Октавий Уинслоу. Прощение и страх

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПРОЩЕНИЕ И СТРАХ
Октавий Уинслоу (1857)
http://www.gracegems.org/W/sh4.htm

У Тебя прощение; да благоговеют пред Тобою
Пс.130.4

Осуществление помилования является исключительной и самой высокой прерогативой короны, самой богатой и блестящей жемчужиной в диадеме земных государей. Это относится и к Богу. Он, милующий грех, хранит это Свое Божественное право и благоволение с величайшей ревностью, и потому это связано с условиями столь торжественными. "Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие?". "У Тебя прощение".
Если  помилование является самым достойным и добрым делом Божьим, отсюда следует, что  мы ничего не могли знать об этом, иначе как через откровение. Никакой свет природы не может возвестить об этом; никакие усилия разума не могут открыть этого.  Это не могло быть известно через исследования человека, и это может быть явлено только по милости Бога. В том, что Бог имел право помилования, никто не мог сомневаться, ибо в руке Его сосредоточена высшая мощь, и едины законодательная, исполнительная и судебная власть вселенной. Но можем ли мы от природы ждать вести о том, что Бог мог бы осуществить Свою прерогативу помилования, и осуществлять ее столь великим и дивным образом, и могло ли это когда-либо войти в сознание ангелов и людей? Вся природа здесь нема. Только Бог может открыть силу, волю и способ Своего помилования. И как славно и ясно Он сделал это!
Напомним сцену, которая явилась Моисею на горе. И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Господа. Господь Бог, милосердный и милостивый, терпеливый, и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину, преступление, и грех". Таким образом, уже на горе Синай, на фоне ее грома, огня и дыма, являвших Его величие и святость, Бог явил Свой характер как милостивый и прощающий Бог.
Перейдем к горе Голгофе, и на фоне ее тьмы и ужаса, солнца, скрывшего свой лик, содрогнувшейся земли, разверзшихся скал мы узнаем замечательный способ Его помилования, явивший Его благодать и любовь. "Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие?". "У Тебя прощение". Как драгоценно и бесценно должно быть для нас все, что показывает эту славную истину: есть прощение у Бога! С какой благодарностью мы должны получить это, как твердо верить в это, как доблестно защищать это, и с какой щедростью и усердием возвещать эту истину, чтобы на крыльях ветра и на гребнях волн она неслась до самых отдаленных уголков земли! Вот "листья дерева для исцеления народов".
Для нужного нам контраста мы  дальнейшем раскрытии этого вопроса сопоставим прощение человеческое и Божие, иными словами, прощение, как оно осуществляется человеком и его правлением, и прощение, как оно дается Божественной властью. Возьмем первое отличие в прощении: каким образом нарушена честь закона и оскорблено величие правления. Соображения, которые вызывают человеческую кару или милость, полностью отличаются от тех, которые движут Богом, и здесь Бог и человек стоят в полной противоположности друг другу. Как велик этот контраст!
В помиловании человеческим правлением нет ничего, что поддерживало бы величие закона и удовлетворяло требования справедливости. Никакая попытка не может быть сделана, чтобы согласовать требования праведности с возражениями милости, примирить акт помилования с требованиями святости. Здесь не совершается искупления, не предлагается никакого удовлетворения, наказание не исполняется, закон по-прежнему обесчещен,  справедливость возмущена, правительство, от которого исходит закон, ослаблено, и его авторитет опускается в глазах нации; одним словом, преступник помилован, и преступлению оказано попустительство.
