Договор дороже денег

Ян Подорожный
ФОТО из ИНТЕРНЕТА

Система, внедрённая в жизнь неким римским императором, а именно: разделяй и властвуй, оказалась весьма живучей и плодотворной. Причём она принимала, принимает и, несомненно, будет принимать в дальнейшем самые причудливые формы. Не впадая в высокие материи, не взлетая в заоблачные выси, вспомню несколько из многочисленных эпизодов в таксистскую бытность, каким-то образом связанных с данным явлением. Можно, естественно, усомниться в причастности того или иного эпизода к идеям вышеупомянутого императора, но, если вглядеться повнимательней, то рога торчат отовсюду.

Вся работа руководства таксопарков сводилась к следующему: 1. Выполнение любой ценой финансового плана. За провалы снимали стружку со всех. Они с нас, с них вышестоящие. 2.Минимальное количество нарушений в обслуживании пассажиров и Правил дорожного движения. 3. Как можно больше урвать на свой карман, учитывая при этом необходимость «прикормить» тех, кто рулит сверху.

Хороши были любые средства. Принуждение водителей работать после окончания основного времени на линии, что было чревато самыми серьёзными последствиями, именно в соблюдении ПДД, но: план – превыше всего! Вот и стояли начальники перед эстакадой, через которую выезжали в начале и заезжали в конце смены такси и «просили» прихватить пару часов. Т.н. «ленинские субботники», когда водителя обязывали привезти дневную выручку на сэкономленном, а фактически – купленном за свои деньги бензине.

Какая экономия в условиях городской езды на старых «корчах»? Выезд на «подсменки. Таксист выскакивал в свой день отдыха на линию перед выездом напарника на ночную смену, начинавшуюся с шестнадцати часов. И много других «приколов». Реакция моих коллег, а моя также, была адекватной: делай, что можешь, отбивайся руками и ногами, «химичь», но не попадайся. Так и поступали. Кто в большей степени, кто в меньшей. «Се ля ви»,

Как-то пришлось ожидать пассажиров на пл. Победы, возле городского цирка. Время около десяти часов вечера. Работы никакой. Но вот разглядел группу детей, направлявшуюся к моей машине. Мелькнула мысль: «Почему столько тинэйджеров без взрослых в довольно позднее время суток»? Однако через минуту-другую всё прояснилось.

Дети превратились в лилипутов, вышедших из здания цирка. А вон же и афиша, на которой изображены весьма приблизительно, но красочно, приближающиеся. Труппа лилипутов под руководством имярек. Подходят. – Дядя, отвезёте на Чоколовку (микрорайон Киева – авт.)? Я начинаю пересчитывать: одиннадцать персон. Все, если не ошибаюсь, поддатые. Но небольшие, а к тому же других пассажиров и в помине нет. – Но нельзя ведь столько в одну машину, - слабо запротестовал я, вызывая их на контрпредложения. Милиция остановит и накажет. –

Дядя (дался же им этот дядя, самим уже, переросткам, по сорок с лишком!), мы понимаем и не обидим, (что и требовалось доказать). Переговоры были весьма недолгими. Я всегда презирал в душе таксёров, долго договаривающихся с пассажирами о цене, да ещё когда они (пассажиры) стояли, согнувшись, возле дверки автомобиля. Да или нет! На переднее сидение сели четыре представителя циркового искусства, на заднее остальные семь.

– Так, братва, - предупредил я, - увижу гаишника, вы по моей команде падаете, чтобы вас видно не было. – Дядя, никаких проблем. Всё понимаем. Уже через несколько минут грянул хор мальчиков. Они же,как отмечалось выше, были под лёгким градусом. Приехали нормально.

Водители работали в такси через день. Попытки перевести на односменную работу успешно пресекались самими таксистами. Реже ездить на работу, а жили многие далеченько от автопарка, назавтра полный выходной, возможность съездить на рыбалку, отдохнуть. Я, например, в свои выходные играл в теннис, без которого не мыслю своей жизни и в нынешнее время.

И начальству удобнее: «разогнали» с утра водителей на линию и «гей, славяне»! По своим делам можно махнуть, на ту же рыбалку, на свидание к прекрасной даме и прочее. А инициативы об односменной работе шли из министерства или управления городских пассажирских перевозок, как правило, после тяжёлых аварий. Нередко водители, отбегав весь день на ремонте, выезжали на те же 13-14 часов на линию, чтобы и план привезти, и расходы за ремонт отбить, и себе что-то бросить. И, случалось, засыпали за рулём, и разбивали машины, и гибли люди.

