1991 год. 9 декабря. Полнейшая разруха

Вячеслав Вячеславов
По радио и телевизору говорят об окончательном распаде СССР. Показывают обиженное, жалкое лицо Горбачева, который старается всех убедить, что развал Союза грозит неисчислимыми бедствиями для народа. Не он ли сделал всё, чтобы народу жилось ещё хуже? Если он не понимал, к чему приведет его перестройка, то он виноват тем более. За просчеты нужно нести ответственность,  а не скулить. Спасибо ему за распад компартии, но на большее он не способен, превратился в отработанный пар.

Вчера собрались всей большой семьей с Х. Выпили две бутылки водки, плюс коньяк и вино, и пять бутылок пива. Перед этим я настроился, что пью в последний раз,  поэтому дал волю и перепил, отныне ни капли. Ничего хорошего, тем более цены повысят, не хочу, чтобы на мне наживались.

Ника с аппетитом ела салат, торт, а ночью орала от колик, расстроен желудок, два раза приезжала скорая, наконец, увезли, но ничего не делали, то ли не было желания, то ли умения, как облегчить страдания. Определили, что у нее набухли десны — идут зубки, а в это время нужно кормить только молочной пищей. ЛОР нашел небольшой отит. Жаль, жизненный опыт не передается по наследству, теряется, словно вода в песок уходит. Днем ей стало лучше.

Я оптимист, по-прежнему не могу представить, что условия жизни будут ухудшаться. Так три года назад я не верил, что наши правители допустят до такого удручающего положения. Никакого здравого смысла. Когда хозяин знает, что нечем отдать долги, он в первую очередь сокращает расходы. Наши идиоты поступают наоборот. Тот же Горбачев  дополнительно выделил ВПК 40 миллиардов. Хотя обязан понимать, куда в первую очередь должны пойти эти деньги. Коль не понимает, то тем более незачем занимать такую должность.  Нельзя жить заслугами прошлого.

Вдруг похолодало до -15. Магазины по-прежнему штурмуются. Никто не копит.  Зарплату стараются немедленно сбыть, так как каждый день радио и телевидению сообщают о приближении свободных цен. По этой же причине пошел в парикмахерскую, хотя волосы   не очень сильно выросли. Пять минут стрижки — пять рублей. Всё нормально. Все хотят денег, плевать, что клиенты перестали приходить, кто-то же приходит. Сидят, сплетничают, ужасаются ценам.

Мужики в бригаде сделали рулетку от крышки импортной бочки, наварили стрелку и крутят. Вертится долго и указывает на выигрышный номер, так разыгрывают талоны на костюмы, книги. Даже положили по рублю,  и Линчуку повезло.

Во вторую смену приспособились уходить пораньше с работы по очереди. Сегодня я ушел в половине одиннадцатого, завтра Юра, Валера.  Работа делается, нет смысла торчать двоим на одной точке. Полученных денег за работу едва хватает на скудную еду, стоит ли стараться, тем более нас отучили от этого? Каждый создает видимость работы, и получает видимую зарплату, и все возмущаются только в курилке, среди своих.

Два года назад в сберкассах народных накоплений насчитывалось 300 миллиардов рублей, которые правительство не знало чем отоварить, и как изъять у населения? Словно это единственное препятствие для нормального существования государства.

Вроде бы не знало. Потому что стали проводить в жизнь инфляционный процесс, который превратил эту огромную сумму в груду макулатуры, стоимостью, в лучшем случае, в три миллиарда рублей. В очередной раз отыгрались на народе, снова забыв, что если народ нищ, то и государство нищее.

Коммунисты ушли в подполье и готовятся терпеливо выжидать, когда народу надоедят демократы и голодная жизнь, то есть сами запросятся в клетку,  где жизнь сытнее и можно работать спустя рукава. Жириновский безнаказанно разъезжает по городам и проповедует расистские бредни, и ему хлопают,  поддерживают. Неужели, действительно, демократия беззащитна и обречена? Жаль.

Любви, как таковой,  нет, есть голая физиология.  А как же знаменитые Тахир и Зухра? Легенда! Придумать всё можно.