Сравним это с Божественным прощением грехов. Бог полагает Свой план прощения на основу, возвеличивающую закон, нарушение которого Он прощает, ибо Он выполняет приговор, в то время как Он же смягчает наказание; Он укрепляет Свое правление и придает ему силу, и в то же время прощает грешника, который проигнорировал Его авторитет и восстал против Его заповедей. Таким образом, Бог берет вопрос об удовлетворении справедливости в Свои собственные руки; Он берет на Себя ответственность, устрояет весь план и совершает все так, как может совершить только бесконечная сила Его Божества. Из всего этого сразу видно, что великая проблема Его морального правления, которую Он намерен был решить и решил, есть гармония соответствующих требований справедливости и милосердия, прощения и святости, достоинства оскорбленного правления и прощения преступника. Чтобы согласовать эти противоречивые интересы и Свои характерные атрибуты, Бог приступил к великому делу, во всех отношениях достойному Его. Через воплощение Сына Божия, в послушании Его жизни и искупительных страданиях Его смерти, Он настолько возвеличил Божий закон и столь полно удовлетворил Божественную справедливость, что ради этого было праведным и честным со стороны Бога помиловать, оправдать и спасти гнусных грешников. Таким образом, очевидно, почему апостол высоко ставит эту великую истину: "В Нем [Христе] мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его".  "Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие". и теперь грешники могут смело приближаться к престолу благодати и милости, так как у Него есть не только милосердие, чтобы обратиться к Нему, но заслуги Христа, чтобы умолять ради них. Справедливость исполнена, и милость может открыться, и честь Божьего характера сохранена; Его правление не нарушено от того, что Он оправдывает самых недостойных. Мы приносим жертву приемлемую, потому что в ней нет ничего нашего; мы получаем праведность столь достойную, потому что она не наша собственная. Если Бог не в состоянии принять нас и справедливо мог бы от нас отказаться - Он не преминет принять Христа, Который подчинялся и страдал, умер и воскрес, вместо нас, и тем более, что это Его собственный план и обеспечение помилования и спасения величайших грешников.
И как человеческое правление может простить преступника за столь огромную цену и великую жертву, как делает это Бог?  Это быстрое дело.  Это всего лишь слово, подпись, и преступник помилован, и его жизнь спасена. Но какова цена той жертвы, благодаря которой Бог простил вину греха и оправдал грешника! Он "не пощадил Сына Своего, но предал Его за всех нас". "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". Как велика эта цена и как неизмерима жертва! "В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши". Это стоило Богу смерти и мук Его драгоценного Сына, Который был послан в мир, презрен и унижен? и, наконец, вынес на кресте неописуемые мучения осужденного злоумышленника, позорную смерть римского раба. Каков же наш Бог?
Чего стоило Самому Иисусу приобрести наше прощение? Какая человеческая мысль может это понять, какая моральная арифметика это вычислит? Это далеко от нашего ума, это не поддается никакому исследованию! Смирение Его Божества в человеке; Его вхождение в нашу природу в ее крайней нищете и унижении, свободным от всей моральной грязи, но подверженным всему физическому злу, безгрешным, но принявшим все последствия греха; невинным, чтобы страдать за виновных.  Его Божественная природа плыла в океане бесконечного блаженства, Его человеческая душа склонилась в прах и до глубин горя. Одним словом, это стоило Ему жертвы всем Собой, до Его последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы приобрести для нас Божие прощение, которое уничтожило полностью все наши грехи, и отменило всю нашу вину целиком и навсегда. "Вы куплены дорогою ценою", ценою, которую могли найти только небеса, и которую только Бог мог заплатить. О любовь искупительная, любовь умирающего Христа!
Возьмите другой момент - контраст нравственного влияния человеческого и Божественного прощения. Ни в чем слабость человеческого помилования не является более заметной, чем в этом. Моральное преобразование преступников уже давно стало непонятной проблемой для самых проницательных философов и доброжелательных филантропов.  Это правда, что сегодня есть множество учреждений, пытающихся решить эту проблему, но пока они даже не охватывают несовершеннолетних, а большая часть освобожденных из заключения их никак не касается. В большинстве случаев вины, если   закоренелый преступник будет помилован, это приведет только к более глубокому рецидиву; тот, кто провозглашает его помилование, хотя бы от королевского имени, должен готовиться к повторению тех же преступлений, при более отягчающих обстоятельствах, и в более страшной форме. Помилование в большинстве случаев не только не ослабляет силу испорченности и не меняет прежний образ жизни, чтобы привести к законопослушанию, но становится стимулом для еще большей дерзости и более отвратительных преступлений.  Обратимся теперь к Божьему прощению грешника. Ни в коем случае Бог никогда не разочаровывался в моральных последствиях помилования для грешников. Получив полное и свободное прощение грехов, душа сразу готова оказать любящее послушание Божьему закону. Раб греха стал Божьим любящим слугой, тот, кто восставал против Его власти - Его послушным ребенком.  Никогда еще Бог не пожалел, явив Свое прощение отвратительному грешнику.  Мало того, что благодать помилования победила его, но сладкий, святой источник помилования снабдил его мотивом верить, самым трогательным и неотразимым. Растапливающее, освящающее влияние креста растворяет силу греха в сердце, которое пульсирует отныне жизнью и любовью к Богу, ко Христу и святости. Благодать помилования имеет не только освобождающий, но и подчиняющий эффект; она не только отменяет вину, но и побеждает власть греха; она не только свергает, но и убивает тирана. Влажная от слез и сияющая любовью, душа смотрит на крест Иисуса, и восклицает: "Как я могу сделать сие великое зло и грех против таких страданий, такого прощения и такой любви?". "Он изгладит беззакония наши", и кто Бог, как Ты?
