1991 год. 12 января. Сворачивание демократии

Вячеслав Вячеславов
Целый день возле нашего дома бегает 6-месячная овчарка в поисках хозяев, она не понимала, куда они подевались, я тоже. Утром видел ее играющуюся с детьми и подумал, что это их собака, и они по своей халатности забыли ее. Но подошел вечер,  а она все бегала вокруг дома, то и дело, выбегая на выгульную площадку. Зашел к Власте, которая стала жить по-соседству, в квартире родителей Игоря, может быть, она знает ее хозяев? Власта сказала:

— Собаку выбросили, сейчас многие выбрасывают,  нечем кормить. Жестоко.

В Вильнюсе образован анонимный «Комитет национального спасения», объявивший, что берет власть в свои руки. В Литву введены военно-воздушные десантные войска для мобилизации призывников, появились танки на улицах, угрожающе водя дулом по толпе. Жуткое зрелище. На офицера плеснули водой из дома, и он стал стрелять боевыми патронами. Заняли дом печати, типографию, через день и р/тв. За десяток погибших,  45 госпитализировано, сотни ранено. Многие так и говорят, повторение 1968 года. Да и по всему чувствуется — откат к застойным временам.

Ю. В. Брусникин сказал:

— У Гитлера и Сталина был договор начать войну с Польшей одновременно, но Сталин коварно обманул, начал военные действия на 17 дней позже, и Гитлер обиделся.

У нас стыдливо молчат, не пишут, что мы воевали с Польшей и захватили в плен много поляков. До сих пор мало кто об этом знает,  узнав,  не верят,  слишком это невероятно.  Равносильно тому, что вдруг Бога объявили чертом. Чему молились, во что верили? А генералы КГБ продолжает творить мифы — удерживать маску Бога на личине черта, и страшно гневаются,  когда им пытаются помешать это сделать.

Кудряшов прочитал старый рассказ, отрывок из него он читал года два назад.
Я раскритиковал,  а потом подумал: зачем наживаю себе врагов? Да и сам-то  не люблю критику.  Умную — ни от кого не услышишь, а глупую — тошно слушать. 

Не лучше ли занимать нейтральную позицию, как Лёня. Он мудро понимает, что горбатого бесполезно критиковать — горб не исчезнет. Тогда какой смысл в этих сборищах? Создается видимость полезности лито, который, по сути, превращен в литературный клуб встреч людей, интересующихся литературой. Надо признать, всё держалось на обаянии Рашевской. Без  нее всё хиреет. Похоже,  она обиделась на критику ее действий, и решила нас бросить мол,  плывите, как знаете, а помогать вам не буду.

Из "Юности" пришел отрицательный ответ, который на этот раз не очень испортил настроение, так как знал, что так будет. Если раньше надеялся, то сейчас послал на авось. Которое не сработало.  Не выбиться мне в писатели.
Все внимание мира к Персидскому заливу и попутно к Литве.

16 января. Женская красота не в женщине, а в мужчине. Только он решает, красива женщина или нет. Если в нем нет желания, то, как бы она ни была красива, она ему не нужна и оставляет равнодушным. Без секса красота мертва. Конечно, можно испытывать сексуальное чувство и к дурнушке, но уже не будет трепета и душевного волнения, когда одно прикосновение к красивой женщине доставляет наслаждение.

Насилие, совершаемое на глазах ребенка, наносит неизгладимую рану не только в душе, но и на формировании всего характера. Это насилие потом подсознательно сидит в нем, делая его трусливым, осторожным. Природе нужны и такие — род должен жить.

Воспитанием, из одного и того же человека, можно сделать святого, или убийцу. У нас же наука о воспитании находится в эмбриональном состоянии, то есть  её нет,  как таковой.  Все  наши академики пед. науки современные, дети л-та Шмидта, самозванцы.  Их наука и гроша ломанного не стоит.

Гарри Каспаров назвал события в Литве русским фашизмом. Ему нечего бояться. При малейшем нажиме может остаться на Западе, с радостью примут. А что делать тем миллионам, которые тоже хотят уехать, но нет средств — едва на жизнь хватает?

Срок ультиматума истек, но войны пока нет. Предсказатели говорят, что война неизбежна и продлится 21 день, и будет последней в истории человечества.  Как это понять? Людей не станет?

В ночь на 17-е США напали на Ирак.

18 января. Кто-то мило развлекается:  на двери нашего подъезда приклеили отпечатанное объявление:

"С 12 по 20 января будет отключена холодная и горячая вода в связи с аварией канализационной сети".

