы Украине в плане исторического развития еще очень далеко, а вот до привычного «Гуляй-Поля», ранее сдерживаемого так ненавистным коммунизмом, рукой подать.

Трагедия Украины в том, что она переросла Россию, но до уровня Европы еще не доросла. Промежуточное, межеумочное состояние способно родить только хаос или, в лучшем случае, нацистское злобно-агрессивное государство, которое только отложит распад, но предотвратить его не сможет.

Иностранное вмешательство тоже контрпродуктивно. В таких случаях лучше отойти в сторонку. И Россия, которую сватают на роль миротворца, совсем не склонна повторять ошибки США, многократно имевших неосторожность совать нос в отсталые страны типа Ирака и Ливии, и всегда получавших там по носу.

Вот свежее с ленты новостей:
«Россия не может и не собирается гарантировать территориальную целостность Украины, поскольку никогда не брала на себя подобных обязательств, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью агентству Bloomberg.

«Мы ничего никому не должны гарантировать, потому что мы никогда не принимали на себя никаких обязательств на эту тему, но мы исходим из того, что самая главная задача - успокоить ситуацию на территории Украины, не гарантировать что-то кому-то, а успокоить эту ситуацию», - заявил российский премьер.

При этом, по словам Медведева, утверждения о намерении России присоединить к себе какую-либо часть Украины являются пропагандой, а сравнение с ситуацией в Крыму неуместно.

Согласно Будапештскому меморандуму от 1994 года о безъядерном статусе Украины США, Россия и Великобритания обязались выступить в качестве стран-гарантов суверенитета и безопасности Украины.
 
Медведев в интервью Bloomberg предложил иностранным партнерам дать другие гарантии. «Пусть нам наши партнеры по диалогу, в том числе Евросоюз и США, что-нибудь прогарантируют — о том, что не будут вмешиваться во внутренние дела Украины, пусть они нам прогарантируют, наши партнеры на Западе, что они не будут втягивать Украину в Североатлантический альянс, что те люди, которые живут на Востоке, не потеряют возможности говорить на русском языке, что не придет какой-нибудь безумный «Правый сектор», не начнет их резать», - заявил российский премьер.

Ранее МИД России, отвечая на обвинения в свой адрес о нарушении условий Будапештского меморандума, обвинял ЕС и США в том, что они «активно потворствовали государственному перевороту в Киеве».

Российское дипломатическое ведомство также заявляло, что Россия не брала на себя обязательства принуждать часть Украины оставаться в ее составе против воли местного населения, а «положения Будапештского меморандума не распространяются на обстоятельства, ставшие следствием действия внутриполитических или социально-экономических факторов».

Иными словами, Россия окончательно устраняется от вмешательства в украинский «Последний день Помпеи». Что, впрочем, и не удивительно:  вмешательство бессмысленно, Украина как государство уже давно прекратила существование, а пытаться примирить многочисленные криминальные банды - ничего кроме жертв со стороны вмешавшегося не даст. Только время разрешит эту ситуацию. Должны порасти травой могилы, прежде чем на этой зачумленной территории возникнут новые государства.

Валентин Спицин.