Другой и самый важный пункт, напротив, относится к характеру греха и количеству грешников, на которых простирается прощение Божие. Существует, и обязательно должно быть, ограничение на расширение помилования земными государями, в отношении характера преступления и количества преступников. Прерогатива милости среди людей применяется с опасением.  Есть некоторые нарушения закона столь великие, некоторые преступники столь отчаянные и неисправимые, что не только справедливость будет ощутимо возмущена, но будет нанесен серьезный вред обществу, если милосердие распространится на таковых. Из преступников произволится выбор, и степень милосердия согласуется с характером и виной преступления. Но не так с Божественной властью. Бог обещает прощение каждого грешника, и за каждый грех, но только при условии искреннего раскаяния, смиренного исповедания и истинной веры во Христа Иисуса*. "Всякий грех простится человекам". В этом чудесном, безграничном явлении Его всепрощающей милости Он сделал достаточно в Личности и деле Его единственного и возлюбленного Сына. Искупление воплощенного Бога, праведное послушание Его жизни и жертвенный характер смерти Его не только открыли путь Его милости ко грешникам, но позволили бесконечно праведному и святому Богу помиловать неправду, преступление, грех и самую глубокую вину, и многое другое, что бесчисленнее звезд небесных. "Придите и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, они должны быть белыми, как снег; если будут красны, как пурпур, они должны быть белы, как шерсть". Опять же, разве земной суверен когда-либо помиловал преступника таким образом, как Бог? Мыслимо ли, чтобы король распростер свое помилование на наихудшего преступника, когда-либо бывшего под судом, и пожертвовал ради него своего единственного сына, чтобы возвеличить свой закон и во  удовлетворение требований справедливости? Разве такое предложение не только не было бы самым неслыханным и поразительным, но не пробудило бы по всей стране самое глубокое и острое отвращение и тревогу? Разве народ не предпочел бы, чтобы преступник был казнен, или чтобы закон был попран в пыли, тому, чтобы королевская милость была оказана на таких условиях и куплена по такой цене? И все же Бог милует грех и спасает грешника, и Он сделал все это! Только язык откровения может оправдать эту изумительную истину. Послушайте еще раз эти поразительные заявления! "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши." ""Христос умер за нечестивых». "Он не пощадил Сына Своего, но предал Его за всех нас." Что еще мы можем добавить? Разве это не достаточно, чтобы оправдать характер Бога, Его великую любовь и заверить самого ужасного грешника, что "есть прощение у Бога" за каждый грех и каждого кающегося грешника, для каждого вида преступлений и для каждого кающегося преступника! 
Есть еще один пункт отличия. Что подумал бы народ о доброте и милости государя, который, вдобавок к королевскому акта помилования, даровал бы преступнику благороднейшее положение и богатейшее состояние? И все же прощающий грех Бог делает все это для грешника, которого Он полностью и свободно помиловал. Он не только прощает, но оправдывает; не только оправдывает, но принимает и с принятием дарует Своим детям "наследие чистое, нетленное и неувядающее". Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить тех, кто был под законом, дабы нам получить усыновление. И потому, что вы сыновья, Бог послал Духа Сына Своего в сердца ваши, вопиющего: `Авва, Отче». Таково величие Бога и слава небес, к которой Он нас поднимает! Если грех прощен, если душа оправдана, мы стоим в отношении к Богу ближе, чем ангелы, и должны будем занять обитель и трон на небесах, к которому зря стремился бы сам Гавриил! "Кто Бог, как Ты, Прощающий?".
