Анатолий Гладилин

Майя Уздина
вторая редакция.

Гладилин Анатолий Тихонович (р. 1935), русский советский писатель. Родился 21 августа 1935 в Москве. После окончания школы работал электромехаником, рабочим, несколько месяцев проучился в военном училище.

В 1954–1958 учился в Литературном институте им. А.М.Горького. Был и.о. заведующего отделом искусства и культуры газеты «Московский комсомолец», редактором киностудии им. М.Горького, много ездил по стране.


С писателем Анатолием Гладилиным встречалась я во время работы в библиотеке. Довольно странно происходила эта встреча. Незадолго до этого прогремели на всю страну и взбудоражили читающую публику  имена  Василия Аксёнова и Анатолия Гладилина. Он дебютировал на страницах "Юности" в 1956 году повестью "Хроника времен Виктора Подгурского». Было ему тогда 20 лет.

Эти книги рассказали о том, что на самом деле происходило с современной молодежью. Авторы первыми сказали правду. И тогда это казалось какой-то фантастикой. Они  писали языком, которым говорила молодежь. Они оказались в нужном месте в нужное время.

В годы хрущевской "оттепели"  имя Гладилина получило широкую известность вместе с именами Василия Аксенова, Булата Окуджавы, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной.

Вот его собственные воспоминания об этом времени:  «Нам повезло еще и в том смысле, что мы успели войти в литературу. Трудно было "закрыть" Васю Аксенова. Когда же перестали печатать мои книги на современные темы, я ушел в историческую прозу. Однажды на конференции журнала "Юность" ее тогдашнего главного редактора Бориса Полевого спросили, почему он не публикует Гладилина. Тот ответил: "Я бы с удовольствием его печатал, но он молчит, исписался".

 А у меня стол ломился от новых вещей. Но вот следующему поколению сразу дали по голове после того, как поняли, что мы люди настолько самостоятельные и известные, что с нами трудно справиться. Когда считали, что я напечатал антисоветскую вещь или когда я подписывал письма в защиту Синявского и Даниэля, а потом Солженицына, меня вызывали в ЦК партии, хотя я никогда не состоял в ее рядах.»

В то время я начинала устраивать литературные встречи в библиотеке. Первые знакомства того времени сохранились на долгие годы. В. Порудоминский, Н. Эйдельман, В.Лакшин…И решила я устроить вечер популярного автора Анатолия Гладилина.

Приглашали писателей через Отдел пропаганды советской литературы при Союзе писателей. Находился он рядом с ЦДЛ и размещался в большой комнате, перед которой был узенький коридор. Три дамы давали работу библиотекарям и писателям. Библиотечные работники просили интересных писателей, а писатели ждали встреч, чтоб немного заработать. За выступление платили гроши, кажется, 7 рублей. Несколько раз я просила о встрече с Гладилиным, а мне отказывали, Он, мол, занят, на встречи не ходит. Но не на ту напали. Я достала телефон писателя и довольно серьёзно стала выговаривать за отказ от встреч.

Оказалось, всё это враньё. Над ним уже сгущались тучи недовольства. Его не печатали, не выпускали  на выступления. Тогда мы сговорились с Анатолием Гладилиным пойти на маленькую хитрость. Вместе поехали в Отдел пропаганды Союза писателей, я вошла,  а он задержался в коридорчике. Когда я произнесла его имя,  попросив путевку на встречу, а мне отказали, сославшись на его занятость, он появился в комнате и возразил, сказал, что  хочет пойти на встречу. Мы победили.

И встреча состоялась. Зал был полон, он читал свои новые рассказы.
И здесь в мои воспоминания входит молодая девушка, присутствовавшая на встрече.
Она задала вопрос писателю: Если Ваши рассказы такие хорошие, почему же их не печатают? Как молоды и наивны мы были!

Гладилин никогда не был  диссидентом, никогда не хотел свергать советскую власть и считал, что она на века. Во время "оттепели" в 1961 году он побывал с группой советских писателей в Париже. Город показался раем земным.  Но когда он приехал на постоянное жительство, то очень быстро почувствовал: одно дело оказаться во Франции туристом, а другое - жить. Такого Парижа его молодости он больше не видел.
Гладилин открыто выступил против суда  над Даниэлем и Синявским. В 1976 году Анатолий Гладилин был вынужден эмигрировать из страны. С тех пор живёт в Париже.

В эмиграции он работал на радио «Свобода» и « Немецкая волна».
«У меня не было никаких иллюзий. Вася Аксенов в мемуарах "Таинственная страсть" написал о Подгурском - то есть обо мне - что он уехал без копейки денег, без всяких связей, рассчитывая на какое-то чудо. Когда самолет пересек границу, я сказал себе: "Забудь, что ты был известным писателем. Здесь тебя никто не знает. Здесь надо работать.

Я стал работать в парижском бюро "Радио Свобода". У нас собрались такие замечательные люди, как Галич, Максимов, Некрасов, поэтесса Наталья Горбаневская, которая вышла на Красную площадь, протестуя против вторжения в Чехословакию. Журналистика меня очень увлекла. Я впервые занялся политикой - как французской, так и международной, а литература отошла на второй план. В России я, несомненно, написал бы больше».

Он издал скандальную книгу "Жулики, добро пожаловать в Париж!", в которой во всех бедах обвинял афро-арабскую эмиграцию.  Набирает силу исламский фашизм, который просто-напросто завоевывает Европу. Защищаться будут разве что немцы и англичане, которые привыкли драться, но не французы. Они не сопротивляются. Иначе тебя могут объявить расистом. Они считают: выжили под немцами, выживем и под мусульманами.
Анатолий Гладилин иногда приезжает в Россию. Для знакомства читателей со стилем этого автора читатели смогут прочитать его записки  о  последних днях в Париже Булата Окуджавы.

ПРАРИЖ. ОКУДЖАВА. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ
www.rg.ru/Anons/arc_2001/0609/5.shtm;
 

   
     "... Булат Окуджава умер не в Безбожном. Но совершенно точно - жил он и будет жить в Божественном, в доме Божественной Поэзии, где прописан навечно.
Виталий ДЫМАРСКИЙ."

 
 Произведения Анатолия Гладилина:

«Хроника времен Виктора Подгурского» (1956)
«Идущий впереди» (1958)
«Бригантина поднимает паруса» (1958)
«История одного неудачника» (1959)
«Дым в глаза. Повесть о честолюбии» (1959)
«Песни золотого прииска» (1960)
«Вечная командировка» (1962)
«Первый день нового года» (1963)
«История одной компании» (1965)
«Евангелие от Робеспьера» (1969)
«Прогноз на завтра» (1972)
«Сны Шлиссельбургской крепости» (1974)
«Два года до весны» (1975)
«Секрет Жени Сидорова» (1975)
«Тигр переходит улицу» (1976)
«Репетиция в пятницу» (1974—1975)
The Making and Unmaking of a Soviet Writer, Ann Arbor, 1979 (книга о советской литературе 60-х годов, опубликованная только на английском)
«Парижская ярмарка» (1980)
«Большой беговой день» (1983)
«ФССР. Французская Советская Социалистическая республика» (1985)
«Меня убил скотина Пелл» (1991)
«Тень всадника» (2000)
«Меч Тамерлана» (2005)
«Жулики, добро пожаловать в Париж» (2007)
«Улица генералов» (2008)
Ссылки
Анатолий Гладилин в «Журнальном зале»
Гладилин, Анатолий Тихонович
«Евангелие от Робеспьера». М.: Политиздат. 1969
Анатолий Гладилин: Европа сама себе роет яму