Шахматные юбилеи

Виктор Песин 2
               ШАХМАТНЫЕ ЮБИЛЕИ 
         
         ВЫСШИЙ ОРГАН МИРОВЫХ ШАХМАТ
   
   В этом году Международная шахматная федерация - ФИДЕ отметит свое 90-летие. Попытки создать высший орган мировых шахмат предпринимались не раз, но удалось это лишь в 1924 году, во время проведения восьмых Олимпийских игр в Париже.
   Созданная организация объединяла лишь 14 стран, сегодня число входящих в ФИДЕ государств – 173! Впечатляющая цифра!Девиз ФИДЕ – «Мы одна семья!» Сегодня штаб-квартира организации находится в Афинах, возглавляет ее без  малого последние 20 лет россиянин Кирсан Илюмжинов. ФИДЕ установила международные правила самой древней игры,  спортивные и судейские шахматные звания, а главное – популяризирует во всем мире любимую игру миллионов, проводит международные соревнования, в том числе чемпионаты мира и шахматные Олимпиады.
   Самым первым президентом в 1924 году был избран Александр Рюб (иногда его фамилию пишут – Рюэб). За прошедшие 90 лет ФИДЕ руководили всего шесть шахматных деятелей, кроме упомянутого выше Рюба - швед Фольке Рогард, голландец, экс-чемпион мира по шахматам Макс Эйве, исландец Фридрик Олафссон, филиппинец Флоренсио Кампаманес и россиянин Кирсан Илюмжинов.
   Особо хочется выделить из этого ряда Макса Эйве. В 1921 году 20-летний Эйве, окончив Амстердамский университет, стал преподавателем математики в одном из женских лицеев. В том же году он впервые завоевал титул чемпиона Голландии по шахматам. И с тех пор шахматы и математика шли рядом на протяжении всей его жизни. В последующие годы Эйве выиграл несколько крупных международных турниров, став одним из сильнейших шахматистов планеты.
   И вдруг, как бомбы взрыв, решенье –
   Расстаться с шахматной игрой!
   Вполне логично объясненье:
   «Такая мысль не впервой –
   Ведь я ученый и науке
   Обязан жизнь посвятить,
   И я развязываю руки,
   Чтоб математике служить!»…

   Бывают в жизни совпаденья:
   Едва он к этому пришёл,
   Алехин предложил сраженье,
   И ставка – шахматный престол! …
   Алехин не сомневался в своей победе. Он даже без колебаний согласился играть в Голландии, посочувствовав одному из помощников Эйве – чехословацкому гроссмейстеру Сало Флору: «Кому ты взялся помогать? Твоя помощь Эйве – как мертвому припарки!» Алехин и в самом деле уверено начал состязание: после девяти партий счет был 6:3 в его пользу. «Это будет не матч, а игра кошки с мышью!» - убежденно заявил он. Однако голландца никак  не устраивала  роль «мыши», и он, вырвав инициативу, к неописуемому восторгу своих соотечественников одержал победу и стал пятым в истории шахмат чемпионом мира.
   Голландия ликовала. Имя Эйве было у всех на устах. Где бы он ни появлялся, его тут же узнавали и просили автографы.
   Случались, правда, и курьёзы –
   Поистине и смех и слёзы:
   Однажды в поезде сосед,
   Своего кумира не узнав,
   Из  сумки шахматы достав,
   Вдруг заявил: «Мне равных нет!

   Я в нашем клубе чемпион! –
   Добавил он солидно, -
   Играть со мною – не резон,
   Но проиграть не стыдно!»