Но остается еще один момент. "У Тебя прощение; да благоговеют пред Тобою". Как это может быть? - восклицает бездумный ум. Как страх может быть плодом и следствием милости? Это несоответствие, парадокс! И все же таково слово Божие, и потому мы доверяем ему и принимаем его! Как же тогда мы должны понимать эти слова? Святой и любящий страх Божий всегда есть результат Его полного и свободного прощения грехов; это естественный, нормальный и благословенный результат. Всякий страх без чувства помилования греха является лишь законным и рабским; это не страх прощенного грешника, помилованного ребенка. Помилованная  душа видит в благодати такое явление Божьей святости и ненависти ко греху, такое развертывание Его любви, которое сразу внушает священный, благоговейный, детский страх обидеть Его. Никогда верующая душа так не оценит греховность греха, удивительное величие любви и полноту благодати, как тогда, когда сначала она видит и чувствует в некотором смысле Божье прощение. Нет ни одного человеческого дела, которое имело бы такую силу подчинять себе и выигрывать, как прощение родительское, человеческое или Божие. Сердце, которое ожесточилось в преступлениях и погрязло во грехе, которого не смогли убедить ничьи рассуждения и не подчинила никакая дисциплина, может быть растоплено милостью, завоевано прощением и любовью. Приведу иллюстрацию этой истины. Я помню, как солдат был подвергнут аресту за проступок, совершенный уже неоднократно. Он был не раз осужден, выпорот и заключен на гауптвахту, но все напрасно. Это был закоренелый нарушитель дисциплины, которого не трогали никакие угрозы. Когда офицер собирался вновь применить наказание, сержант шагнул вперед, и, извинившись, сказал: "Сэр, есть одна вещь, которой с ним никогда еще не делали". "Что это? - спросил офицер. - "Он никогда не был прощен". Удивленный этим предложением, офицер, который уже занес руку для удара, поразмышлял на мгновение, затем обратился к виновному.   "Что вы можете сказать на обвинение?". "Ничего, сэр, только я прошу прощения за то, что я сделал". - "Что же, мы решаем не налагать пока никакого наказания по этому поводу, но попробовать, что даст прощение". Преступник онемел от изумления, а затем зарыдал как ребенок. И каков был результат? С этого момента это был другой человек. Прежде позоривший свой полк и службу, он стал одним из лучших солдат, носивших королевскую униформу! Прощенный, он стал верным и послушным: уважение к дисциплине и страх обесчестить себя отныне стал для него законом. Аналогичный инцидент в жизни доктора Доддриджа иллюстрирует ту же истину. Заподозрив смягчающие обстоятельства в деле одного осужденного, ожидавшего казни в Нортхэмптонской тюрьме, он ходатайствовал королю Георгу III о его помиловании и ждал ответа. Просьба была удовлетворена, и, поспешив в камеру, он зачитал акт королевского помилования. Преступник пал к его ногам и воскликнул: "О, сэр! Я ваш слуга, ваш раб на всю жизнь, и готов платить вам до последней капли своей крови!". И если прощение так завоевывает и выигрывает людей, то какой же оно порождает страх обидеть простившего! Господи, у Тебя прощение, потому что Ты бросил все грехи мои за хребет Свой, и я буду служить Тебе с благоговением и страхом, во все дни моей жизни, и впредь буду Твоим слугой и Твоим чадом навсегда! О, как это исправляет грех, изменяет мотивы бояться его, каким стимулом к послушанию является Божье прощение! "У Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою". Вот то, что дает нам самое ясное, глубокое и торжественное видение  Божьей святости и любви, вдохновляет самый святой и любящий страх обидеть Его. А где мы найдем такое ужасаюшее явление Его святости, и такое непреодолимое проявление Его любви, как в кресте Христовом? Люди не боятся Бога, потому что они не имеют никакого видения Его святости, без чувства Его милости, и без опыта Его любви. Но Божье прощение грехов дает верующему наиболее убедительный аргумент и самый сильный мотив жить чистой, святой и благочестивой жизнью. "Благодать Божия, спасительная для всех человеков, учит нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы Великого Бога и нашего Спасителя Иисуса Христа".
Некоторые наводящие размышления вырастают из этой темы.