Удивился, что так, заблаговременно, за день сообщают о прекращении подачи воды,  и начали запасаться водой. На следующий день объявление сорвали, и воду не отключили, а мы предусмотрительно искупались, постирали белье.  Осталось чувство, что кто-то нас обманул.

Который день барахлит лифт, каждый день чинят, говорят, что мальчишки снимают подшипники с дверей, а запасных нет. И вот, отключили лифт и повесили листочек с надписью:

"В связи с капитальным ремонтом лифт отключен". 

Но на следующий день лифт заработал и больше не ломался. Словно кто-то доводит нашу жизнь до логического абсурда.

Никонов будто проснулся — приказал останавливать работу, так как производственники не хотят оформлять листок разрешения на отклонения.  Формально он прав.  Но почему до сих пор молчал? Вставляет палки в колеса, которые и без того плохо крутятся.

Подозрительность и недоверие ко всем.  Так и думаешь, кто из вас стукач? Слава не принес вовремя рукопись,  и я сразу подумал: отнес в КГБ.  Он идеально подходит под стукача, ездит на старых «Жигулях», чтобы не привлекать внимание новой машиной, пишет слабые стишки, чтобы иметь предлог приходить в лито.

Удивляют наши старички, ветераны с орденскими планками, ничего не пишут, так как творчески несостоятельны, но регулярно приходят, им здесь интересно. Один принес толстую рукопись с 550 анекдотами в несколько предложений. Я удивился, многое было не хуже, чем то, что печатается, а он говорит, что ни разу не отдавал в редакции. Он принес мне, чтобы я прочитал, но я вернул, лишь проглядев, так как там нечего читать, юмор в таком количестве может вызвать лишь изжогу.

Вблизи линии барабанов СОЖ резко пахнет миндалем, напоминая о цианистом калии. Казалось, поодаль этот запах должен быть чуть слабее, и более приятным, но — метр в сторону — и запах миндаля не ощущается,  даже неприятный запах СОЖ не чувствуется — рецепторы носа нокаутированы.

Так ассенизатор привыкает не чувствовать вонь. А здесь люди годами работают, приобретают профессиональные болезни, но об этом никто не задумывается, и никому нет дела, у нас забота о человеке на словах,  а не на деле.  Всерьёз рассуждают о безработных, не понимая, что у них безработный имеет накопления, а мы живем" от получки до получки.

Верховный Совет решил 17 марта провести референдум о неделимости Союза.  Ради интереса я провел опрос рабочих,  и все высказались за отделение России. Все понимают, что конкретно одному человеку СССР ничего не дает, но отнимает.

В Киеве ввели рублевый перронный билет для входа на вокзал. Ровно столько платили 35 лет назад, но тогда рубль был старым. Хотя и на новый рубль без талонов ничего не купишь.

Рыжкову в благодарность за согласие на отставку дали 1200 рублей пенсии и государственную дачу в пожизненное пользование.

19 января Горбачев поставил перед ВС вопрос о приостановлении закона о печати, то есть ввести жесткую цензурую, "МН" его назвали преступником, а некоторые газеты напечатали статьи, идущие вразрез с правительственным мнением.  Кто-то из депутатов сказал:

— В 18-м году мы приостановили закон о печати и до сих пор расхлебываем последствия.

Идет явное сворачивание демократии, что не прибавляет настроения. Хотя все знали, что этим и закончится, народ привык стоять на коленях,  подниматься очень трудно.

Система от ракетной защиты в Ираке, сделанная по советской лицензии,  потерпела сокрушительный провал.  Это стало ясно уже на второй день, если не на первый.  На упрек военные отвечают, что система в Союзе сделана немножко не так. То есть можно понять, что немножко лучше? Слабое утешение.  Мы начинаем понимать, что повторяется ситуация сорок первого, то есть  наша оборона и защита ничего не стоит, всё провалится от первого же удара. У наших ракет точность попадания плюс-минус миля, а у США 30 см.

Буквально на следующий день после того, как я написал, что женская красота заключена в сексуальном желании мужчины, мне прислали открытку, чтобы я зашел за книгой Виктора Франкла, где с удивлением прочел опровержение моему выводу. В жизни очень много удивительных случайностей,  но зачастую мы их не замечаем, или же относимся именно, как к случайности, то есть исключительному случаю, который мог бы и не   иметь места в нашей жизни, и поэтому не стоит на него обращать особого внимания. Кто ищет, тот находит.

В одной газете предсказание Нострадамуса, мол, Россию ждут беды. Невольно представляешь, если Союз распадется, то Китай может позариться на наши необъятные просторы и тогда задавит нас. Тошно стало от этой мысли, но потом подумал: что мешает нам заключить мир с США, чтобы в случае китайского нападения, они бы защитили нас? Выход. Но, во всяком случае,  нас ждут страшные времена, мы слишком разобщены.