Н. который покончил с собой,  когда ему не разрешили жениться на любимой? Всё та же физиология. Хотел бы я посмотреть на них в старости, что стало бы с их любовью? Не проклинал бы он тот день,  когда решил жениться? Конечно, есть предпочтение одной самки другой, но и это идет на подсознании, на инстинкте, на интуитивном опыте предшествующих поколений.

Ведь никто же не говорит о любви, когда петух залезает на курицу. О какой любви можно говорить у Отелло к Дездемоне? Здесь явно преобладает физиология самца, когда ему кажется, что самую приятную козочку уводит из гарема другой козел.

Любовь к детям тоже относится к генетической памяти,  без нее человек не смог бы выжить и создать цивилизацию. Всё до того разумно, что трудно не представить Создателя.  Этакого сверхсущества, с холодным любопытством наблюдающего за экспериментом, который грозит окончиться неудачей. Что за беда? Начнет новый.

Заседание тройки в Беловежской пуще. Прекращение действия законов СССР.

10 декабря. Горбачев не поехал получать нобелевскую премию. Написал рассказ «Дива».
http://www.proza.ru/2011/06/07/302

15 декабря утром увезли Власту в роддом. В 13ч позвонила Вика и узнала, что родилась девочка 3600. Все довольны, девочки — лучше. Родила в 10-30.  Перед выпиской обнаружили красную сыпь на теле — аллергия.  Власте было делали укол, вот и повлияло. Жаркие дебаты, как назвать девочку.

Игорь ходит расстроенный, ожидал мальчика. Его понять можно, для девочки нужна отдельная комната, а мальчику пришлось бы донашивать одежду старшего брата, всё экономичней в это страшное время. Игорек сильно простыл, поставили ОРЗ, но думаю, что это элементарный грипп, я болею уже вторую неделю, переношу легче, чем он: кашель, насморк, вялость.

У врачей, похоже,  тайный сговор — не ставить диагноз — грипп,  а ОРЗ,  что для статистики лучше, и клиника будет на лучшем счету. То есть ради копеечкой выгоды, у нас по-прежнему жертвуют здоровьем народа. Кончится ли это когда-нибудь?

97% эмигрантов довольны, что уехали из Союза, они там живут намного лучше, чем здесь. Патриотизм, конечно,  хорошая вещь, но не тогда, когда за небольшой проступок, а иногда и вовсе без него сажают в тюрьмы, а за косой взгляд на начальника сживают со свету. У нас никогда невозможно было добиться правды, даже я ребенком, понимал, что мать не сможет добиться правды, тем более такой, какой она хочет.  Это надо жить в иллюзорном мире, в каком она и жиле, лежа в постели, представляя, как в Москве прислушаются к ее словам, и нынешние начальники полетят с мест,  а ее сделают директором, за честность.

17 декабря IV съезд СССР.

19 декабря собрали с рабочих деньги на две бутылки водки. Можно представить эту прорву водки, которую нужно, чтобы обеспечить всех рабочих, раньше ведь не все брали,  а сейчас все берут.

Начала работать новая местная телестудия "Алмаз", можно поймать на комнатную антенну. Часами гоняют видеофильмы про рукопашные бои, сплошные драки и выстрелы. Переход от пионерской нравственности к жесткому капитализму. Чем это обернется для нас? Какими потерями в будущем?

В Москве приспущен флаг Союза, последний раз прозаседал парламент, приготовил документы о своей отставке. Гавриил Попов тоже — заявил об отставке, мол, устал сражаться с Моссоветом, который тут же отменяет его законы. По-прежнему нет порядка в государстве, время идет и непонятно, почему тянут время, пора переходить к реформам, дорог каждый час, а Ельцин собрался в Италию, хотя в России дел полный рот. 

Можно согласиться, что нынешнее руководство — это мальчики для битья, которые должны сделать самую грязную и неблагодарную работу, а потом придет другое правительство, которое будет налаживать порядок. Но, боюсь, что нынешнее руководство не сможет сделать эту грязную работу и уйдет, а новое побоится делать, чтобы так же бесславно не уйти.

Сегодня Николин день, морозно   -16. По Союзу нигде нет горючего, в большинстве аэропортов простаивают самолеты, не ездят машины. Вводятся карточки на хлеб и продукты. Страна разваливается, полный бардак, но паники никакой, словно так и задумывалось.

На диски начали поступать заготовки с повышенной твердостью на сто единиц, пластины летят. Но последние два месяца работали лучше, больше машин выпустили, чем осенью и летом. Наконец-то, пошли в ход некондиционные барабаны, их начали ставить на, прицепы, где конечно, требования не должны быть столь жесткими, но даже в этом нет порядка, так как наше начальство в этом не заинтересовано. 

Хотя бы поставили контейнер для некондиции, нам все равно, куда складывать брак. А так мы вынуждены бросать брак в контейнеры. С лёта барабан бьется, портится, а потом приходят и начинают искать годные барабаны для прицепов. Требовательность к качеству снизилась, уже начальники не смотрят за параметрами и чистотой, деталей, всё идет на сборку и не хватает.   Иногда привозят молоко в цеха, в восемь раз подорожавшее, по одному пакету в руки, я беру и за Вику. Глаза у женщин горят, и мне кажется, что они разорвать меня готовы за то, что у меня два пакета.

20 декабря. Шеварднадзе заявил на съезде о своей отставке. Из-за бугра присылают нам благотворительные посылки. Интересно, кто их получает?

21 декабря. Встреча в Алма-Ата глав 11-ти государств. Создание СНГ. В Тбилиси гвардейцы Кетовани начали обстрел здания парламента на улице Руставели. Население наблюдает, чья возьмет?

22 декабря утром, когда конфликт между сторонниками Гамсахурдиа и оппозицией вылился в вооруженное противостояние. Звиад Константинович обрушил шквал телефонных звонков на командование ЗакВО.  Президент умолял заместителя командующего генерал-лейтенанта Суфияна Беппаева о помощи, и просил сообщить в Москву, что он согласен войти в СНГ на любых условиях. В то же время о поддержке просила и оппозиция. Президент помощи так и не получил: Москве Гамсахурдиа со своей непредсказуемостью был не нужен.

Командующий округом ген-полк.  Валерий Патрикеев срочно отправился в отпуск. Со слов Беппаева, кульминация войны достигла 24 и 28 декабря. 24 декабря сторонники Гамсахурдиа вытеснили с проспекта Руставели оппозиционеров. Китовани был готов выйти из игры и бежать за кордон. Ситуация была критической,  и если бы не помощь небольшого подразделения российских войск,  противники президента потерпели бы поражение.

25 декабря. Рождество. В 19 часов Горбачев должен заявить о своей отставке. Министр юстиции Федоров по телевидению сказал, что видел документы, подтверждающие о причастности Горбачева к должностным преступлениям, но как ему объясняли, в то время иначе нельзя было, все так делали.

Горбачеву оставили госдачу, прежний оклад с учетом индексации и 20 человек охраны.

В Тбилиси третий день гвардейцы Кетовани воюют с приверженцами Гамсахурдия, атакуя здание парламента на ул. Руставели. Локальный бой. Остальные грузины наблюдают, чья возьмет, к тем и примкнут. Идет бой за власть, а не за идею. Похоже, народу всё равно, кто будет править. Трудно со стороны судить, не живя там. Я против Гамсахурдия, хоть он и бывший диссидент, но чувствуется, готовый диктатор, коль запрещает газеты и арестовывает оппозицию.

Вторую неделю гриппую без температуры, вялость, кашель, насморк.
Вика купила джинсовую юбку за 90 рублей, четыре детских одеяла, сшив по два получится два взрослых, которые сейчас невообразимо дороги, а эти по 56 рублей, вместо трёхсот за одно.

Если бы Гитлеру рассказали, как он кончит свои дни, стал ли бы он диктатором? Равносильный вопрос можно задать некоему молодому человеку: Начнешь ли воровать и убивать, зная, что за это расстреляют? Глупый вопрос. Конечно, начнет. Ведь он знает, что предсказателей нет, и уж если и поймают, то успеет пожить в своё удовольствие, а в тюрьме тоже живут, выходят весёлые, разбитные, позавидовать можно.

Правда, на иного подействует предупреждение, задумается и вовремя остановится.  Может быть, нужно ещё в школе действовать на молодежь путем внушения, чтобы не становились насильниками. Сейчас у них отняли последнюю веру в коммунизм, хиленькую, но всё же веру. И выходят в жизнь без всякой веры, ни в Бога, ни в коммунизм.

Верно говорят, что надо пройти через страдания, чтобы очиститься. Нужно понять, что жизнь заключается не в дубленке и шикарной одежде,  и даже не  в куске хлеба с маслом,  а в другом:  в добром человеческом общении. Но к этому мы не скоро придем.

Трудно представить, что Разум может зародиться самопроизвольно. Тогда это будет похоже на плесень, она тоже появляется без всякой цели. Должна быть целесообразность, которая предопределяет строгую детерминированность. Как ни бейся об лёд — не проломишь, не выплывешь на чистую воду,  если не суждено.

26 декабря. В эту неделю необычайно везло: на час, полтора приходил раньше с работы, а вчера на целых три часа. В 22 часа был уже дома. Мы договорились отпускать друг друга по очереди с половины одиннадцатого. И так получилось, что в понедельник меня отпустил Юра, затем Липанов,  а вчера поставили на суппорт, где в 21 ч. уже сделал, свою норму и пришел за пропуском. Скрипкин хмуро спросил:

— Ты где работаешь, на диске? Уже закончили работу?

Я объяснил, и он разрешил взять пропуск.

Сегодня же в начале смены он через Юру передал, что ему не нравится, когда мы уходим раньше того, чем кончается детали, раньше одиннадцати. Я коротко сказал:

— Ясно.

Юра встал и ушел. А я обиделся на Скрипкина, не мог сам сказать. После одиннадцати уходить нет смысла, и к этому времени детали не кончаются, то есть он просто запретил уходить. Хотя, как мастер, никак не страдает от нашего преждевременного ухода,  свою работу мы выполняем,  и на нас никаких жалоб нет, пятая часть работников уходит раньше времени на час и больше. Тем более ясно, что такая лавочка продлится недолго, после нового года закроется, и Скрипкину вполне можно было потерпеть еще несколько дней, но он побоялся за своё место, что начнут ему делать замечание.

Мне вспомнился эпизоды, когда все контролеры уже разобрали пропуска, а два всё лежали, и нам пришлось ждать, когда придут владелицы, и Скрипкин зло сказал: Работнички! Заработались. Мол, не могут вместе со всеми забрать пропуск, заставляют себя ждать.

Решил больше у него не одалживаться, не унижаться, не так уж и трудно досидеть до конца смены, тем более пока не запрещают читать.

Сказали о 11% сокращении численности состава. С холодком в груди подумал, а вдруг меня или Вику сократят? В такое тяжелое время! Хоть вешайся. Слабые так и будут поступать.  Они и сейчас так поступают. Продавать машины собираются за пятьсот тысяч, а нам платить по три тысячи, то есть и на них едва будем концы с концами сводить.

Владе позвонили с работы:  им на каждого выделили 20 бутылок водки за 220 рублей 50 к. Страшная ценность по нынешним временам. Если воры узнают — ограбят. От ЖЭКа по спискам выдали по бутылке. У  нас дома уже целый водочный арсенал.

Гена прилетает с вахты 29 декабря, а 31 вылетают в Дзержинск к родителям Нины. Не боятся. Все газеты пишут о нехватке керосина для самолетов, которые простаивают почти во всех аэропортах.

С тревогой ожидаем свободных цен. Как выпутаемся? Верить ли Ельцину, что осенью положение стабилизируется? Вчера в интервью он сказал, что проговорил с Горбачевым девять часов. Он очень недоволен созданием СНГ, но понимает, что ничего изменить не сможет. Просил оставить двести охранников, но, как сказал Ельцин, разделили на десять.

Я успел посмотреть последнее обращение Горбачева. Недовольный. Понять не трудно. Лишаться власти горше всего. Быть царем — и уйти в опалу. Сейчас его потихоньку начнут клевать за прошлые грехи. Но мне его не жаль — далек от народа, оторвался, многого не понимает. Благодарен за интересную жизнь, а не за то растительное существование при Брежневе,  когда казалось, что коммунисты ещё лет двести будут править, пока вконец не истощатся природные ресурсы, за счет чего они паразитируют.