Пусть ни одна кающаяся душа не отчаивается в Божием прощении. У Него есть прощение для самого отвратительного грешника, и помилование для наибольшего греха. "Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив". Посмотрите, как разумны и легки условия Божественного прощения! Это не просто условия, это привилегии. Что это такое? Покаяться в своих грехах, оставить свои злые пути, отказаться от своих мятежных мыслей и лжи о Боге, от своих неверующих мнений о Христе и христианстве, от своих скептических мыслей о Библии, обратиться к Господу и принять дар Его благодати и Его изобильной милости, и впредь служить Ему в любви! Разве вы не видите, что эти условия высшее благо, что Бог может даровать или вы - получить, и что они разумны и праведны?    Почему же тогда вы должны быть не прощены? Есть ли здесь трудности, кроме тех, что вы сами создаете? Есть ли необходимость, почему вы должны быть потеряны, кроме вашей собственной нераскаянности и неверия? Вы утверждаете, что вы не можете соблюдать закон - но Христос соблюл его! Вы не можете удовлетворить притязания справедливости - Христос ответил им! Будь грехи твои красны, как пурпур, и бесчисленны, как звезды - "Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха". Это обращено к вам, у кого нет никаких заслуг и достоинств пред Господом: "Всякий, кто жаждет, иди к водам, и тот, кто не имеет денег; идите, покупайте и ешьте, да, идите, покупайте вино и молоко без денег и без платы". Тогда почему ты умрешь? Зачем тебе быть потерянным? Нарушенный закон уже не требует этого, ярость справедливости не требует этого, ибо милость не отвергнет тебя, и Бог, великий, святой Господь Бог, сказал: " живу Я, говорит Господь Бог, Я не имею никакого удовольствия в смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и был жив. Обратитесь от злых путей ваших, к чему вам умирать?". Прощение и наказание - выбирай! "Кто есть  Бог, как Ты, прощающий беззаконие, преступление и грех?".
Вот что значит Божественное прощение. Но не есть ли и великое практическое практическое предписание на основе учения о Божьем прощении человека, учение о том, что прощение есть обязанность и привилегия человека по отношению к его ближним? Истинно так! "Будьте подражателями Бога как чада возлюбленные" - вот апостольское обращение, и мы нигде больше не исполним его, чем в полном и откровенном прощении ошибок и неправоты, реальной или мнимой, со стороны наших ближних. Не много Божьих заповедей так богаты аргументами и увещеваниями, мотивами и обращениями более торжественными и сильными, чем долг прощения другого человека. Как остры и впечатляющи слова нашего Господа: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный простит вам: но если вы не будете прощать людям согрешения их, и Отец ваш не простит вам согрешений". Кто может читать эти слова, и не дрожать при мысли о том, что он укрыл в сердце неумолимый дух? Есть ли предел человеческому прощению, по решительной заповеди Христовой? Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! Сколько раз прощать брату моему грех против меня? до семи ли раз? Иисус сказал ему: "Я не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз". И далее Спаситель говорит о царском прощении слуги в отличие от неумолимого обращения того же слуги с товарищем его, заключая таким замечанием: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если вы от сердца не простите каждый брату своему согрешений". Мы признаем, что вне Божественной благодати - последний и самый тяжелый труд человека простить и забыть рану или причиненный вред; но, как однажды хорошо было замечено: "Тот, кто не может простить другим ломает мост, по которому он должен пройти сам, ибо каждый человек нуждается в прощении".
Именно на этом заостряет внимание апостол. "Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. Подражайте Богу как чада возлюбленные". Опять же, "облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы прощайте друг другу.
Что нам еще нужно? Кто может почувствовать силу и вкусить сладость всепрощающей любви Бога, узнать, что ему прощено десять тысяч талантов, а потом пойти своим путем и отказаться простить сто пенсов ближнему своему? Напрасно и самонадеянно ожидать прощения Божия для себя, если вы отказываетесь воспользоваться долгом прощения по отношению к другим.  Существует старая английская пословица. которая назидательна и для христиан: "Прощение и улыбка - это лучшая месть". Прощение - это Божественный аромат небес, который слаще любых земных цветов.
Но подлинное определение прощения одно: "побеждай зло добром". И то, что это Божие предписание прежде всего касается наших отношений к неверующим, явствует из контекста: Не мстите за себя, но дайте место гневу Божию .... Поэтому, если твой враг голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь горящие уголья на его голову". То, что этого не хватает в религии многих исповедующих людей, еще не говорит об общем непрактичном характере христианства. Недостаток любви среди народа Божьего, и истинно христианского союза и сотрудничества в деле Господнем между членами различных христианских общин не говорят в пользу обвинений, которые многие возводят против ученичества Христова. Если мы ученики прощающего Спасителя, у Него есть право спросить, что отличает нас. Это слова Самого Господа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою". Слыша эти слова, давайте перестанем дорожить в наших сердцах неумолимостью и суровостью к любому, кто, намеренно или невольно, возможно, обидел или ранил нас. Доверим наше оправдание Тому, о Ком сказано: "Отдай свой путь Господу... и Он вознесет  правду твою, как свет, и истину твою, как полдень". «Отче наш, сущий на небесах; прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Благодать Христа и молитва веры позволит нам получить эту славную и святую победу над собой. Пусть нашей ежедневной просьбой будет: "От зависти, ненависти и злобы, Боже, избавь нас".

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn