Как язык до Киева довел

Ольга Безуглова
Весна в тот далекий 1970–ый была дружная, ранняя, 19 мая погода была совсем летняя, и в Киеве цвели каштаны.  И утром был пионерский парад. Это было так красиво, так празднично, ни до, ни после я не видела такого пионерского парада.

 Но все по порядку. Накануне мы, три подруги, студентки Ростовского государственного университета, я, Ира и Валя,  досрочно сдали успешно сессию, получили командировочные (предстояло ехать на производственную практику) и решали, как провести свалившийся на нас  отпуск – целых четыре дня свободы. Жили  мы в одной комнате в общаге на Турмалиновке, но объединяло нас не только это. И хотя учились на разных факультетах - я и Валя - на биофаке, Ира - химичка, но каникулы частенько проводили вместе.  Решение поехать в Киев возникло спонтанно. В гости зашел мой друг Слава,  поинтересовался какие планы на предстоящие дни, и я вдруг ляпнула: «В Киев поеду». На самом деле, никуда я ехать не собиралась, язык сам выдал эту информацию, еще раньше, чем я успела подумать о последствиях. Слава с удивлением взглянул на Иру. Та храбро подтвердила, что да, едем в Киев. На вопрос о билетах, сказали, что билетов нет, но сейчас поедем и купим. И стали собирать сумки. В этот момент зашла Валя, навещавшая родственницу, услышав, что мы собираемся в Киев, сказала, что и она с нами. Слава пожал плечами, пожелал счастливого пути и ушел. Потом он признался, что не поверил нам, решил, что мы его разыгрываем.

А мы и сами себе не верили, но через полчаса уже ехали на вокзал. Наивные, мы думали, что Киев – это же совсем рядом. Оказалось, что если ехать поездом, так на дорогу туда и обратно фактически три дня, из отпущенных нам судьбой четырех, в нем и проведем. Переглянулись – возвращаться в общежитие, из которого мы с такими понтами только что уехали, не хотелось. И мы поехали в аэропорт. Рейс в Киев был, пролетающий из Краснодара, с посадкой в Ростове и Донецке, а вот билетов на него не было. Но кассир посоветовала подождать: за час до отлета самолета может поступить в кассу снятая бронь. Наконец объявили о посадке самолета из Краснодара,  очередь из желающих улететь в Киев образовалась к этому моменту приличная. Но мы стояли у самого окошка. И – первая удача. Есть билеты – три, как раз столько, сколько нам нужно. И вот уже провожаемые завистливыми взглядами, мы идем на посадку. Ура, мы все-таки летим в Киев! О, молодость! Мы не думали о том, что прилетаем  в два часа ночи, а  нас там никто не ждет,  и о том, как мы будем возвращаться назад – тоже не заморачивались. Но в ту поездку фортуна была на нашей стороне.

В самолете я познакомилась со своей соседкой - очень приятной женщиной, моложаво выглядевшей киевлянкой, возвращавшейся из командировки в Краснодар. Она оказалась замечательной собеседницей, мы проговорили весь полет. И когда она узнала, что я с подругами впервые лечу в Киев на три дня, и что там у нас никого нет, пригласила пожить к себе. Стеснять малознакомого человека не хотелось, поэтому я поблагодарила и отказалась. Прилетели в Киев, попрощались, она стала в очередь на такси, а мы направились в гостиницу, увы, мест не было. Выходим на площадь, и тут к нам подъезжает такси, моя новая знакомая смеется: «Ну что, я же говорила, что могут быть проблемы с устройством, поехали ко мне». Ну что делать. Переглянулись, сели к ней в такси и поехали.

Оказалось, Ася живет в самом центре города, на Крещатике, в старинном доме, на втором этаже. Квартирка крохотная, но отдельная: комната метров 10, кухня, такой же крохотный санузел без ванны, но зато с душем. В комнате – кровать, диван, еще какая-то нехитрая мебель. Уложила она нас всех троих на диване, сама с дочкой-старшеклассницей устроилась на кровати. Мы твердо решили утром снять номер в гостинице, потому что, стесняли мы хозяев конкретно. Но ничего не получилось, обошли несколько гостиниц безрезультатно – мест не было.

Так мы и остались у Аси. Утром рано уходили, приходили уже около полуночи «без ног» – ведь столько надо было посмотреть!  Да, вот еще штрих. Запомнились киевские магазины, хотя мы в них практически и не заходили, но продукты покупать надо было к столу, и после нашего, довольно голодного, Ростова, они просто поражали обилием продуктов и разнообразием выбора… Конечно, Киев – столица союзной республики, но Украина в те годы вся жила значительно лучше российской глубинки. Ростовчане ездили в «экспедиции» за продуктами в Донецк и Жданов (сейчас это Мариуполь), на севере Ростовской области – в Луганск…  Это теперь нам рассказывают, как угнетали украинцев и все остальные республики "клятые москали". Но я своей памяти доверяю больше, пришлось в те годы побывать, и неоднократно, в Латвии, и в Эстонии, в Грузии, и в Азербайджане, в Молдавии, и в Украине – везде уровень жизни был выше, чем в России.

Однако вернемся в 19 мая 1970 года. Именно этим утром началось мое знакомство с Киевом. И таким он мне и запомнился – цветущим, праздничным, приветливым, добродушным…   Кажется, мы тогда все самые главные достопримечательности все-таки увидели, и тоже благодаря Асе – с вечера мы составляли план на следующий день, по ее подсказке выбирая оптимальный маршрут. Помню, что даже попали в Киевский академический театр оперы и балета, слушали оперу Верди «Риголетто». Очень сильное впечатление на нас оказало посещение Киево-Печерской Лавры, Владимирского собора…  Три дня промчались, как один. И вот пора уезжать… Неужели все это было не сон?

С Асей мы потом переписывались до самого развала Союза, когда и в личном плане многие связи были утрачены. И среди них потеря переписки с Асей.  Я и сейчас воспринимаю встречу с ней, да и всю поездку в Киев, как чудо. Чудо, которое мы сделали сами.

А на иллюстрации пионерский парад в Запорожье. Поразила дата: 19 мая 2012 года...