   Конечно, ясен был итог:
   Хвастун, три раза сдавшись кряду,
   Взорвался гневною тирадой:
   «Проклятье! Есть на свете Бог?
   Сдаться случайному соседу!?
   Меня, привыкшего к победам,
   Все величают с давних пор
   «Макс Эйве клуба!» О, позор!»…
   Конечно, новый чемпион мира трезво оценивал свои шансы в предстоящем матче-реванше с Алехиным. И он оказался прав – Алехин уверенно  победил и вернул себе шахматную корону. Новые попытки Эйве подняться на главную вершину мировых шахмат успеха ему не принесли.
   В 1970 году на Конгрессе Международной шахматной федерации Эйве единогласно избрали ее президентом. Он был, пожалуй, самым энергичным руководителем ФИДЕ. За восемь лет своей бурной деятельности на этом высоком посту Эйве  посетил десятки стран Европы, Америки, Азии, Африки и Австралию, внеся огромный вклад в дело популяризации шахмат во всем мире. «Летучим голландцем» любовно называли его миллионы любителей шахмат. Недаром гроссмейстер Сало Флор как-то довольно остроумно заметил: «Единственное, что еще не успел Эйве за 80 лет своей жизни, так это … нажить себе врагов»…
   Полная противоположность Эйве – филиппинец Флоренсио Кампоманес. Он – единственный из руководителей ФИДЕ, кто просто надругался над девизом возглавляемой им организации.
   В 1978 году во время исторического и скандального матча за шахматную корону в филиппинском городе Багио между любимцем советской партийной верхушки Анатолием Карповым и невозвращенцем, «злодеем» Виктором Корчным председатель оргкомитета Кампоманес, мечтавший стать президентом ФИДЕ, сделал все возможное, чтобы шахматы превратились в антишахматы. Именно так озаглавил свою книгу об этом матче Виктор Корчной. После неудачной попытки шахматной федерации СССР изгнать Корчного из официальных соревнований ФИДЕ руководитель советской делегации в Багио Виктор Батуринский энергично взялся за «обработку» Кампоманеса.
   Прежде всего, он пообещал филиппинцу, что советская федерация обеспечит ему победу на предстоящих выборах президента ФИДЕ, если в Багио он будет делать все «как надо». И Кампоманес стал буквально «ручным». Нет нужды вспоминать длинный перечень его «подвигов во славу советских шахмат». Назову хотя бы запрет Корчному выступать под швейцарским флагом, хотя федерация шахмат Швейцарии письменно просила об этом, отказы Корчному после его многочисленных справедливых протестов, не принятия мер против появления в зрительном зале сверлившего взглядом Корчного советского парапсихолога Владимира Зухаря и тому подобное. 
   Все это выводило Корчного из душевного равновесия, и он, не уступавший по всем шахматным параметрам Карпову, проиграл матч. И хотя спустя три года в их новом состязании в Мерано Корчной играл гораздо слабее, но «команда Карпова», добрую половину которой составили агенты КГБ, вновь вылила на «злодея» весь свой арсенал гнусных провокаций.
   Честь и гордость – понятья эти
   Тогда – лишь сказочная быль:
   Давно на шахматной планете
   «Советский» утвердился стиль.

   И Карпов – в этом суть проблемы –
   Имя, достоинство своё,
   Продав, стал символом системы,
   Став и … заложником её.

   Необъяснимо, даже странно:
   С его талантом, грозной силой
   Позором, униженьем было
   «Месить грязь» Багио, Мерано…
   И в 1984 году в матче Карпова с претендентом на шахматную корону Гарри Каспаровым вновь «во весь голос» заявил о себе взошедший пару лет назад на высокий пост президента ФИДЕ (не обманул его Батуринский!) Кампоманес. Матч складывался очень неудачно для Каспарова: после 27 партий счет был разгромный – 5:0 в пользу чемпиона мира.
   Почти шесть месяцев борьбы …
   И Карпов, баловень судьбы,
   Вдруг дважды терпит пораженье –
   Неужто перелом в сраженье?

   «Матч прекратят – у чемпиона
   Для продолженья нет уж сил!» -
   Изрёк Ботвинник убеждённо,
   А он-то знал, что говорил!

   И «Карпоманес» тут как тут!
   Назвал его так метко Спасский,
   Сказав: «После победной встряски
   Выиграть Гарри не дадут!»
   И вот решение готово:
   «Матч прекратить – назначить новый!»

   Так завершилось состязанье …
   «Любимец партии, народа»
   Продлил с грехами на полгода
   Не раз запятнанное званье.
   Вновь торжествует произвол
   В борьбе за шахматный престол… 
   Очень многие любители шахмат с облегчением вздохнули, когда президентом  ФИДЕ вместо опозорившего этот высокий и почетный пост «Карпоманеса» избрали россиянина Кирсана Илюмжинова …