Саша Воронцов бросил пить и стал ярым противником алкоголя, не стесняясь, говорит, что все беды от водки. Мы смеемся, мол, давно ли? Но с ожесточением нападаем на его принадлежность к компартии.  Он смущенно отводит глаза и говорит:

— Слишком хорошо, ребята, я к вам отношусь, чтобы спорить.

В этой фразе слышится явная угроза, мол,  не будь вы литераторами, я бы расправился с вами,  сообщил куда следует. Неужели он не понимает всю степень ответственности партии, доведшую страну до  ручки? Вероятно, он смотрит через кривое стекло, где всё искажается.

В газете о наших соотечественниках, которые продавали за границу благотворительные посылки. Это безнравственно и преступно. А как относится к тому факту, что наше правительство поставляет продукты питания туда же, и покупает за валюту?

Почему одни рефлексируют, мучаются выдуманной виной,  а другим, хоть кол на голове теши, любое преступление нипочем? Мне подумалось, что одним в детстве было привито чувство вины, а другие не имеют представления, что это такое,  и вырастают с этим понятием, что весь мир для них и ради них, и нечего  слюни пускать.

Кто виноват в таком положении? Взрослые. Наша идиотская система воспитания, когда в педагоги идут отбросы общества, которые всё поганят.  Только когда мы поймем, что в первую очередь надо всё внимание обратить на воспитание детей, только тогда у нас может появиться цивилизованное общество.

20 января ОМОН в Риге взял штурмом здание МВД.

С 23 по 35 января, всего три дня по указу президента наше правительство решило заменить 50 и сто рублевые купюры. Многие хранят такие купюры, так как они мало места занимают, и вот все они в панике, так как  меняют только среднемесячный заработок. Многие бросились штурмовать сберкассы, давка, раздавлено три человека — передало ТСН. Правительство в очередной раз хочет выехать за счет народа.  У мафии отнять деньги очень трудно, много волокиты. А у народа проще всего, издай указ, и бюрократы тот час приведут его в исполнение.  Наше правительство с народом никогда не считалось.

Пришел к выводу, что Лёня должен меня ненавидеть за мои высказывания и действия. Но он это скрывал, вынужденно терпел моё общество и делал дружелюбный вид.  А у меня, как всегда, позднее зажигание, я начинаю понимать после того, как поезд ушел. Пожалуй, ключевым словом было его произнесенное:

— А ты мизантроп.

Это так не подходит ко мне, что я понял: так сказать мог только ненавидящий. Я ему рассказывал, что не могу плохо думать о человеке до тех пор, пока он не докажет, что он плохой. И, несмотря на это — обозвал. Удивил. Скорей, это слово к нему подходит. Не зная человека,  начинает ругать.  Я несколько раз его останавливал.

Его жена Наташа говорила о болезненной мнительности.  Я понимал, что это возможно.  Но иногда, вернее, всегда вел себя с ним, как с нормальным.  Я должен был догадаться, что ему не понравится моя реплика о том, что не люблю   болтунов, надо сначала сделать дело, а потом о нем говорить. Тогда Лёня промолчал, но выводы сделал — болтать перестал, и потерял ко мне интерес. Я реалист.  Фантастика уместна в произведениях. Возможно, это и плохо, но я уж таков.

В автобусе встретил Сорокина, который вез две тысячи купюрами по 50 рублей для обмена через тех, у кого нет таких денег. Сказал, что участок готовят к переезду, клапан снова будет расширяться.  А ему три года осталось до пенсии,  не хочется на новое место. На пенсии займется ульями, опыт есть.

В лито сказали, что Кудряшов перешел в Литцентр редактором, вместо Гришмановского, который не сработался с Валей. Этого следовало ожидать, он не привык угодничать, а Валя любит это, самолюбива, чтобы считаться с пацаном, у которого средне-техническое образование, но самомнения на два высших.

Не верится, что напечатают мою повесть. Почти равнодушен. Людмила Николаевна собиралась читать продолжение своей повести, которую она пишет, и черновой вариант опробывает на нас, и никто вслух не возмущается. Я было говорил об этом, но никто не поддержал. Саше нужно создать видимость работы лито, он рад любому чтению. Но она не пришла — на улице мело порошей, холодно.

На следующий день температура ещё больше упала до -28. С лито я ушел через пять минут, как узнал, что собираются слушать Виктора Толстого. Нет настроения слушать его стихи, которые не доставляют удовольствия, как и ему — мои рассказы. Со мной было пятеро, не считая Саши Фонфоры. Ушел по-английски.

По всей прессе и всему происходящему чувствуется, что идет процесс свертывания демократии. Неужели всё повторится? Снова будут концлагеря? Или просто зажмут до брежневского режима, когда никто не захочет пищать и возмущаться. Бедный наш народ и вся наша страна. Усиливается критика Горбачева.

По телевизору показали мандат чекистов, позволяющий реквизировать девушек для утех революционеров. Вот так вылезает истинное мурло.

23-25 января всесоюзная паника в связи с обменом 50 и 100 рублевых купюр. Я даже удивлен, как много денег у наших рабочих. У меня их нет, нечего менять. В БТК выстроилась очередь, чтобы поменять. Скрипкин попросил меня поменять несколько купюр. Мне не трудно. Встал в конец очереди и поменял.

Указ Ельцина о возвращении наименования города Самары.

2 февраля Вл. Познер в тв-интервью сказал то, о чем я не догадывался:

— Думаете, если разрешили писать и говорить о монархистах, о белых офицерах, то это демократия? Нет, на самом деле всё глубже.

И я понял. Конечно, для правителей выгодно, чтобы говорили о романах Солженицына, колдуне Тарасове, НЛО и прочей ерунде, чем о нынешнем состоянии. Это похоже на анестезирующий укол: боль не ощущается, и болезни как бы нет.

Поставили работать вдвоем с Пихтовниковым на диске.  Он говорил со мной о работе, как ни в чем ни бывало, и я подумал, что надо смирить свою гордыню, надо быть христианином и помириться с ним, и предложил ему мир. 

Но он понял это, как уступку, и начал высказывать свои претензии и обиды. Я перебил:

— Я не хочу выяснения отношений, а только перемирия.
— А как же мы тогда достигнем консенсуса,  если каждый останется при своем мнении.  Почему вы всегда говорите так, будто во всем правы? Этих сестер Федоровых следовало прижучить, а вы приняли их сторону.
— Я считаю, что каждый должен иметь право на свою точку зрения. Вы так думаете, а я иначе.
— А как же мы будем дружить?
— Я не предлагаю дружить, а только перемирие.

Но он всё пытался договорить своё,  я только кивал и продолжал чистить станок, потом второй.  Потом помыл руки и предложил ему чай из термоса. Отказался.

Он очень щепетилен в этом, похож на меня, я тоже всегда отказываюсь, чтобы не чувствовать себя чем-то кому-то обязанным. Многие быстро переступают грань дозволенного, если позволяешь сократить расстояние между собой.

Вдруг пришло в голову, что можно сразу после работы поехать в лито и наедине поговорить с Фонфорой о своей старой рукописи.

В 16-20 я был на месте, но на двери висел замок. Пришлось ждать, смотреть на заснеженный мир. Снег всё падал.  И Дворец спорта был в небольшой снежной дымке. На его фронтоне бежала информационная строчка из красных тусклых букв. За черными верхушками голых деревьев невозможно ничего прочитать. Люди идут с работы домой. Тишина. Не полная.  Откуда-то доносится музыка, взвизгивают мальчишки в снегу. Красота. Частый мир.  Полезно так остановится, и посмотреть вокруг неспешными глазами. Тепло.  -1. 

Через десять минут пришел Фонфора.  Взял у него совковую лопату и прорыл две дорожки в сыпучем снегу. Пришел пьяный Толстов. Я не удержался:

— Что это ты каждый раз пьяным приходишь?
— Когда, каждый раз?

Но я не стал заводиться, какое моё дело, пусть спивается. Все молчат, один я всегда выступаю, радетель нравственности. После развода он снова, видимо, живет в общежитии, на нем грязная рубашка, какую ношу на работе.

Я был прав в своем предсказании, из него ничего не получится, он сопьется. Людмила Николаевна похвалила меня за работу по расчистке снега, и принялась рассказывать про своего сына-инженера, несколько лет работал дворником и чистил снег, когда его наваливало очень много. Я понял, что она будет читать продолжение своей повести, и, пока вечер не начался, вышел и надел пальто. Гришмановский стоял с Толстым и курил.

Хлебниковы были в воинской части у Алексея, который не писал потому, что попал в госпиталь после избиения, мол, от троих отмахался, но с пятью не сладил. Вызвали к майору, но фамилию отказался назвать из страха, что снова будут бить. Майор рассказал, что недавно казах убил узбека, армия деморализована, офицеры боятся солдат и чувствуют своё бессилие.

И в такой обстановке вводится совместное патрулирование с милицией, все, кроме президента, понимают, что это глупость. Горбачев войдет в историю России, как человек, больше всех наломавший дров.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/09/433