Жалею, что нет дара предвидения, хоть небольшого, чтобы заглянуть, чем это закончится? Поэтому не могу поверить Ванге. Жульничество. Сговор. Мистификация. Если бы они могли заглядывать в будущее, уж то-то бы загорланили, а не молчали, как сейчас. Смущает Нострадамус. Совпадение, что наше государство развалилось через предсказанный им срок 73 года и 5 месяцев. Немного ошибся. На месяц? Совпадение? Притянуто за уши.

Сегодня меня поставили на диски. Уже в 21 ч кончилась заготовка на токарных линиях, и шлифовка тоже остановилась. Пихтовников сказал, что отпускает меня, но было еще не ясно, могли и привезти детали, и я отказался уходить. В 23 ч. все рабочие ушли и Пихтовников тоже, а я остался сидеть за журналом.  Юра в раздевалку принес пропуск. Скрипкин ни разу не подошел за смену. Последнее время он редко подходит,  ради приличия, чтобы разрыв был не так заметен.

Он тяготится бывшими хорошими отношениями со мной. Женщины настроены против нашей дружбы, точнее, ревнуют. Друг к другу они привыкли, а когда появляется новенький, то готовы с говном съесть. Я делаю вид, что ничего не замечаю,  но с ними перестал разговаривать, редко переброшусь несколькими словами, чтобы не было слишком всё демонстративно. Но они понимают, но и придраться не могут.

Плохой из меня христианин, я не могу прощать грехи другим, и обиды от других. Я, как и в детстве, страшно обидчив, и не люблю, когда меня обижают, стараюсь от таких держаться подальше, не контачить.

27 декабря избрали Янаева вице-президентом.

28 декабря оппозиционерам никак не удавалось выйти в эфир. Для этого нужно было захватить телебашню. В операции участвовало несколько десятков российских солдат. После гибели одного из них, как рассказал Беппаев, он испугался, что вся история может выплыть наружу,  и дал команду отойти. Нападавшие получали оружие со складов тбилисского гарнизона на территории военного городка в Вазиани.

31 декабря. Ещё вчера потеплело до -6.  Выходные перенесли на два последних дня, и всё равно, одна треть рабочих не работала, не было работы, хотя план не выполнили, администрация хвастается, что успела несколько десятков тысяч несделанных автомобилей продать по дешевой цене, задолжав, тем самым, у следующего года более миллиарда рублей. 

По-моему, это преступление и они должны нести ответственность,  но у нас всё так перемешано, что преступники выглядят героями, а герои — преступниками. Какой хозяин будет спешить продавать автомобили по заниженной цене, зная, что в очень скором времени можно будет продать в 20 раз дороже? И даже не своим заводским, а чужим, посторонним людям? Всё это выглядит очень нечистоплотно,  пахнет большими взятками и огромным воровством начальства.

Последний день работали, в основном, мужчины. Я пришел к двум часам, на два часа раньше, так как на барабане в это время уже начали работать, чтобы успеть закончить до ужина. В шесть часов я отпустил Пихтовникова домой, но он не ушел, остался на ужин, который был паршивеньким, чуть ли не каждый день дают копченую колбасу, которую есть невозможно, очень соленая.

Завод подарил всем рабочим по коробке конфет за 4 рубля, которая на черном рынке стоит 200 рублей, и пачечке спагетти в 200 гр.

"Огонек" напечатал фото Ельцина, где он на 15 лет моложе нынешнего. Своего рода подхалимаж, традиция, показывать немощных руководителей молодыми бодрячками. Не дай Бог, если снова начнут брать верх угодники.

Вспомнилось, как лет 15 назад по радио кто-то упрекал Петра Якира:

— У него отец такой замечательный — герой гражданской войны, а он против советской власти бунтует.

Какую надо иметь иезуитскую логику, чтобы попрекать отцом, которого советская власть расстреляла, а сын вынужден сиротой скитаться по детским домам? Логика родины-мачехи: я буду над тобой издеваться, а ты все равно должен меня любить, потому что я родина.

В 55 аэропортах страны не летают самолеты, нет горючего. И это в стране, добывающей больше всех нефти! И коммунисты ещё смеют поднимать голову, требовать построения социализма?! Конечно, когда кормушка утеряна, то за нее борются,  а социализмом прикрываются, как щитом, авось не поймут. И не понимают, сельчане отвыкли от нормальной работы, им по-прежнему хочется мало работать и много пить.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/10/563