Заезжали многие поздно. Пока помоешь для напарника автомобиль, заправишь, произведёшь необходимый ремонт. Оставлять напарнику авто на следующий день не готовым к выезду было очень дурным тоном, если не считать исключительные случаи, когда не было нужных запчастей на ночном складе, при сложных поломках, авариях. Обычно, поставив машину на стоянку, все шли в столовую парка, где круглосуточно подавали закусь.

Дозу (бутылку с водкой) привозили с собой. Вопросы были одни и те же: «У тебя доза есть»? - то есть, привёз ли ты бутылку, и они идут в долю с тобой или: «Ты дозу примешь»? - поиск второго или третьего клиента на бутылку, привезенную кем-то из них. Посидев некоторое время со знакомыми или друзьями по автопарку, водилы собирались домой. Общественный транспорт уже или ещё не ходит, и садились в т.н. развозку. За свой счёт, конечно. И, естественно, в такси.

Обычно водители, работавшие в это время, начинали пачковать пассажиров по районам. – Кто на Сырец, Нивки, Виноградарь, пл. Шевченко? Центр? Дарница? Борщаговка, Отрадный? И так далее. Забирали в одну машину всех, кто катил в названном направлении. Сколько есть. Выворачивали рессоры, «стреляла» (лопалась) старая резина, «горели» с гаишниками из-за перегруза.

Рассказывали, как однажды инспектор, остановив машину с копошащимися (иного слова не придумаешь) внутри пассажирами, скомандовал: «Выходи, пересчитаю всех поголовно. Так. Двенадцать. Было бы тринадцать – отпустил». И тут водитель открывает багажник и кличет: «Полковник, вылазь»! А там лежит слесарь с одноимённым прозвищем, который благодаря малому росту ездил только таким образом в наших развозках. Пришлось офицеру-юмористу сдержать своё слово под натиском всех водителей и не получить честно заработанный денежный приз.

Обычно за проезд по городу платили по 50 копеек, в Дарницу по рублю с носа. Тогда такси стоило десять копеек километр. Один наш водила проживал на территории автопарка, потом его частный домик снесли. Так и он, посидев за компанию в столовой, платил свой полтинник за провоз на расстоянии несколько сот метров. Был у меня случай. Угораздило как-то сесть тринадцатым в салон «Волги». Стоял внутри буквой «Г» на чьих-то коленях. Когда доброхоты захлопнули за мной дверцу, чуть не улетел к другой. Но приехал. Таким был один из способов зарабатывания денег.

В один прекрасный вечер, водитель нашей, 5-ой, автоколонны, Валера Цимберг, привёз на вокзал клиента. Этот случай разбирался на собрании таксопарка, поэтому подробности стали широко известны широким массам трудящихся. Договорился он с клиентом, но «зарядил» такую несусветную сумму, что пассажир, сравнив показания на счётчике с тем, что ему предложил оплатить Валера, наотрез отказался делать это.

– Но ведь договорились! – запротестовал таксёр. – А откуда мне знать ваши расстояния? – резонно возразил тот. Ты можешь любую цену залудить, а мне что – платить? Цимберг начал впадать в состояние гремучего лотоса, как описывают непальцы слишком взволнованных людей. Однако пассажир не согласился с аргументами и собрался уходить, оставив на переднем сидении чуть больше указанной на счётчике суммы. Валерий надыбал монтировку, лежащую в машине рядом с любым, практически, водителем такси и с тем же криком: «Договор дороже денег»! - рванул к уходящему экс-клиенту.

Тот явно не ожидал такого оборота событий, поэтому, не откладывая дела в долгий ящик, попросту говоря, рванул из последних сил в сторону центра. Цимберг настиг нарушителя конвенции возле памятника герою гражданской войны Щорсу, расположенному на расстоянии чуть меньше километра от вокзала. К обоюдному везению монтировка так и не была пущена в ход.

Свой автомобиль с ключами зажигания он в запарке оставил на вокзале и спасибо коллегам, которые позаботились о сохранности машины. Короче: милицейский «бобик», отделение милиции, объяснительная бумага в отдел эксплуатации,… и на рассмотрение трудового коллектива. Пассажир оказался своим парнем, и дело не раздувал.

Самое забавное: Валере посоветовали не рыпаться на собрании, молчать, закатывать глаза под брови, изображать невинность и т.п. Он и молчал какое-то время, пока снова не объявили о сумме за проезд и прочее. Тут его будто прорвало. - Так договор же дороже денег! – не выдержал он. Резюме: «За нарушение правил эксплуатации водителя 5-ой автоколонны, Цимберга Валерия, перевести на хозработы по парку сроком на три месяца». Двор подметать. Большего «срока» в парке не давали.
Ян Подорожный. 02.02.07.